Диссертация (1097286), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Оппенгейм Г. (1916), основоположникконцепции травматического невроза, отмечал, что для него «совершеннонепонятно,какможетпсихиатрическиобразованныйврачтакнедооценивать колоссальные психотравмирующие факторы войны, как онможет думать, что они оказывают на нервную систему только мимолетноевлияние» 94 . И уже двумя годами позже Фрейд З. (1918) рассматриваетразвитие психологической травмы в рамках конфликта Я. Вот как онпишет об этом феномене: «Конфликт происходит между прежним мирнымЯ солдата и его новым воинственным Я, и он обостряется, как толькомирное Я солдата осознает, какой опасности оно подвергается… Старое Язащищается от смертельной опасности бегством в травматическийневроз»95. Фрейд отмечает катастрофичность природы «конфликта,вызванного необходимостью выбирать из двух альтернатив – убивать илибыть убитым, при этом – далеко не всегда осознавая правоту такихдействий»96.93Там же.Там же.
С. 6.95Решетников М.М. Психическая травма. СПб., 2006. С. 49.96Решетников М.М. Психическая травма. СПб., 2006. С. 50.94107В нашей стране в период Великой Отечественной войны наиболееорганизовано и масштабно реабилитационная работа по лечению ивосстановлению раненых и инвалидов войны проводилась на Южном Урале.На базе одного из нейрохирургических эвакогоспиталей А.Р. Лурия,основоположникомнейропсихологии,быласозданагруппанаучныхсотрудников, которая занималась реабилитационной и психокоррекционнойработой с ранеными и инвалидами.
Основным направлением их работы быловосстановление нарушений психической деятельности, речевых функций,расстройств восприятия, движения и др. В аналогичном госпитале возглавлялработу по восстановлению утраченной гностической чувствительности идвижений после ранений, путем специальной организации осмысленнойпредметной деятельности раненых, уже известный психолог А.Н. Леонтьев.В эвакогоспиталях Тбилиси работал над дифференциальной диагностикой иметодиками восстановления утраченных функций последователь В. М.Бехтерева - Б.Г. Ананьев97.Медицинская реабилитация после второй мировой войны приобреластатус самостоятельного направления, целью которого являлось оказаниепомощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы,лицам с неврологическими нарушениями98.В настоящее время в рамках медико-психологического подхода креабилитации участников (инвалидов) боевых действий актуальнымявляется изучение проявлений и последствий боевого стресса (КитаевСмык Л.А., Караяни А.Г., Сыромятников С.В.), боевого стрессовогорасстройства (Литвинцев С.В., Снедков Е.В., Резник А.М.), боевойпсихической травмы (Решетников М.М., Магомед-Эминов М.Ш., КараяниКараяни А.Г., Караяни Ю.М.
Теория и практика психологической помощи участникамбоевых действий в годы Второй мировой войны // «Юридическая психология. 2014. N 3.С. 15-23.98Караяни Ю.М. Психологический аспект в медицинском подходе к реабилитацииинвалидов // Вестник Российского нового университета. Выпуск 1. НОУ ВПО«Российский новый университет».
М., 2014. С. 26-29.97108А.Г.), посттравматического стрессового расстройства (Тарабрина Н.В.,Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Химчан З.Г., Падун М. А., Соловьев И.В.).Надо отметить, что в условиях боевых действий комбатантам приходитсясталкиваться с множеством психотравмирующих факторов, которые вдальнейшемнавязчивогостановятсявторженияпричинамиосновныхтравматическогосимптомовопыта,ПТСР:избегания,гипервозбуждения. Зачастую такая симптоматика требует не столькомедицинской помощи, сколько психологической. Сами ветераны говорят обэтом так: «Человек с войны вернулся, а душа – нет». И свидетельствомэтому являются случаи обращения за психологической помощью ветерановвойны, через десятки лет после ее окончания, с симптомами ПТСР99.Очевидно, что начальным этапом всей системы реабилитацииявляется медицинская реабилитация, которая «представляет собой комплексмер,направленныхнавосстановлениеутраченныхфункцийиликомпенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов,приостановление прогрессирования заболеваний» 100 .
Нет сомнения в еепервостепенности, необходимости и важности, так как трудно переоценитьзаслугу врача в спасении жизни и сохранении здоровья человека. Однако,по нашему мнению, нельзя игнорировать и недооценивать значенияпсихологической составляющей на этапе медицинской реабилитации,эффективность которой непосредственно зависит от психологическогосостояния пациента.Вряд ли можно считать нормальным, что опрошенные нами инвалидыбоевых действий (N=318) показали, что ни один из них не может вспомнитькаких-либо элементов психологической помощи на госпитальном этапе.При этом большинству из них приходилось встречаться с информацией отом,99какимпсихологическиминтервенциямподвергаютсялюди,Тарабрина Н.В. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2007.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация.
М.: Дашков и К, 2003. C.63.100109подвергшиеся террористическим актам, попавшие в катастрофы, и дажеспортсмены, получившие травмы. Уже на первом этапе реабилитации уинвалидов боевых действий возникает ощущение «забытости». Этоощущение входит в острое противоречие с «эффектом ожидания» - верой вто, что они заслужили внимания своим самоотверженным трудом на благоРодины, своей жертвенностью.В ходе исследования вопросов психологической помощи раненымучастникам боевых действий на госпитальном этапе, проведенногоМитасовой Е.В., имели место признаки профессиональной деформациимедицинскогоперсоналагоспиталя,которыепроявлялисьв,такназываемой, «потере больного», когда лечащий врач не видит перед собойживого человека, не учитывает его личностных особенностей.
В сферекоммуникативноговзаимодействиямеждувоеннослужащими было обнаружено, чтоврачамиираненныминеуспешные врачи нередкодемонстрируют такие негативные признаки, как низкий уровень развитияэмпатии; слабо развитое отношение к другим людям как к ценности;отрицательнаянаправленностьинтеракций;игнорированияпсихологическогосостоянияповышенныйпациента;уровеньотсутствиеотношения к пациенту как к активному соучастнику; возложение большейответственности за успехи лечения на таблетки, аппаратуру, нежели насамого себя; отсутствие дружелюбия101.В тоже время специалисты реабилитационных центров, санаториев(врачи,психиатры,восстановительнымпсихотерапевты,лечениеминвалидовпсихологи),отмечают,занимающиесячтоужеприпервоначальном знакомстве с такими пациентами очевидна их потребностьвпсихологическойреабилитации,котораявызвана,преждевсегоизменениями в жизни после травмы, а именно их полной зависимостью и101Митасова Е.В.
Социально-психологические условия психологической реабилитациираненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ: дис. … канд. психол.наук. М., 2004.110пассивностьюдажеприблагоприятномпрогнозированиивосстановительного процесса102.Медицинское видение процесса реабилитации не лишено недостаткови главный из них – обезличивание пациента, т.е. восприятие его травмы,дефекта отдельно от него самого. Можно сказать, что «личность пациента иего индивидуальная история, а также ее изменения под влиянием среды и(большей частью) психофармакологического лечения «присутствуют» здесьлишь в качестве некоего побочного несущественного фактора»103.
В данномконтексте не лишним было бы вспомнить врача-психоаналитика МихаэляБалинта, который еще в 1957 году опубликовал книгу «Врач, его пациент иего болезнь», в которой он сконцентрировал внимание на роли «Я»пациента в общей медицине.Надо отметить, что формально в рамках медицинской реабилитации опсихологической составляющей упоминается практически на всех ее этапах,но в действительности лишь на санаторном этапе (далеко не всегда) можнонаблюдать практическую реализацию психологического сопровожденияинвалида.К сожалению, сегодняшний подход к медицинской реабилитацииявляется типичным и, по мнению многих специалистов, требует болеедетальной доработки психологического аспекта. По нашему убеждению,«нехваткой» психологической помощи именно на госпитальном этапеобъясняется уязвимость и неуверенность в себе инвалидов в дальнейшем.Мы полагаем, что именно на госпитальном этапе инвалидудолжна быть предоставлена основная часть психологической помощи(систематическогосопровождения)высококвалифицированнымспециалистом-психологом.
По данному вопросу мы разделяем мнениеМитасовой Е.В., согласно которому «психологическая реабилитация на102Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитацияпациентов с последствиями спинальной травмы. Самара: Бахрах-М, 2011. – 272 с.103Решетников М.М. Психическая травма. СПб., 2006. С.
17.111госпитальном этапе должна представлятьсистему взаимодействияличности, социальной среды, профессиональной деятельности психологов иврачей в интересах создания благоприятных социально-психологическихусловий и оптимизации психореабилитационного процесса»104.В подтверждение вышесказанному приведем несколько примеров.Один из пациентов, сам профессиональный врач,делится своиминегативными воспоминаниями, своим кошмарным чувством, ставшимособенно острым «когда хирург решительно сказал, что моя проблема –ерунда,противоречатемсамыммоемусамомуэлементарномувосприятию, восприятию, на котором базировалось мое основополагающеечувство самости, целостность моей личности.
Когда я был физическибеспомощен, ограничен, я чувствовал себя и морально беспомощным,парализованным, стесненным, и не просто ограниченным, но скованным,обреченным на роль и положение отверженного»105. А вот мысли этого жепациента после выздоровления: «Меня торопили, даже мягко подталкивалифизиотерапевты, которые твердо знали: нужно поторапливаться, нужнодействовать, нужно сделать первый шаг … каждый шаг был чудом – и могникогда не случиться без побуждения со стороны других»106.Такие«исповеди»являютсянагляднымсвидетельствомсвязипсихологического состояния пациента (его личностных качеств, установокнавыздоровлениеили,наоборот, наинвалидность)сдинамикойзаболевания, с его исходом. Это еще раз доказывает, что изучениепсихическогосостояниябольного,учетегоиндивидуально-психологических и личностных особенностей - важный аспект деятельностиврача, имеющий большое значение в достижении успеха в излечении.104Митасова Е.В.