Диссертация (1097286), страница 14
Текст из файла (страница 14)
В одной из американских школ учитель провел следующий76эксперимент. Он разделил детей по цвету глаз и заявил, что в соответствии споследними научными данными кареглазые дети более интеллектуальноразвиты, активны и обладают выраженными лидерскими качествами. Ужечерез несколько дней кареглазые дети сидели на первых партах, ониактивно участвовали в занятиях, получали более высокие оценки,выполняли лидерские функции в классе. Сероглазые, даже те, кто раньшебыл отличником и проявлял активность, упали духом, ушли на второй план.Они стали ощущать себя людьми «второго сорта», подвергаться не простонасмешкам, но и физическим нападкам кареглазых. Так продолжалосьнекоторое время.
Но однажды учитель заявил, что он ошибся. На самомделе, это сероглазые обладают лучшими интеллектуальными и лидерскимикачествами.Социально-статуснаяструктуракласса,активностьиуспеваемость учеников мгновенно изменились на 180 градусов66.О чем свидетельствует данный эксперимент? О том, что когдасоциальная общность делится на группы и имеет место социальноесравнение, возникают социальные стереотипы, предрассудки, ошибочныесуждения, которыеимеют огромную власть над людьми. Когда«включаются» такие стереотипы, люди переходят от восприятия друг другана уровне «личность – личность» к восприятию на уровне «член однойгруппы – член другой группы».
Такое, межгрупповое, восприятиеосуществляетсяспомощьюмеханизмовсоциальноговосприятия(Тэджфел Г., Агеев В.С.):- социальная категоризация (упорядочение социального окружения втерминах распределения людей по группам, в том числе и в группу«инвалиды»);- социальная идентификация – отнесение себя к какой-либосоциальной группе (например, к группе «инвалиды»), что завершается66Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология.
Психологические законыповедения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.77формированием социальной идентичности – ощущения себя членом даннойгруппы;- социальное сравнение различных групп и их представителей (от «нетакой», «непонятный», «неудобный», к «нехороший», «нежелательный»,«неприемлемый»);- межгрупповая дифференциация (разделение на группы от «мы» и«они» до «свои» и «чужие», «свои и враги»);- межгрупповая дискриминация (ущемление представителей другихгрупп в распределении статусов, духовных и материальных ценностей)67.В общественном сознании формируются специальные представления,стереотипы, о различных социальных группах, например, в том числе обинвалидах.
Стереотипы, в которых содержится явная или скрытая оценкапредставителей конкретной социальной группы как неспособных кполноценной социальной жизни и определенная установка по отношению кним, называются социальной стигмой, ярлыком, который обществонавешивает на члена той или иной группы.И. Гофман 68 описывает принципиальный процесс стигматизации сиспользованием механизмов межгруппового взаимодействия.
В этомпроцессе можно выделить несколько важных моментов (этапов) ирассмотреть их применительно к военнослужащим – инвалидам боевыхдействий.Во-первых, как упоминалось нами ранее, общество устанавливаетспособы категоризации людей и определяет набор качеств, которыесчитаются нормальными и естественными для каждой из категорий. Ссамого начала получения боевой травмы военнослужащим социальная средаТэджфел Г.
Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальнаяпсихология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 229-243. Агеев В.С.Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.68Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1.Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальнаяидентичность.6778(в первую очередь медицинский и обслуживающий персонал в госпиталях,комплексах реабилитации и восстановления и др.) уже устанавливает, какиеиз них относятся к категории условно «здоровы» (например, травма «легкойстепенитяжести»,«среднейстепенитяжестибезосложнений»,«поверхностное ранение» и т.д.), а какие «больны» и какие качества имдолжны быть присущи. Нередко раненых, которых относят к категории«больны»,медицинскиеработникиназывают«колясочниками»,«ампутантами», «контуженными», «ревматиками» и т.д.69 И данная оценкапроявляется в повседневной практике социального взаимодействия напоследующем этапе лечения, реабилитации (восстановления) и коррекции,выступая в роли своеобразного стереотипа, особенно не задумываясь опоследствияхподобноговосстанавливаютсяобщения.Исамостоятельно,какаследствие,«больные»«здоровые»-остаются«колясочниками», «ампутантами», «контуженными» и т.д.Во-вторых, при встрече с незнакомым ранее военнослужащим первоеже впечатление от его внешности позволяет нам отнести его к той или инойкатегориииопределитьегокачества–т.е.его«социальнуюидентичность».Следует заметить, что в первую очередь мы обращаем внимание на текачества,которыеотличаютсяотсложившихсяпредставлений(стереотипов) на то, каким должен быть военнослужащий.
Ярким примеромэтому является описанный в литературе случай с Алексеем Мересьевым(Маресьевым) после выписки из госпиталя, когда он сидел на скамейке впарке.«Один босой мальчуган, удирая от приятеля, споткнулся овытянутые ноги летчика и полетел на песок. На мгновенье круглая рожица69Митасова Е.В. Социально-психологические условия психологической реабилитациираненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ: дис. … канд. психол.наук. М., 2004.79его исказилась плаксивой гримасой, потом на ней появилось озадаченноевыражение, сменившееся настоящим ужасом.
Мальчуган вскрикнул и, сострахом глянув на Алексея, пустился прочь… Поглощенный своими думами,Алексей не видел всего этого. Он заметил мальчуганов, смотревших на негос удивлением и страхом, и только тогда до сознания его дошел их разговор.— … Летчик как летчик, старший лейтенант, — серьезно заметилбледный и худой паренек лет десяти.— … Говорю вам: не настоящие, а деревянные, — оправдывалсякруглолицый мальчуган.Мересьева точно в сердце укололи. И сразу не так уж ярок и веселпоказался ему день.
Он поднял глаза, и от взгляда его ребята попятились,продолжая смотреть ему на ноги.— Дяденька старший лейтенант,… у вас какие ноги — настоящие илидеревянные? Вы инвалид?И тут он, этот похожий на воробья мальчуган, заметил, что кариеглаза летчика заплывают слезами… Не умом — нет, воробьиным своимсердчишком мальчуган почувствовал, какую боль он причинил этомусмуглому военному, сказав слово «инвалид»70.Таким образом, в сознании окружающего социума военнослужащий свидимой травмой практически сразу превращается из цельного обычноговоеннослужащего в неполноценного, обладающего каким-то дефектом(подпорченного).Можносказать,онобладаетнекимкачеством,отличающим его от других людей его категории, которое являетсянежелательным как для него самого, так и для его группы: если взятькрайний случай, то этот человек может оцениваться как основательноиспорченный или крайне слабый. Приобретенное подобное качество – это иесть стигма, особенно если речь идет об очень сильном негативномвоздействии; порою его называют также недостатком, дефектом, увечьем.70Полевой Б.
Повесть о настоящем человеке. М., 2012. С. 21.80В-третьих,увсехвоеннослужащих,отмеченныхстигмой,наличествуют одни и те же социологические черты: военнослужащий,который мог бы легко участвовать в обычном социальном взаимодействии,обладает некой особенностью, которая навязчиво привлекает к себевнимание и отвращает от него собеседников, – тем самым перекрывая путьи к другим качествам этого военнослужащего. У него есть стигма,нежелательное отличие от того, чего мы ожидали. По определению социумполагает, что военнослужащий со стигмой – не вполне человек. Как итогподобного предположения – в последующем применение по отношению кнему различных видов дискриминации, посредством которых существенноуменьшаются его жизненные шансы. Особо остро протекает данныйпроцесс когда различные виды дискриминации подтверждаются различногорода нормативными актами (медицинскими, юридическими приказами,директивами,инструкциями).Когда,например,военнослужащемуотказывают в возвращении на службу, руководствуясь документами и неиспользуя возможности его профессионального восстановления, тем самымв одночасье лишая его социального статуса.
Когда предлагают летчикуиспытателю стать «наземным» инструктором, ссылаясь на медицинскиепоказания и зная о его высоком профессионализме и возможно предполагаякакую душевную трагедию ему придется пережить. Когда и в гражданскойжизни травмированный военнослужащий воспринимается работодателемкак «запасной вариант», а не конкурентоспособный специалист. По даннымСоциологического научно-исследовательского центра ВС РФ, большаячасть инвалидов войны с различными группами инвалидности имеютзатруднения при трудоустройстве.
Только около 3% из них нашли работупри помощи центра занятости либо бюро по трудоустройству, еще меньше –спомощьюрегиональногоцентрасоциальнойадаптациивоеннослужащих71.71Певень Л.В. Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения81В подобных случаях сама теория стигмы превращается в некуюидеологию, призванную обосновать неполноценность травмированноговоеннослужащего и объяснить опасность, которую он представляет, иногда– оправдать враждебность по отношению к нему, которая возникает наосновании других его отличий. Общество склонно приписывать человекудлинный ряд несовершенств на основе какого-то одного исходногонесовершенства; хотя надо отметить, что социум порой приписывает такжеи некоторые желательные для нас черты. Люди, имеющие дело с даннымтравмированным военнослужащим, не выказывают ему того уважения ипочтения, которые предполагают аспекты его благоприятной социальнойидентичности, не зараженные стигмой, и которых он ожидал бы наосновании этих аспектов.В-четвертых,стигматизированныйвоеннослужащийможетреагировать на ситуацию взаимодействия с другими людьми несколькимиспособами.