Диссертация (1097286), страница 17
Текст из файла (страница 17)
90-100.94Проведенный факторный анализ, последующая логико-семантическаяинтерпретацияполученныхданныхпозволилавыявитьиописатьхарактеристики Я-концепций инвалидов боевых действий.«Созидательная»Я-концепцияхарактеризуетсяотсутствиемвыраженного конфликта между Я-образами, ориентацией на будущее,нацеленностью на достижения, доминированием интернального УСК(уровеньсубъективногоконтроля),сохранностьюфункций,обеспечивающих адаптацию личности в социуме.«Потребительская» Я-концепция характеризуется наличием конфликтамежду Я-реальным, Я-зеркальным и Я-идеальным, трансформацией Яреального в Я-фантастическое, направленностью в будущее и настоящее,пассивностью,преобладаниемэкстернальногоУСК,дисфункцией,вызывающей социальную дезадаптацию личности.«Разрушительная» Я-концепция отличается: совмещением Я-реальногос Я-идеальным-прошлым, направленностью в военное прошлое, котороепризнается ценным, настоящим, значимым; преобладанием интернальногоУСК; активностью и, одновременно, дисфункциональностью, вызывающейсоциальную дезадаптацию личности.
Ветеран,порой, не смотря наинвалидность, становится «волком войны», «мигрирующим» по горячимточкам.«Застрявшая»Я-концепцияхарактеризуетсявыраженностьюконфликта между Я-реальным и Я-идеальным, совмещением Я-реального сЯ-травматическим, а Я-идеального с Я-предтравматическим-социальным,направленностьювпрошлое,преобладаниемэкстернальногоразвитием «чувства вины уцелевшего», пассивностью,УСК,нарушениемсоциально-адаптивной функции Я-концепции.Глубокий внутренний психологический кризис «прорывается» ипроявляется в психофизиологических и поведенческих симптомахтретьего уровня психологической феноменологии инвалидизации.
Этот95уровень включает симптомы посттравматического стрессового расстройства(ПТСР) описанные в DSM-5 (май 2013 года) 87 . Посттравматическоестрессовое расстройство (ПТСР) – психическое состояние, отражающееразвитие характерных симптомов, возникающих после переживаниясильногостресса.симптомокомплексах:события;негативных(гиперактивации,Онопроявляетсяповторныхмысляхивчетырехпереживанияхнастроениях;гипермобилизации)иосновныхтравматическогогипервозбужденииизбеганиитравмирующихохватывают:спонтанныепереживаний и чувств.Повторныепереживания(самопроизвольные)воспоминанияотравмирующемслучае;повторяющиеся сны, связанные с событием; флэшбэки или другиеинтенсивные или пролонгированные психологические страдания.Негативные мысли и настроения представляют разнообразныечувства, связанные с постоянным и искаженным чувством вины (своей иличужой), отчуждением от других людей, заметным снижением интереса кдеятельностям, неспособностью помнить ключевые аспекты события.Гиперактивацияпроявляетсяв:агрессивномповедении(гипербдительность, эффект враждебного окружения, видение мира «сквозьпрорезь прицела», супружеские и родительско-детские проблемы и др.);опрометчивомповедении(невыдержанность,неспособностьсосредоточиться, быть последовательным и др.); саморазрушающемповедении (аддиктивное поведение, алкоголизм, наркомания, самоизоляция,суицид и т.д.); нарушениях сна.Избегание касается: беспокоящих воспоминаний, мыслей, чувств ивнешних напоминаний о событии.87http://www.psych.org/File%20Library/Practice/DSM/DSM-5/Changes-from-DSM-IV-TR-to-DSM-5.96Перечисленные симптомы наиболее ярко проявляются в деятельностифизиологической системы и во внешнем поведении инвалидов и частоименно к ним и сводятся все психологические последствия инвалидизации.Между тем это не совсем верно.Во-первых, даже по самым смелым прогнозам ПТСР в развернутойформе может наблюдаться порядка у 40% инвалидов.
Однако такиемасштабы распространенности ПТСР среди инвалидов боевых действий неподтверждаются в ряде исследований и нашим личным опытом работы синвалидами боевых действий. За 10 лет работы в ЦВТ мы не обнаружилитакого процента лиц с целостными картинами ПТСР среди тех, ктообращался за индивидуальной психологической помощью или принималучастие в групповых психологических тренингах. Возможно это связано стем, что многие (особенно высоко маскулинные) участники боевыхдействий часто отказываются от диагностики и психологической помощи.Во-вторых, весь опыт нашей работы показывает, что за конкретнымии весьма понятными симптомами ПТСР лежат глубинные причины,механизмы, разыгрываются внутриличностные драмы и трагедии, которыене исчезают с купированием симптомов. И, например, избавление человекаот травмирующих ночных кошмаров, вовсе не гарантирует от того, чтовнутриличностный конфликт не появится на сцене психической жизни вдругом, еще более устрашающем, обличии, например в виде фобии.Исходя из сказанного, работа с симптомами ПТСР очень важна, нокак вид экстренной, аварийной помощи, нацеленной на «выведение изсостояния дезадаптации», позволяющей вернуть человеку способностьболее или менее эффективно функционировать в социуме.
Однако, подобнотому, как обезболивающее, облегчая состояние человека, не убиваетвредоносных вирусов и бактерий, купирование симптомов ПТСР не снимает«психического воспаления», порождаемого травмой.97На основании вышеизложенного, нами была разработана социальнопсихологическая модель инвалидизации травмированных участниковбоевых действий (см. рис. 1.2.).
Все ее элементы находятся в теснойвзаимосвязи: изменение любого из них ведет к изменению остальных.- симптомокомплексы ПТСР- повторные переживания- негативные мысли и настроения- гиперактивация- избеганиеРазрушительнаяЗастрявшаяСоциальнаядискриминацияСоциальнаядифференциацияПотребительскаяСоциальноесравнениеСоциальнаяидентификацияСозидательнаяСоциальнаякатегоризацияКаузальныйуровеньЦенностно-смысловойуровеньЯ-концепцияПерцептивные механизмы взаимодействияличности инвалида и обществаСтигматизированные социальныестереотипы об инвалидахИНВАЛИДИЗИРОВАННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬПсихосоциальная травмаПсихическая травмаПсихофизическая травма(социально-психологический уровень)(личностный уровень)( болевой уровень)Симптомологическийуровень98Рис.
1.2. Социально-психологическая модель инвалидизацииВместе с тем, наш опыт социально-психологической реабилитацииинвалидов боевых действий, опрос экспертов (N=35) показывает, чтоимеется ряд обстоятельств, затрудняющих ее осуществление. Важнейшимииз них являются следующие обстоятельства.99Во-первых, высокий уровень экстремальности боевой деятельности,предшествующий боевой травматизации, заставляет военнослужащегокардинальноперестроитьфункционирования.мобилизациивсехТакаясвоюпсихикуперестройкафизиологических,натребуетвоенныйогромнойпсихологических,режимэнергии,социально-психологических ресурсов. Для ее осуществления требуются огромныеэнергетические, психофизиологические, психологические и социальнопсихологические ресурсы.
Однако, как известно, каждый человек имеетсвой предел адаптационных возможностей 88 . Ресурсы участника боевойдеятельности истощаются и могут практически отсутствовать в моментполучения боевой травмы. Адаптация к ситуации травматизации требуетеще большего ресурсного потенциала, а его уже нет. Таким образом,травматический кризис переживается на пределе возможностей, на гранипсихологического слома.Во-вторых, военнослужащий, получивший боевую травму, не простодолжен реадаптироваться к мирной жизни, он должен адаптироватьсясовсем к другой с психологической, социальной и физической точек зренияжизни.
Если обычного ветерана порой крайне непросто вернуть к прошлой(знакомой, приятной, желаемой) жизни, то инвалида нужно вернуть с полябоя совсем в незнакомую, неприятную, часто ненавистную жизнь.В-третьих, имеет место ценностно-смысловой конфликт в осмыслениисвоей инвалидности89. Если обычный человек, родившийся инвалидом илиставший инвалидом вследствие несчастного случая, заболевания, винит вэтом силы природы, родителей, других людей, себя, случай, то инвалидбоевых действий вправе рассчитывать на то, что ответственность за его88Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении вэкстремальных условиях.
М.: Медицина, 1991.89Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Социально-психологическая реабилитация инвалидовбоевых действий // Инвалиды и общество. 2014. № 1(13). С. 26-39.100травму поделят с ним общество и государство, чьи интересы онзащищал.Вот как описывает ветеран боевых действий в Афганистане своюпозицию по этому вопросу: «Человек готов жертвовать собой радивысоких идеалов. Если это общество обесценивает, как это частослучается, цели войны, то оно обесценивает жертву, принесенную емубойцом.Еслигосударствоуравниваетвценностномотношенииинвалидность, полученную при защите его интересов и инвалидность,полученную вследствие грубого нарушения человеком правил вожденияавтомобиля, то оно обесценивает жертву, принесенную ему бойцом.
Еслигосударствовозмещаетэффективнообеспечиватьсформировавшуюсясебяисвоюнеспособностьсемьювоинасредствамиксуществованию так же, как и неспособность безработного, нежелающеготрудиться, оно обесценивает жертву, принесенную ему бойцом».Таким образом, социальная ситуация травматизации (совокупностьсоциальныхусловий,реальноилиноминальноучаствующихвдетерминации травмы) у инвалидов боевых действий существенноотличается от социальной ситуации травматизации большинства другихинвалидов. В эту ситуацию, отраженную в сознании воина, изначальновплетены государство, армия, военная служба. Все это создает условия дляболее драматического протекания психологического кризиса.Следует иметь в виду, что у военнослужащих (даже у тех, ктопризвался на военную службу на год), может сформироваться чувство«выученной социальной беспомощности», которое проявляется в том, чточеловек, ставящий на карту интересов страны свою жизнь и здоровье,полностью перепоручает обществу ответственность за последствия этогорешения.