Диссертация (1097286), страница 12
Текст из файла (страница 12)
А, как было показано в исследованиях,инвалиды боевых действий зачастую являются группой, ощущающей на50Там же.Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности /Социальная идентичность. М., 1993.5164себе предубеждения, стереотипы и установки дискриминирующего ихобщества52.Изложенныевышеположениясоставляютописаниетогометодологического основания, которое, по нашему мнению, позволитпонять причины и психологические механизмы формирования инвалиднойидентичности у ряда участников боевых действий, получивших боевыетравмы, а, следовательно, определить эффективные пути их социальнопсихологической реабилитации.Как указывалось выше, согласно Э. Эриксона, идентичность являетсяважнымвнутреннимсвойствомличности,проявляющимсяикорректирующимся особенно в трудных ситуациях, в период преодолениякризисных моментов жизни, к которым, согласно закона «Об основахсоциального обслуживания населения», можно отнести и инвалидность.В психологии трудной жизненной ситуацией называют такую ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутреннихизменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, врезультате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненныепотребности посредством моделей и способов деятельности (поведения),выработанных в предыдущие периоды жизни.
Следует подчеркнуть, что непросто нарушаются привычные отношения человека с миром, ностановится невозможно приспособиться к этим изменениям без серьезнойработы во внешнем или во внутреннем мире. Для всех трудных жизненныхситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образажизни и возникновение необходимости изменений53.По нашему мнению, именно необходимость в изменениях может статьначалом переломного и критического момента, т.е. «кризиса» или52Кутьинов В.И. Социальные стереотипы об инвалидах как фактор регуляции системыих отношений: дис.
… канд. психол. наук. М., 2004.53Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.,2007.65«кризисной ситуации», того что позволитпереосмыслить и пережитьсостояние инвалидности. О кризисе или кризисной ситуации речь идет втом случае, когда трудная ситуация требует от человека значительногоизменения представлений о мире и о себе за короткий промежутоквремени54. В данном случае, «как жизненное событие, инвалидность сильновлияет на ход жизни, поскольку обычно реорганизует социальные связи,меняет социальные смыслы и предоставляет новые возможности, в то времякак отменяет прежние.
В этом отношении инвалидность может иметьпозитивные следствия и вознаграждения» 55 . По словам Выготского Л.С.,кризис, или критический период, – время качественных позитивныхизменений, результатом которых является переход личности на новую,более высокую ступень развития. Содержание кризиса – это распадсложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой.Безусловно,именноотпозитивныхизмененийзависитбудеттравмированный участник боевых действий в дальнейшем считать себя«инвалидом» или нет. Уместны в данном контексте будут известные словаФ.
Ницше: «Что меня не убивает, то делает меня сильнее».Таким образом, с психологической точки зрения инвалидность можноописать через внутренние процессы переживания и переосмыслениясвоего состояния, переживания по сути кризисной ситуации. Близкимнашему видению этой проблемы является взгляд Василюка Ф.Е. на процесспереживания, как преодоление некоторого «разрыва» жизни, как некуювосстановительную работу. Зачастую пострадавшие делят жизнь на «до» и«после» травмы, а между «до» и «после» образуется «разрыв», так какпсихологические механизмы защиты инстинктивно «отодвигают» процессосознания и принятия травмы как таковой. По мнению Анцыферовой Л.И.,54Караяни А.Г., Корчемный П.А.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.:ВУ, 2010.55 Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитацияпациентов с последствиями спинальной травмы. Самара: Бахрах-М, 2011. С. 61.66негативное событие, которое не вписывается в личностную теорию,приводит к разрушению субъективного жизненного мира. При этом лишьсам субъект в силах изменить свою индивидуальную теорию мира и себясамого, сделать эту теорию более реалистичной, переосмыслить выпавшеена его долю несчастье как неотъемлемую часть жизни, а не какнезаслуженное наказание судьбы56.
Предполагаем, что переживаниеинвалидности, по сути «негативного события», используя методическийаппарат концепции переживания Василюка Ф.Е., можно рассматривать какособую деятельность, особую работу по перестройке психологическогомира, направленную на установление смыслового соответствия междусознанием и бытием, общей целью, которой является повышениеосмысленности жизни.По нашему мнению, именно такая самостоятельная, сложная,многоплановая работа предстоит сознанию инвалида боевых действий.Ситуация внезапной инвалидности является шокирующей и достаточнодолгое время остается неопределенной.
Только сам человек может знать чтоон ощущал и чувствовал, постепенно осознавая свое изменившеесясостояние в период адаптации к новой жизненной ситуации. Поэтому, сметодологической точки зрения, как писал К. Левин, описание ситуациидолжно быть скорее субъективным, чем объективным, т.е. ситуация должнаописываться скорее с позиций индивида, поведение которого исследуется,чем с позиции наблюдателя.Один из наиболее известных пациентов Лурии А.Р., младшийлейтенант Засецкий Л., получивший ранение, которое в одно мгновениеразрушило всю его жизнь, так описывает свое состояние: «Мне сталотяжело и невыносимо осознавать свое бедственное и печальнотрагическое положение, в котором я находился. Ведь я сделался...56Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание,преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.
1994.№1. С. 3-16.67неграмотным,беспамятным,больным»57.Известныйбританскийнейропсихолог Оливер Сакс, сам переживший процесс физическойтравматизации, делится сопутствующим ей психическим состоянием:«Быть полным сил и бодрости – и через мгновение стать фактическибеспомощным, быть олицетворением здоровья – и вдруг стать калекой,лишиться возможности быть самостоятельным – это такая перемена,такая неожиданность, которую трудно понять; разум судорожноначинает искать объяснение случившемуся»58. Согласно стадийной теории,описывающей пять основных характерных реакций у пациентов на травму(шок, отрицание, депрессия, гнев, адаптация)59, это первая «шок»-реакцияна резкий переход от реальных физических возможностей к полной иличастичной ограниченности. Существует мнение, что главной особенностьюшоковой реакции является ее повторное возвращение в ответ на значимыежизненные изменения, следовательно переживание инвалидности можетбыть процессом неограниченным во времени и проходить «волнообразно».Необходимо отметить, что переживаются ощущения не толькоповреждения тела, но и повреждения своего «Я», снижения самооценки,утраты веры в себя, в смысл жизни.
Одним из важных переживанийинвалидов является изменение личностной идентичности, принятие илинепринятие «нового» себя. Подобный поздний «шок», по мнениюГофманаИ.,случаетсяслюдьмисфизическиминедостатками.В подтверждение этой мысли приведем еще одно воспоминание младшеголейтенанта Засецкого Л.: «После ранения весь мир перевернулся в моихглазах словно наизнанку, и я до сих пор не узнаю себя, словно я живу в57Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения). М.:Издательство Московского университета, 1971. C. 19.58Сакс О.
Нога как точка опоры. М.: Астрель, 2012. С. 17.59Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитацияпациентов с последствиями спинальной травмы. Самара: Бахрах-М, 2011. – 272 с.68страшном заколдованном сне»60. Аналогичное состояние испытывала однаиз пациенток Гофмана: «Что-то случилось, и я стала совсем другой,чужой. Более всего я была чужой для самой себя, чем для кого-то другого.Я неожиданно испытала очень серьезное умственное и эмоциональноепротиворечие – как женщина, живущая двойной жизнью»61.Такие исповеди свидетельствуют о внезапном психологическом ударе,с которым обрушивается на человека инвалидность, преломляя сознание,изменяя убеждения, ценности и взгляды, перестраивая жизненные планы иломая смыслы.
Безусловно, это переживание стрессового состояния,ведущегокжизненномунеопределенности,кризисувофрустрации,всехегопроявлениях:разочаровании,конфликтахвнутриличностных и социальных, утрате целей, перспектив и т.д. В данномконтексте«переживаниеявляетсяименнодеятельностью,т.е.самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающимего реальные жизненные проблемы»62. Согласно Анциферовой Л.И.,основная характеристика субъекта – переживание человеком себя каксуверенного источника активности, способного в определенных границахнамеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.Таким образом, рассматривая инвалидность как совокупностьпроявлений внутренних процессов переживания, переосмысления ипереработки пострадавшим своего состояния как кризисной ситуации,можноконстатировать,чтофизическаятравма,икакследствие,психическая являются внутренними составляющими инвалидности.
Притаком подходе состояние инвалидности рассматривается не только какпсихологический кризис, но и как фактор формирования новой60Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения). М.:Издательство Московского университета, 1971. C. 20.61Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. 1963.Перевод М.С. Добряковой. С. 26.62Василюк Ф.Е.
Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 9.69идентичности человека, получившего физическую травму. А насколькодраматично и сложно происходит порой этот процесс можно узнать изоткровенного «самоанализа» травмированного человека когда он остаетсянаедине с зеркалом:«Когда я наконец поднялся… и снова научился ходить, однажды явзял маленькое зеркальце и подошел к большому зеркалу посмотреть насебя, я был один. Я не хотел, чтобы кто-нибудь… знал, что я почувствовал,когда я увидел себя в первый раз. Не было ни шума, ни крика; я не закричалот ярости, когда увидел себя. Я просто оцепенел. Тот человек в зеркале немог быть мной. Внутри я ощущал себя здоровым, обычным, счастливымчеловеком – совсем не таким, как в зеркале! И все же когда я повернул лицок зеркалу, на меня смотрели мои глаза, полные стыда… Я не закричал, неиздал ни единого звука, я не мог говорить об этом с кем-то еще, и весьстрах и паника от моего открытия остались тогда у меня внутри, я оченьдолго никому о них не рассказывал63.Я старался забыть о том, что видел в зеркале.