Диссертация (Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ". PDF-файл из архива "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегообразования«Российская академия народного хозяйства и государственной службы приПрезиденте Российской Федерации»На правах рукописиАУШЕВ ХАСАН ОМАРОВИЧПреступление и наказание в Коране и Сунне:философско-религиоведческий анализ09.00.14 – Философия религии и религиоведениеДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорСемедов С.А.Москва – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВведение ...........................................................................................................................
3Глава 1. Философско-религиоведческие основы изучения шариатскойконцепции преступления и наказания ..................................................................... 141.1. Теории преступления и наказания в истории философско-правовой ирелигиозной мысли ................................................................................................. 141.2. Шариат как универсальная система социо-нормативного регулирования иего основные источники ......................................................................................... 261.3. Традиции, обычаи и шариат: проблема взаимоотношений .........................
42Глава 2. Преступление в Коране и Сунне................................................................ 522.1. Понятие, сущность и классификация преступлений в Коране и Сунне .... 522.2. Причины преступности согласно Корану и Сунне ...................................... 712.3. Духовно-нравственные основы противодействия преступности в Коране иСунне ........................................................................................................................ 79Глава 3. Наказание в Коране и Сунне ...................................................................... 893.1.
Сущность и содержание наказания в Коране и Сунне ................................ 893.2. Шариатская система наказания в современном мире ................................ 117Заключение .................................................................................................................. 144Словарь терминов........................................................................................................ 149Список литературы .....................................................................................................
1543ВведениеАктуальность темы исследования.В последние десятилетия на самых разных уровнях наблюдаетсявозрастание активности «исламского фактора»: проблема мигрантов и беженцевиз арабских стран в Европе, события на Ближнем Востоке, связанные с ИГИЛ ит.д. Проблема усугубляется еще и тем, что Запад рассматривает ислам имусульман сквозь призму теории «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона,видя в них «идеологическую угрозу» для западной цивилизации, базирующейсяна рыночной экономике и уважении принципов либеральной демократии1.ДляРоссии,какмногоконфессиональногогосударства,вкотороммусульмане являются такими же исконными жителями, как и представителидругих конфессий, пример Запада в отношении ислама не приемлем. Несмотря нато, что мусульмане в России традиционно составляли конфессиональноеменьшинство, их численность всегда оставалось значительной.
Так, к началу XXв. количество мусульман, проживавших в Российской империи, составляло 18млн. человек, что равнялось числу мусульман во всей в Османской империи2. Попоследним данным, количество россиян, считающих себя мусульманами,составляет около 20 млн. человек. Также немаловажно, что Россия как по суше,так и по морю граничит со многими мусульманскими странами.Всевышесказанноесвидетельствуетонеобходимоститщательногоизучения всех прямо или косвенно относящихся к исламу явлений.
Правильноепонимание ислама и связанных с ним процессов представляет интерес не только снаучной, но и с практической точки зрения, так как помогает в выстраиванииэффективной внешней и внутренней политики, направленной на обеспечениенациональной безопасности.12См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.См.: Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.4Ислам, подобно остальным мировым религиям, на протяжении всей своейистории оказывал влияние на развитие государства и права, культуры и общества,не ограничиваясь только вопросами веры. Особое место в исламе занимает право,охватывающее своими нормами все сферы жизни верующего.
В последние годынормы мусульманского права, в целом, и концепция преступления и наказания, вчастности, все чаще становятся объектами изучения российских и зарубежныхисследователей.Учитываяглубокоевлияние,оказанноеиоказываемоемусульманским правом на законодательства и правовые системы большогоколичества стран, такое внимание ученых к этой проблематике являетсязакономерным.Несмотря на то, что большинство мусульманских государств ограничилосьвключением отдельных норм мусульманского права в свои законодательства,шариатская концепция преступления и наказания и сегодня продолжаетсуществовать и применяться во многих государствах исламского мира (вСаудовской Аравии, Иране, Йемене, Пакистане, Судане, и частично в ОАЭ)практически неизменно, в том же виде, в каком она появилась на заре арабскогохалифата. Более того, как показывает история, и в самой России, мусульманскоеправо в разном объеме функционировало практически всегда.
И сегодня жителимногих мусульманских регионов России, в особенности северокавказских,предпочитают регулировать некоторые отношения в соответствии с нормамишариата3.Проблематика мусульманской концепции преступления и наказанияпродолжает оставаться одним из важнейших предметов исследования во многихобластях науки, что свидетельствует о том, что на сегодняшний день она далеконе разрешена. Особую актуальность ей придает то, что наказание считаетсянаиболее эффективным средством уголовно-правового характера для борьбы спреступностью. Таким образом, актуальность обозначенной темы обусловлена ееважностью и недостаточной разработанностью.См.: Старостина С.А.
Шариат в истории российского государства: Объективная закономерность или парадокс.Калининград, 2002.35Степень научной разработанности темы.Вопросы сущности мусульманской концепции преступления и наказания, атакже истории ее формирования, как комплексной проблемы, находят своевыражение в нескольких группах литературных источников. К первой группеотносится работы исследующие историко-философский аспект изучаемойпроблемы. Она представлена произведениями Платона4, Аристотеля5, Цицерона6,Августина Блаженного7, Ф. Аквинского8, Ч. Беккариа9, Г. Гроция10, Дж.
Локка11,Т. Гоббса12, И. Канта13, Г. Гегеля14, З. Фрейда15, Э. Дюркгейма16 и др.Отечественная философско-правовая традиция изучения данной проблемыпредставлена произведениями Л. Толстого17, Ф. Достоевского18, В. Соловьева19 идр.Вопросам формирования мусульманского права, и его источникампосвящены работы таких исследователей, как Э.Р.
Кулиев20, Г.М. Керимов21, Р.Давид22, Р. Шарль23, А. Массэ24 и др. М.С. Хайдарова25, М.А. Родионов26 в своихработах уделяют особое внимание развитию мусульманского права в рамкахправовых школ.См.: Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998.См.:Аристотель.Политика[Электронныйресурс].Режимдоступа:https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Politika.pdf.6См.: Цицерон.
Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994.7См.: Августин А. Исповедь. Пер. с лат., составитель М. К. Сергеенко. М., 1991.8См.: Аквинский Ф.О правлении государей. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VIXVII вв. Л., 1990.9См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.10См.: Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт с изд. 1956 г. М., 1994.11См.: Локк Д. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении. (Философское наследие. Т.93). М., 1985.12См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.
М., 1991.13См.: Кант И. Метафизика нравов. М., 1965.14См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.15См.: Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997.16См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991.17См.: Толстой Л.Н. Письмо студенту о праве. Полн. собр.
соч. Т. 38. М. 1936.18См.: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.3. Л.,1972.19См.: Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. I. М., 1988.20См.: Кулиев Э.Р. На пути к Корану. М., 2003.21См.: Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2009.22См.: Давид Р. Основные правовые системы современности.
М., 1988.23См.: Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.24См.: Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1982.25См.: Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право. Структураи основные институты. М., 1984.