Диссертация (793508), страница 71
Текст из файла (страница 71)
М., 2007. С. 466.Примаков Д., Дмитриева А. Стабильность законодательства и законодательная политика впостсоветских и постсоциалистических странах // Право и правоприменение в России:междисциплинарные исследования / под ред. В.В. Волкова. М., 2011. С. 77.757Нарыкова С.П. Тенденции развития и проблемы функционирования системной моделиправового механизма / Концепция философии права.
М., 2007. С. 604.758См. : О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3594.759О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 №361-ФЗ// СЗ РФ. 2016. №27 (часть II). Ст. 4294.756344недвижимости»760. Изменения, внесенные в законодательство о регистрации,были основаны, в том числе, и на Программе развития единой государственнойсистемы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости761, в которойбыла обозначена одна из целей – обеспечение государственных гарантий правсобственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.
Однакобольшинство конкретных этапов и мероприятий, предусмотренных в даннойпрограмме, в большей степени направлены на повышение эффективностидействия процедурных вопросов, развития государственных услуг.Вместе с тем, по прежнему нерешенной остается проблема отсутствияправоустанавливающего характера регистрационных действий, что порождаетмассу проблем в правоприменительной практике, прежде всего, социальноэкономического характера. Наведение порядка в сфере узаконения прав нанедвижимость привели к повышению доверия населения к институтугосударственной регистрации, однако бесконечная череда судебных споров, вкоторыхправомерноправоустанавливающихвоспроизводитсяюридическихвыводфактовоприоритетевозникновенияправасобственности перед наличием государственной регистрации права нанедвижимое имущество, внесли существенный диссонанс в устойчивостьпредставлений о роли закона в легитимации отношений собственности.Наиболее ярким примером рассматриваемого положения стала такназываемая «ночь длинных ковшей», когда в Москве было снесено множествообъектов, признанных самовольными постройками, несмотря на наличие у ихвладельцев свидетельств о праве собственности762.Все ранее сказанное позволяет утверждать, что подверженность доктриныгражданского760праваситуационномувлиянию,обусловливающемуО государственной регистрации недвижимости: федеральный закон от 13.07.2015 №218ФЗ (ред.
от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2015. №29 (Часть I). Ст. 4344.761О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системырегистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)»: постановлениеПравительства РФ от 10.10.2013 №903 (ред. от 22.12.2016) // СЗ РФ. 2013.
№42. Ст. 5364.762Бевзенко Р.С. Операция «Липовые бумажки». К проблеме сноса самовольных построек //Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. №5. С. 99-108.345реформированиегражданскогозаконодательствабездолжнойнаучнойпроработки, и появление правовых доктрин, существование которых связано ссубъективными предпочтениями отдельных исследовательских групп, какследствие,влечетнеобоснованноеувеличениемассивадействующегозаконодательства.
В таких обстоятельствах основной проблемой дальнейшегоуспешного развития гражданского права становится преодоление «размытости»доктрины частного права, совершенствование юридическогопрофессиональныхюристовпутемпоследовательногомышленияотраженияиисследования современного состояния и перспектив развития частно-правовойматерии.Последней из обозначенных нами проблем современного этапа развитиягражданского права является происходящая ныне деформация гражданскоправовых институтов под воздействием интеграционных процессовИзменениягеополитическогохарактера,развитие763.международнойкоммерческой деятельности, деятельность транснациональных корпорацийопределяют нарастающий процесс дифференциации и специализации правовыхинститутов.
В рамках отечественной правовой системы это влияние определяетнеобходимость обнаружения системных связей между принимаемыми нормамии правилами наднационального уровня и отечественной системы гражданскоправового регулирования. Верно отмечено, что «две мегаправовые системы национального и международного права - фактически сосуществуют, и этопредполагаетихизвестноесогласованиеи,главное,выстраиваниеприоритетов»764.763Интеграционные процессы связаны не с правовыми институтами. Как указываютспециалисты, черты современной фазы глобализации проявляются в децентрализациипроизводственной деятельности; снижении роли государственно-административных рынков;концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов в мировых центрах накоплениякапитала.
См.: Международное экономическое право: учебное пособие / под ред. А.Н.Вылегжанина. М.: КНОРУС, 2014. С. 33.764Тихомиров Ю.А. Единое экономическое пространство: проблема соотношениямеждународно-правовых и национально-правовых регуляторов // Евразийская интеграция вXXI веке / Ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов.
М.: ЛЕНАНД, 2012. С. 243.346Представляется, что содержания ст. 7 Гражданского кодекса РФ (опризнании общепризнанных принципов и норм международного права имеждународных договоров Российской Федерации частью правовой системыРоссийской Федерации) является недостаточным для того, чтобы выстроитьданную систему взаимодействия. Требуется на уровне правовой доктриныопределить место международно-правовых актов и степень их влияния наразвитие национального законодательства, влияние геополитических союзов наданный процесс, в связи с чем убежденность некоторых авторов в том, что«остаютсяневполнеявнымипункты«встречи»международныхинациональных норм и способы реагирования последних на сигналы внешнейсреды»765, представляются отнюдь не случайными и дают серьезное основаниедля исследования в рамках науки гражданского права.Сложныевопросывзаимодействияправовыхсистемвусловияхсуществующих интеграционных процессов являются проблемами не толькотеоретического, но и практического характера.
Представители российскогобизнеса заинтересованы в гибком и работоспособном корпоративном иобязательственном праве, что позволяло бы им оставаться в российскомюрисдикции 766 . Невозможно сформировать оптимальные условия ведениябизнеса в стране без учета тех достижений, которые существуют в иныхправовых системах. Процесс заимствования правовых конструкций, помимотерминарецепция,получилвпоследнеевремяотносительноновоенаименование «вестернизация» как процесс «восприятие рядом стран, зачастуюнавязанное им, высших достижений правового развития западных стран»767.Опасность данного процесса была критически воспринята многимиизвестными учеными, в том числе В.Д.
Зорькиным, по мнению которого «нестоит поддаваться соблазну слепого копирования чужих норм, соблазну тойсамой вестернизации, которая является не полноценной модернизацией, а ее765Тихомиров Ю.А. Там же.См. : Косихин Д. Бизнес и власть: в поисках компромисса // ЭЖ-Юрист. 2011. №50[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».767Косарев А.И. Историософия государства и права. М., 2012. С.
152-153.766347суррогатным антагонистом»768.Однако элементы вестернизации, характерные для современного этапаразвития гражданского права и законодательства, определены во многомнастоятельными практическими потребностями. Так, например, устойчивое взападной юриспруденции понятие «слияния и поглощения» (mergers andacquisitions (M&A)), адаптировано в российской экономической литературе.Использование данной терминологии вызвало проблемы именно в правовойсреде России - термины «поглощение» отсутствует совсем, да и указание нареорганизацию юридических лиц в этом случае значительно искажает (сужает)смысл иностранного термина.
Именно это дает возможность сделать вывод отом, что понимание термина «слияния и поглощения» в российской доктрине ипрактике носит довольно специфический характер. Объяснением этомуявляется заимствование указанного термина из практики зарубежных стран, атакже двойственность юридического и экономического подходов к пониманиюпроцессов слияний и поглощений769.Для российской правовой системы процесс вестернизации последнихдесятилетий осложняется тем, что помимо заимствования норм, институтов идоктрин романо-германской правовой системы, достаточно близкой нам подуху и основным положениям, все чаще и законодатель, и правоприменителистали ориентироваться на положения англо-саксонской правовой системы.Ранее приведенное высказывание В.Д.
Зорькина опирается на глубокиепознания и отчетливое понимание глобальных процессов, происходящих всовременном мире, которые связаны не с простым заимствованием наиболееэффективных правовых конструкций, а с проявлением конкуренции какнациональных, так и региональных (и во внутригосударственном, и в768Зорькин В.