Диссертация (1174000), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Это право является одним из основныхᶪᶪᶪтребований справедливого судебного разбирательства и следует из п. «с» ч. 3 ст. 6ᶪᶪᶪᶪᶪᶪКонвенции, направленного на обеспечение гарантий прав, которые практичны иᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪэффективны. Именно поэтому условия общения обвиняемого и его защитника неᶪᶪᶪᶪᶪᶪдолжны препятствовать эффективности его защиты. Ведь если защитник неᶪᶪᶪᶪᶪᶪможет конфиденциально общаться с обвиняемым и получать отᶪᶪнегоᶪᶪнеобходимые инструкции, его помощь становиться неэффективной96.ᶪᶪᶪᶪᶪЭффективная защита невозможна без реализации права обвиняемогоᶪᶪᶪᶪᶪобщаться со своим защитником вне пределов слышимости третьих лиц, а поэтомуᶪᶪᶪᶪлюбые меры, ограничивающие права защиты, должны быть аргументированы иᶪᶪᶪᶪоправданы конкретными обстоятельствами дела.
Если меньшей ограничительнойᶪᶪᶪᶪᶪᶪмеры будет достаточно, то именно такая меньшая мера и должна применяться.ᶪᶪᶪᶪᶪᶪНесмотря на то, что система видеоконференцсвязи признается приемлемойᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪформой участия осужденного в судебном разбирательстве, необходимо отметитьᶪᶪᶪᶪᶪᶪслучаи, когда защитник может настаивать на исключительно личном присутствииᶪᶪосужденного в суде апелляционной инстанции:ᶪᶪᶪ1) во-первых, в целях соблюдения условий конфиденциальности общенияᶪᶪᶪᶪᶪосужденного с защитником.
В ходе судебного заседания, особенно в процессеᶪᶪᶪᶪᶪᶪисследования и проверки доказательств, осужденному может понадобитьсяᶪᶪᶪᶪᶪконсультация защитника, конфиденциальность которой видеоконференцсвязьᶪᶪᶪᶪобеспечить не в состоянии;ᶪ96ᶪᶪЧерниченко, И.В. Правовая позиция Европейского суда по правам человека относительноотдельных вопросов применения видеоконференции в уголовном судопроизводстве / И.В.Черниченко // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 6. – С. 80-83.ᶪ592) во-вторых, когда осужденному необходимо лично представить новые илиᶪᶪᶪᶪимеющиеся в материалах уголовного дела, но не исследованные в суде первойᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪинстанции, доказательства.ᶪА.И.
Паничева считает, что суду также следует во всяком случае отказатьсяᶪᶪᶪᶪᶪᶪот использования телекоммуникационного общения в заседании апелляционногоᶪᶪᶪᶪᶪсуда в тех случаях, если осужденные страдают дефектами слуха, речи, зрения,ᶪᶪнервнымииᶪᶪᶪпсихическимиᶪᶪᶪрасстройствами,ᶪаᶪтакжеявляютсяᶪнесовершеннолетними97.ᶪᶪᶪᶪВ случае отказа суда в непосредственном присутствии осужденного в залеᶪᶪᶪᶪᶪᶪсудебного заседания, можно прибегнуть к помощи второго защитника.
Один изᶪᶪзащитниковᶪвтакомслучаемᶪприсутствуетᶪрядомсосужденным,чемᶪᶪобеспечивается возможность конфиденциального общения и возможностьᶪᶪᶪᶪᶪнепосредственных консультаций, а для присутствия в судебном заседании можетᶪᶪᶪᶪᶪᶪбыть приглашен другой защитник.ᶪВ заключении данного параграфа необходимо сделать следующие выводы:ᶪᶪᶪᶪᶪ1. На основе анализа практики международных судебных органовᶪᶪᶪдиссертантом выделены международные стандарты оказания адвокатскойᶪᶪᶪᶪᶪпомощи в суде апелляционной инстанции: признание отказа в назначенииᶪᶪᶪᶪзащитника в стадии пересмотра приговора нарушением права на справедливоеᶪᶪᶪᶪᶪᶪсудебное разбирательство; обязанность суда второй инстанции проверять наличиеᶪᶪᶪᶪᶪдействительного отказа заявителя от защитника, и в случае его отсутствия –ᶪᶪᶪᶪᶪназначать защитника или переносить слушания по делу; обязанность суда второйᶪᶪᶪинстанции обеспечить участие назначенного адвоката в суде апелляционнойᶪᶪᶪᶪᶪᶪинстанции и др.2. Выделены процессуальные обязанности адвоката-защитника в судеᶪапелляционнойᶪᶪᶪинстанции,ᶪᶪпроанализированыотличияпроцессуальныхᶪобязанностей адвоката-защитника от этических.ᶪ97ᶪПаничева, А.И.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 - 56.Постатейный научно-практический комментарий / Е.К. Антонович, П.В. Волосюк, Л.А.Воскобитова и др.; отв. ред. Л.А. Воскобитова. – М.: Редакция «Российской газеты», 2015. –Вып. V.603. Характер деятельности защитника в суде апелляционной инстанцииᶪᶪᶪᶪᶪзачастую связан с участием осужденного в суде апелляционной инстанции и сᶪᶪᶪᶪформой участия осужденного, содержащегося под стражей: непосредственноеᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪучастие или участие посредством систем видеоконференц-связи. Отмеченыᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪслучаи, когда защитник может настаивать на исключительно личном присутствииᶪᶪосужденного в суде апелляционной инстанции.ᶪᶪᶪ4. Деятельность защитника в суде апелляционной инстанции необходимоᶪᶪᶪᶪᶪхарактеризовать без отрыва от особенностей данной стадии судопроизводства,ᶪᶪᶪᶪучитывая уровень позитивной процессуальной активности защитника в судеᶪᶪᶪапелляционной инстанции. Выделены элементы процессуальной активностиᶪᶪᶪзащитника в суде апелляционной инстанции.ᶪᶪᶪᶪᶪ611.3.
Общая характеристика полномочий защитникаᶪв суде апелляционной инстанцииᶪᶪНовая апелляция в уголовном процессе получила жизнь с принятиемᶪᶪᶪᶪФедерального закона от 29 декабря 2010 года № 433-ФЗ «О внесении изменений вᶪᶪᶪУголовно-процессуальныйкодексᶪутратившимисилуᶪРоссийскойᶪотдельныхᶪФедерацииᶪиᶪзаконодательныхᶪᶪпризнанииактовᶪᶪ(положенийᶪзаконодательных актов) Российской Федерации». Апелляционный пересмотрᶪᶪᶪᶪᶪᶪприговоров приобрел некоторые особенности, которые, несомненно, влияют наᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪпроцесс реализации прав и обязанностей участников обжалования, в том числе иᶪᶪᶪᶪзащитника.В диссертации «Теоретическая модель уголовно-процессуальной защиты»ᶪᶪᶪᶪᶪᶪИ.А. Насонова определила средства защиты как систему предусмотренных или неᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪзапрещенных законом процессуальных действий, соответствующих правамᶪᶪᶪᶪᶪсубъектов защиты, реализуемых для достижения цели защиты и отвечающихᶪᶪᶪᶪᶪᶪтребованиям допустимости, относимости и достаточности.ᶪОсновываясь на предложенной И.А.
Насоновой классификации средствᶪᶪᶪуголовно-процессуальной защиты98, можно определить полномочия адвокатаᶪᶪᶪзащитника на данной стадии как предусмотренные и (или) не запрещенныеᶪзакономпрофессиональныеᶪᶪсредстваᶪᶪзащиты,ᶪᶪᶪиспользуемыеᶪᶪнаᶪᶪстадииапелляционного обжалования, обеспечивающие движение информации, имеющейᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪзначение для защиты, между участниками уголовного процесса и (или)ᶪᶪᶪᶪудостоверяющие уже имеющуюся информацию о законности, обоснованности иᶪᶪᶪᶪ(или) справедливости приговора суда первой инстанции.ᶪᶪВ апелляционном производстве по уголовным делам в России действуетᶪᶪᶪᶪᶪправило «tantum devolutum quantum apellatum» – «сколько жалобы – столькоразбирательства».ᶪ98Насонова, И.А.
Теоретическая модель уголовно-процессуальной защиты : дисс. ... д-ра юрид.наук : 12.00.09 / Насонова Ирина Александровна – Москва, 2011.62В связи с этим, предлагается выделить, во-первых, полномочия защитника,ᶪᶪᶪᶪсвязанные с инициированием апелляционного пересмотра.ᶪᶪᶪᶪᶪЗащитник обладает правом подать апелляционную жалобу (ч. 1 ст. 389.1ᶪᶪУПК РФ).
Специфика права защитника на инициирование пересмотра приговораᶪобусловленаᶪегоᶪназначением:ᶪᶪзащитникᶪподаетᶪᶪжалобуᶪвинтересахᶪᶪподзащитного, только с его согласия и следуя его волеизъявлению.ᶪᶪᶪᶪᶪОднако из указанного правила есть исключение: в случае убежденностиᶪᶪᶪᶪᶪᶪзащитника в наличии самооговора доверителя он вправе занять позицию вопрекиᶪᶪᶪᶪволе последнего (п. 3 ч. 4 ст. 6 Закона об адвокатуре). Дисциплинарная практикаᶪᶪᶪᶪАдвокатской палаты Московской области пошла по следующему пути приᶪᶪопределении нарушения адвокатом воли доверителя при подаче апелляционнойᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪжалобы: «подача адвокатом апелляционной жалобы вопреки воле доверителя неᶪᶪᶪᶪᶪᶪнарушает его прав, поскольку может быть доверителем отозвана»99.ᶪᶪᶪᶪᶪᶪК сожалению, в процессе изучения материалов уголовных дел встречалисьᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪслучаи, когда приговор суда первой инстанции не был обжалован при наличии кᶪᶪтому оснований, и впоследствии был изменен или отменен судом ужеᶪᶪᶪᶪᶪᶪкассационной инстанции.Так, например, в апелляционном порядке приговор100 в отношении К.
неᶪᶪᶪᶪᶪобжаловался ни самим К., ни его защитником К.Ю.А. В кассационной жалобеᶪᶪадвокат Е. в защиту интересов осужденного К. считал, что судом нарушеныᶪᶪᶪᶪтребования уголовного закона, в результате чего осужденному назначеноᶪᶪᶪᶪᶪᶪчрезмерно суровое наказание. По мнению защитника, суд необоснованно призналᶪвᶪᶪкачествеᶪᶪᶪᶪобстоятельства,ᶪотягчающегоᶪᶪнаказание,нахождениеᶪᶪегоᶪᶪподзащитного в состоянии опьянения. Президиум Московского городского судаᶪᶪприговор в отношении К. изменил: исключил указание суда о назначенииᶪᶪᶪᶪнаказания с учетом отягчающего обстоятельства – совершение преступления вᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪсостоянии опьянения; смягчил К.
наказание по ч. 2 ст. 228 УК РФ с применениемᶪ99ᶪᶪᶪᶪДисциплинарная практика Квалификационной комиссии АПМО (второе полугодие 2014года) [Электронный ресурс]: http://www.apmo.ru/uid123/?show=theme&id=661 (материал взят посостоянию на 15.09.2015)100Приговор Перовского районного суда города Москвы от 13 февраля 2014 года63ст. 64 УК РФ до 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания вᶪᶪᶪисправительной колонии общего режима.ᶪᶪᶪДисциплинарная практика Адвокатской палаты г. Москвы выработаланекоторыеᶪположения,ᶪᶪкоторымиследуетᶪруководствоватьсяᶪадвокатам-защитникам при подаче ими жалоб на приговоры суда:ᶪ1) в жалобе должны присутствовать данные об адвокате: указание как наᶪᶪᶪᶪсвой процессуальный статус, так и на процессуальный статус представляемого имᶪᶪᶪᶪлица101.2) недопустимо использовать в тексте жалобы просторечной разговорнойᶪᶪᶪᶪформы102.3) текст жалобы должен быть подчинен строгим правилам составленияᶪᶪᶪᶪюридических документов103.ᶪᶪ4) текст жалобы не должен содержать унижающих и оскорбительныхᶪᶪᶪᶪᶪвыражений104.ᶪ5) необходимо обязательно указывать основания отмены или измененияᶪᶪᶪᶪᶪсудебного решения, предусмотренные соответствующими статьями УПК РФ.ᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪПо итогам изучения диссертантом апелляционных жалоб защитниковᶪᶪᶪможно выделить следующие недостатки жалоб:ᶪᶪᶪᶪ1) необоснованность выводов защитника;ᶪ2) цитирование в жалобе приговора без должного комментированияᶪᶪᶪᶪнарушений;ᶪ3) неконкретность формулировок;ᶪᶪ4) противоречивость выводов;ᶪ5) выход в апелляционной жалобе за пределы предмета апелляционногоᶪᶪᶪᶪᶪᶪᶪобжалования;101Обзор дисциплинарной практики Совета Адвокатской палаты г.