Диссертация (1173986), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Так, Элен (вице-президент суда г.Бремена) приводит следующий пример: «А. был задержан в 10:00 полицией поподозрению в пособничестве в краже из жилого дома. В связи с тем, что А., еслине будет добыто дополнительных доказательств, в скором времени будетосвобожден, а также с целью ускорения процесса, ходатайство о проведении295См.: Gwladys G. Public Prosecutors in the United States and Europe. A Comparative Analysis withSpecial Focus on Switzerland, France, and Germany.
– Switzerland: Springer International Publishing,2014. P. 269.157обыска в его квартире заявляется в устной форме. Время на момент заявленияходатайства — 17:00. Следственный судья заслушивает по телефону ходатайствопрокурора о проведении обыска в квартире А. Он принимает решение обудовлетворении ходатайства. О своем решении следственный судья сообщаетнемедленно, в устной форме по телефону. Прокурор делает об этом отметку вуголовном деле»296.Очевидно, что отсутствие четких правил движения дела на практике можетприводить к различным злоупотреблениям со стороны государственных органов,а также к нарушениям прав и законных интересов участников уголовногосудопроизводства. В Германии, например, это привело к тому, что потерпевшиепо определенной категории дел фактически утратили право на судебную защиту.В отечественной доктрине в последнее время все чаще высказываетсямнение о необходимости деформализации (в том числе полной) досудебногопроизводства297.
Чтобы оценить возможные последствия такого решения,рассмотрим модель досудебного расследования США, в которой досудебноерасследованиепрактически полностьюопределенномэтапенеограниченныепроизводствадискреционныедеформализовано, а прокурор наподелуполномочияприобретаетпопрактическираспоряжениюсудьбойуголовного преследования.§ 2. Модель досудебного расследования США: конвергенция уголовногопреследования и разрешения дела (правосудия)Наибольшими полномочиями по решению вопроса о судьбе уголовногопреследования по делу, переданному прокурору для принятия решения онаправлении в суд, обладает прокурор в уголовном судопроизводстве США.
Сточкизренияконтинентальныхмоделейпредварительногопроизводства296См.: Бэст Э. Уголовный процесс Германии // Уголовное судопроизводство. 2014. № 4. С. 9.См., например: Александров А.С. Понятие и сущность уголовного иска. С. 42; Смирнов А.В.Деформализация уголовного преследования – главная задача реформы уголовногосудопроизводства // Обвинение и защита по уголовным делам: исторический опыт исовременность.
– СПб., 2015. С. 80–88.297158прокуратура США при решении вопроса о судьбе уголовного преследованиячасто подменяет деятельность судебной власти, предопределяя вопросы вины инаказания лица, обвиняемого в совершении преступления. На наш взгляд, этоабсолютно недопустимо, по крайней мере, с точки зрения имплементации вроссийское уголовное судопроизводство.
Однако в США дискреционныеполномочия прокуратуры неоднократно подтверждались Верховным Судом СШАчерез призму конституционного принципа сдержек и противовесов, какполномочия, принадлежащие органу исполнительной власти.Ввиду того что теория дискреционных полномочий прокурора тесносвязана с организационной структурой органов исполнительной власти США,коротко остановимся на месте прокуратуры в системе этих органов.ВследствиепрокуратурывфедеративногоСоединённыхустройстваштатахособенностьюАмерики(США)организацииявляетсяеемногоуровневый характер.
Так, в доктрине выделяются обычно два абсолютносамостоятельных298уровня прокуратур, поддерживающих государственноеобвинение, – федеральная прокуратура (носит централизованный характер)299 ипрокуратуры штатов (децентрализованные); иногда в науке называется еще итретий уровень – местные прокуратуры300.Федеральные прокуроры (U.S. attorneys) принадлежат к исполнительнойвласти и организационно входят в структуру Министерства юстиции США(Department of Justice – DOJ).
Министерство юстиции возглавляет Генеральныйпрокурор (attorney general), который назначается президентом США с согласияСената. Соответственно генеральный атторней в своей работе подотчетенпрезиденту США, возглавляющему исполнительную власть.Федеральные прокуроры осуществляют уголовное преследование пофедеральным преступлениям. Должности Генерального прокурора и федеральныхпрокуроров учреждены Судебным Актом (Judiciary Act) в 1789 г.298См.: Михеенко М.М.
Уголовно-процессуальное право Англии, США и Франции : учеб.пособие. Часть 1. – Киев, 1969. С. 82.299См.: Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Указ. соч. С. 197.300Там же. С. 196.159Президент США назначает федерального прокурора в каждый из 94федеральных судебных округов сроком на 4 года по согласованию с Сенатом.Федеральные прокуроры США подотчетны Генеральному прокуроруСША – Министру юстиции США. При этом федеральные прокуроры не могутбыть привлечены к дисциплинарной ответственности или отправлены в отставкуМинистерством юстиции США без согласия президента США301.Подобное внимание назначению федеральных прокуроров на должность иих месту в системе исполнительной власти США уделено потому, что, как будетпоказанопрокурораниже,большинствоявляютсясовременныхпроизводнымиотдискреционныхполномочийполномочийпрезидентаСША,замыкающего вертикаль исполнительной власти, и его конституционнойобязанности «следить за надлежащим исполнением законов» – Take Care Clause.В отличие от федерального уровня, на уровне штатов система прокуратурысильно децентрализована.
Внутри каждого штата существуют собственные округа(county), каждый из которых имеет собственный офис окружного прокурора сосвоей собственной организацией, который полностью независим от другихофисов.В зависимости от штата окружной прокурор может избираться надолжность или назначаться на нее. В первом случае он подотчетен только своимизбирателям и может быть удалён с должности только вследствие нарушенияэтическихправилчерезспециальнуюдисциплинарнуюпроцедуру,чтообеспечивает ему независимость от служебной иерархии302.301См.: Gwladys G. Op. cit.
P. 64.Одновременно с этим выборы привносят политический элемент в деятельность окружногопрокурора, – они заставляют его больше внимания уделять действиям, которые привлекут кнему большее число голосов избирателей. Данное обстоятельство заставляет прокурора вестидела беспроигрышно (в то время как суд присяжных всегда влечет за собой рискиоправдательного приговора) и при этом достаточно эффективно бороться с преступностью(сделки о признании вины и их аналоги сокращают время работы прокурора с делом, чторасширяет масштаб уголовной репрессии в целом). Эти цели прокурор на практике как раз идостигает за счет активного использования своих дискреционных полномочий.
Как следствие,каждый прокурор самостоятельно определяет политику уголовного преследования в своемокруге. При этом при определении политики уголовного преследования окружной прокурордостаточно независим, что позволяет ему разработать политику, соответствующую302160В любом случае прокуроры штатов организационно автономны отфедеральных прокуроров и не образуют с ними единой иерархической системыорганов исполнительной власти, которую возглавляет президент США. Однакоони, как и федеральные прокуроры, обладают широкими дискреционнымиполномочиями, которые также обосновываются через доктрину Take Care Clause,несмотря на отсутствие единой иерархии.
Во многом это связано с тем, что вуголовном судопроизводстве федеральные прокуроры и прокуроры штатоввыполняют одни и те же задачи, ввиду чего должны обладать одинаковымиполномочиями303.До того, как дело передано прокурору полицией (агентством), проводившейрасследование, по общему правилу прокурор лишен каких-либо полномочийвлиять на ход расследования (см. § 6 гл. 1). Остановимся на данном вопросе болееподробно ввиду того, что судьба уголовного преследования и, собственно, дела вСША, в отличие от континентальных моделей предварительного производства,может быть разрешена на уровне полиции без передачи дела прокурору.На федеральном уровне, несмотря на то, что прокуратура и федеральныеагентства, осуществляющие расследования, принадлежат к исполнительнойвласти, они полностью независимы друг от друга.
Агентств, уполномоченныхпроводить досудебное расследование, в США достаточно много304.В США нет федеральной полиции. Вместо этого полиция функционируетна уровне штатов и местном уровне305.потребностям его округа и бюджету офиса окружной прокуратуры. См. подробнее: Howe S.
TheValue of Plea Bargaining // Oklahoma Law Review. 2005. Vol. 58. P. 605–606.303См.: Langer M. Rethinking Plea Bargaining: The Practice and Reform of ProsecutorialAdjudication in American Criminal Procedure // American Journal of Criminal Law. Vol. 33. 2006. P.253.304Среди них, например, Федеральное бюро расследований (ФБР), которое может провестирасследование любого федерального преступления, если его расследование не входит позакону в специальную компетенцию иного органа, Бюро Алкоголя, Табака, Огнестрельногооружия и Взрывчатых веществ (The Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms and Explosives (ATF)),которое проводит расследования в сфере незаконного производства, использования, владенияогнестрельным оружием или взрывчатыми веществами, а также расследует поджоги, взрывы,незаконный трафик алкоголя и табака и др.305На местном уровне помимо полиции действует также ряд иных органов, например службышерифов, которые уполномочены проводить расследование соответствующих преступлений.Они, так же как и полиция, относятся к исполнительной власти.161Подразделения полиции в своей деятельности независимы друг от друга идействуютисключительновсвоемрайоне.Тожехарактерноидлявзаимоотношений полиции и прокуратуры.
Полиция и прокуратура принадлежатразным правительственным учреждениям и работают автономно на разныхстадиях расследования преступлений.По общему правилу, решения о проведении расследования и задержанииподозреваемого всецело зависят от полиции и не подконтрольны прокурору.