Диссертация (1173755), страница 70
Текст из файла (страница 70)
на западной границе спитой чайпродавался по 50 коп. за 1 фунт738, тогда как фунт739 байхового чая средних сортов можно было купить за 1 руб. 20 коп. – 1 руб. 40 коп.Столица же Российской Империи слыла «родиной» иван-чая, который по названию села Копорье под Санкт-Петербургом иногда именовался «копорским» чаем740. Вгод производство доходило до многих десятков тысяч пудов. В Москву он отправлялсяцелыми вагонами741. Для многих крестьянских дворов производство копорского чая было главным подспорьем в покрытии государственных и земских платежей. Потому высшие уездные власти, заинтересованные в уменьшении недоимок, порой смотрели наэтот промысел сквозь пальцы.Такой бизнес процветал под Дамокловым мечом наказания.
Существовал прямойзапрет действующего законодательства на торговлю спитым чаем и чаем копорским(именуемым иван-чай), равно как и приготовление таких чаев для продажи, в виде про-Катц К. В. Чаетовары (чай, кофе, какао, суррогаты) и сахар. М.: Центросоюз, 1927. С. 34 – 35; Соколов И. А. Чай и чайная торговля в Российской империи в XIX – начале XX веков: дисс. … канд. истор.наук. М., 2010. С.
89 – 90, 266.736Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах: Производство, потребление ираспределение чая. СПб., 1892. С. 104.737Сырые листья чая перебирались, от них отделялись окурки, кости, грязь и т. п. сор, затем «его сушили, а для того, чтобы он имел вяжущий вкус – спрыскивали растворами, содержащими дубильную кислоту, окрашивали жженым сахаром, чистым купоросом, графитом, а иногда и просто сажей. Приготовленный таким образом чай рассыпался по мешкам и шел в продажу разным торговцам».
Дмитриев К. Д.Какой чай пить крестьянам. М., 1893. С. 4; Катц К. В. Чаетовары (чай, кофе, какао, суррогаты) и сахар.М.: Центросоюз, 1927. С. 35.738Губаревич-Радобыльский А. Ф. Чай и чайная монополия: Опыт исследования основ обложения чая вРоссии. СПб., 1908. С. 63.7391 фунт = 0,40951241 кг.740По воспоминаниям современников, процесс обработки копорского чая был таков. Листья кипрея(многолетнего травянистого растения) «сушатся, затем их кладут в кадку и обваривают кипятком. Когдалист достаточно проварится, его тщательным образом в корыте перетирают с черноземом или болотнойземлей. После пережарки листья сушатся в печи. Затем их просеивают, перетирают руками, пока они небудут походить на китайский чай».
О технологии изготовления «копорского чая» см. также: Дмитриев К. Д. Какой чай пить крестьянам. М., 1893. С. 5 – 6; Подробнее о технологии изготовления «копорского» чая см.: Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах: Производство,потребление и распределение чая.
СПб., 1892. С. 108 – 109.741Катц К. В. Чаетовары (чай, кофе, какао, суррогаты) и сахар. М.: Центросоюз, 1927. С. 35.735259мысла742. За продажу копорского чая «в смешении с китайским или особо» закон предусматривал наказание в виде денежного взыскания от пятидесяти до двухсот рублей сконфискацией такого чая, а в случае рецидива – вплоть до лишения права на занятиечайной торговлей743.Известный русский экономист А. П. Субботин, пытавшийся разобраться в причинах слабого действия «хороших законодательных постановлений», направленных против фальсификации чая, в начале 90-х годов XIX в.
обратил внимание на то, что «самонаселение, во-первых, не знало этих законов, во-вторых, никогда не было склонно помогать их блюстителям, как это делается в других государствах. У нас вся тяжесть надзорападает на одну полицию, которая, будучи завалена другими делами и канцилярщиною,при всем желании не в силах наблюдать за исполнением санитарных правил. К этомуследует прибавить вообще слабое развитие чувства законности в русском обществе,вследствие чего весьма часты случаи поощрения продажи поддельных, контрабандныхи т.
п. товаров ради их сравнительной дешевизны. // Наконец – самая неразвитость вкусапотребителей, особенно в отношении хорошего чая, во многом мешает распознаниюподделки»744.Именно это в 80-х годах XIX в. явилось благодатной почвой для появления новыхсуррогатов чая, известных под названиями: «Фруктовый чай», а также «Кавказский»,«Абхазский» или «Батумский чай». Распространению последних в какой-то мере способствовало разрешение Медицинского Совета, постановившего Журналом от 23 января1887 г. за № 33 дозволить его обращение в торговле под названием «Кавказского брусничного чая».
«Предприимчивые» торговцы, воспользовавшись этим постановлением,стали подмешивать листья кавказской брусники к китайскому чаю, или же упаковыватьих под этикетом, сходным с этикетами китайского чая, печатая с целью обмана покупателей едва заметными буквами слова «Кавказский брусничный» и очень крупными«ЧАЙ». Быстрому распространению суррогата среди нетребовательного, бедного иневежественного потребителя способствовала и его сравнительно низкая цена.Свод законов Российской Империи. Все 16 томов со всеми относящимися к ним продолжениями водной книге. Под ред.
А. Ф. Волкова, Ю. Д. Филиппова. СПб., 1900. Т. XIII. (Издание 1892 г.). УставВрачебный, ст. 639. С. 162; Эти нормы соответствовали ст. 875 Устава Врачебного Т. XIII. (По Прод.1868 г.).743Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, ст. 1110 (Свод законов Российской Империи.Т. XV, изд.
1857 г.). РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 538. Л. 13 об.744Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах: Производство, потребление ираспределение чая. СПб., 1892. С. 132.742260С целью прекращения распространившихся злоупотреблений, Медицинским департаментом МВД в 1888 г. «Кавказский брусничный лист» как «безвредный по своимсвойствам и способу приготовления» был допущен к обращению только под условиемзапрета использовать при его наименовании слова «чай». Однако этот документ невозымел особого действия, и вскоре Медицинским департаментом МВД на места былразослан новый Циркуляр от 14 ноября 1890 г. № 8164 следующего содержания: «Департамент таможенных сборов сообщил Медицинскому Департаменту, что получаемыйиз листьев, так называемой, кавказской брусники суррогат чая, до сих пор поступает вразличных местностях России в продажу под названием «Кавказского брусничного чая»,несмотря на состоявшееся в 1888 году, утвержденное Министром Внутренних Дел, постановление Медицинского Совета о присвоении этому суррогату лишь наименования«Кавказских брусничных листьев», под каковым он и может быть допускаем к обращению в торговле.Вследствие сего, и ввиду того, что означенное постановление может быть неизвестно местным полицейским и врачебным властям, разрешающим продажу суррогатапод названием чая, Медицинский Департамент имеет честь сообщить вашему Превосходительству о вышеизложенном, покорнейше прося сделать зависящее распоряжение кприведению сказанного постановления в исполнение»745.Однако, копия с Журнала Медицинского совета от 3.05.1894 г.
№ 282, утвержденного министром внутренних дел 5 мая 1894 г., свидетельствует о том, что «Кавказскиелистья разных наименований, вследствие особого способа их приготовления, после которого они приобретают вид и запах (в сухом состоянии) обыкновенного черного чая,сделались предметом обширного и совершенно открытого торга; фальсификация чая,как это видно из исследований лаборатории Московской гигиенической, Варшавскойуниверситетской и Департамента Таможенных Сборов, свила себе прочное гнездо дажев столицах и в центре губерний Привислинского края.
Собранные из разных источникови добытые указанными лабораториями данные показывают, что к китайскому чаю подмешиваются не только «Кавказский чай», но также чай спитой, подкрашенный кулероми другими красящими веществами, листьями шиповника, яблони, рябины и т. п.»746.Эти обстоятельства вызвали к жизни новое циркулярное распоряжение Медицинского департамента от 23 сентября 1895 г. № 1656, которое разъяснило условия торгов745746Буковский А. Ю. Исследование чая и фальсификация его в Варшаве. М., 1896. С.
62 – 63.РГИА. Ф. 20. Оп. 4. Д. 2893. Л. 34 об. – 35.261ли так называемым «кавказским брусничным листом»: «Из поступивших в Министерство Внутренних Дел в последнее время заявлений губернских начальств видно, что получаемый из листьев так называемой кавказской брусники суррогат чая, разрешенный кпродаже под наименованием «кавказских брусничных листьев» появляется в продаже вобертках весьма сходных с обертками, употребляемыми для китайского чая, причемнадпись «Кавказский брусничный лист» настолько замаскирована, что легко можетостаться незамеченною и означенный продукт может продаваться за китайский чай, темболее, что цена за него назначена соответствующая последнему.В виду сего, по соглашению с Министерством Финансов, имею честь покорнейшепросить Ваше Превосходительство сделать зависящее распоряжение к разъяснениюподведомственных Вам полицейским и врачебным властям, что продажа листьев кавказской брусники в упаковке, подобной вышеуказанной, имеет характер обманной торговли суррогатами чая под видом настоящего чая, которая предусмотрена ст.