Диссертация (1148156), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Боле того, идеологи вегетарианства отмечают наличие определеннойпреемственности в истории развития самого освободительного движения. Сначала это былаборьба за наделение правами негров, затем женщин, сегодня на повестке дня — животные.«Освободительное движение содержит требование положить конец предвзятости идискриминации, основанных на произвольных оценках, подобно цвету кожи или сексуальной75ориентации. Классический пример этому — движение за освобождение чернокожих.Освободительноедвижениетребуетрасширениянашегонравственногокругозора.Практически то, что ранее считалось естественным и неизбежным, в новом рассмотрениидолжно быть увидено как результат тенденциозной предвзятости, не имеющей никакогооправдания…» [107, С. 125].В обществе сложились различные отрицательные коннотации «строгих» вегетарианцев,о которых последние также имеют представление и по-своему их анализируют.
В частности,люди, придерживающиеся растительного питания на основе сложившейся системы убежденийи определенной философии, часто слывут в общественном мнении «сектантами», «психическиненормальными», «неадекватными людьми» и т.д. В определенной степени «нестрогие»вегетарианцы(которыхбольшинство)такжерассматриваютпозициювегановкакнедопустимую форму фанатизма. Они считают, что в таком случае мы можно в своейпринципиальной последовательности отказа от «причинения вреда живому» дойти до абсурда.«Я шарахаюсь вообще от вот таких вот сектантов, которые называют себявегетарианцами, таких безумных людей вообще. Они же мне кричат «ты же наша!» ( ну это ясвоими словами). Я говорю: «Я не ваша, я сама по себе, Наталья». Я сталкивалась с людьми,которые в припадке новообращенства.
Это как болезнь роста. Это должно пройти, мнекажется. Я надеюсь...» (Наталья, 41 год).«Я думаю, это какая-то психологическая проблема. Им надо к психологу. Или это мода,да. И человек следует этой моде слепо. Это одно. И если человек молодой с неокрепшейпсихикой, не уверен в себе, который пытается самоутвердиться за счет вступления в какуюто группу с локальными интересами.
Он может быть металлистом, может быть фанатом«Нирваны», а может быть веганом. По-моему это то же самое…» (Роман, 31 год).Позиционирование «строгих» вегетарианцев как «фриков» обусловлено во многоммалочисленностью состава, а также климатом общественного мнения, выраженном через СМИ.Конечно, речь здесь идет скорее о ситуации на Западе, но как показывают данные нашегоопроса, подобные представления характерны и для России.Что касается образцов поведения веганов, то они охватывают практически все стороныжизни человека, а не только питание.
Причем для всех компонентов вегетарианского образажизни вводится соответствующий термин — «этический». В данном случае, базовый принцип,на который они должны опираться — это принцип отказа от «убийства» в любой его форме.Кроме того, веганство, по крайней мере, в российском дискурсивном сообществе,рассматривается самими веганами как форма социального протеста. Это связано, на их взгляд, стем, что в России сильны традиционные стили питания и образ жизни, в результате чего, любое76«отклонение» приобретает протестное звучание, призванное изменить устоявшиеся принципы,нарушить привычное течение жизни.Иными словами, веганский образ жизни интерпретируется как сознательно выбраннаяформа борьбы, которая может в будущем приобрести очертания коллективного радикальногодвижения, именуемого «веганской революцией».
Таким образом, веганство предстает не толькокак альтернативное течение в рамках традиционного образа жизни, но и как социальнополитическое движение. Причем мясоеды в большинстве случае подразумевают подвегетарианством именно этот наиболее строгий вид диеты, что часто становится источникомвзаимного неприятия и недопонимания.Так, представители «традиционного» питания признают только один вариантвегетарианства, предполагающий полное исключение из пищи употребление белка животногопроисхождения, в том числе, яиц, молока и молочных продуктов. В их представленияхвегетарианец — это веган, и иных градаций быть не может.
Вегетарианцы же чаще всего имеютболее тонкое понимание различий внутри вегетарианского сообщества, что становитсяисточником для формирования их социальной идентичности.Есть еще один вариант вегетарианской диеты — сыроедение. Некоторые рассматриваютего как отдельный стиль питания (с учетом того, что в сыром, то есть в термическинеобработанном виде, можно употреблять, например, мясо). Однако поскольку наиболеераспространено растительное сыроедение, включающее в себя только фрукты, злаки, овощи,орехи, то сыроедение чаще рассматривается и как разновидность вегетарианства.
Данный типпитания обычно подпадает под легитимацию с позиции «сциентистской концепции», где сточки зрения натуропатии, макробиотики и иных смежных учений обосновываетсяцелесообразность употребления сырой пищи.Именно поэтому сыроедение для некоторых представителей традиционного стиляпитания выглядит более предпочтительным, чем вегетарианство. Здесь гораздо больше отсылокк «научным фактам» и гораздо чаще используется научная терминология для создания большейубедительности, тогда как обычное вегетарианство включает в себя много этических,религиозных моментов, которые в нашем секуляризованном обществе могут быть невосприняты должным образом.«Вегетарианство это больше как причуда, а в сыроедении есть задумка хорошая…»(Владимир, 25 лет).Таким образом, в данном параграфе диссертационной работы мы рассмотреликонфигурацию дискурсивного сообщества вегетарианцев.
В частности, выявили, что оноскладывается на базе пресечения трех основных потоков коммуникации, образуемых тремялогиками обоснования отказа от употребления в пищу мяса. Эти три «концепции» образуют77содержание дискурса и становятся источником формирования социальной идентичностивегетарианцев.Например,«сциентистскаяконцепция»связанапреимущественноссыроедением, а «либерально-этическая концепция» — с веганством. Суть социальнойструктурации вегетарианского сообщества сводится при этом к более или менее строгойрегламентации повседневных практик социальных акторов на уровне тела. Немаловажную рольв формировании социальной идентичности играет разработка философских и историческихоснований дискурса, которые наполняют вегетарианскую диету непреходящей значимостью.Для конструирования символических границ вегетарианского сообщества имеет значение«традиционный» дискурс мясоедения, противопоставление которому и приводит к созданиюпотоков коммуникаций, структурирующих социальные отношения внутри самого сообщества, атакже за его пределами.§2Конструированиевнутреннейиерархиивегетарианскогосообщества:структурация отношений символического господстваРассмотрев структуру дискурса вегетарианства с точки зрения используемых«концепций» и способов их обоснования, проанализируем, как на основе такой структурыпроисходитформированиедискурсивногосообщества,какчленыэтогосообществапреломляют вегетарианский дискурс через собственные практики и способствуют еговоспроизводству.
В данном случае структурирование отношений в вегетарианском сообществепроисходитнаосновенеравномерногораспределениясимволическогокапиталавдискурсивном пространстве. Под символическим капиталом мы понимаем способность однихсоциальных акторов навязывать свою позицию другим, формировать мнение и т.д.Стоит отметить, что интерпретативные схемы, связанные с воспроизводствомвегетарианского дискурсивного сообщества, вырабатываются основателями, распространяютсяинтерпретаторами и активистами в рамках дискурсивного сообщества посредством различныхинформационных каналов (лекций, фильмов, книг, брошюр и т.д.).
Приобщение к схемаминтерпретации становится, с одной стороны, источником социальной сегрегации, отделениятех, кто думает идентичным образом от тех, кто интерпретирует социальную реальность как-тоиначе.При этом коммуникативные потоки, образующие архитектонику дискурсивногопространства в вегетарианстве, носят преимущественно однонаправленный характер. Ихконечной функцией является структурация повседневных практик на уровне телесности. Так, вповседневной жизни вегетарианцы могут не взаимодействовать друг с другом, им это просто ненужно.Воспроизводствосообществаирекурсивностьсоциальныхпрактикбудет78обеспечиваться в данном случае набором инкорпорированных «символических формул»,привязанных к той или иной «концепции».А) Основатели дискурсивного поля, их роль в конструировании социальнойидентичности и стиля жизни вегетарианцев.
«Антигерои» вегетарианского дискурса какактивные участники социальной структурации вегетарианского сообществаКак мы выявили в самом начале, вегетарианство имеет и свою философию, то естьсмысловую направленность и глубину. Вероятно, это одно из наиболее развитых в планефилософской рефлексии, видов альтернативной потребительской практики. Стоит упомянуть,что кроме врачей, которые придают вегетарианству научный характер, в конструированиивегетарианского дискурса участвуют также и социальные мыслители, в задачи которых входитрассмотрения вегетарианства на уровне метатеории, заложенных в нем стратегических задач,требующих выполнения, осмысление роли вегетарианского движения в процессах социальнойдинамики и пр.
Достаточно назвать работы Э. Реклю [98], Т. Ригана[99], П. Сингера [107] и др.«Специальные издания по вопросу нравственного отношения к животным выпустилитакие академические журналы, как «Этика», «Философия», «Вопрос». Движение за праваживотных было начато и возглавлено высокообразованными людьми, докторами философии,психологии, т.е.
элитой английской и американской интеллигенции. Как отмечает один изактивных участников движения Ричард Райдер в своей книге «Революция животных»:«Действительно, освобождение животных — может быть, единственное в своем родедвижение среди других движений за освобождение с той точки зрения, что оно возглавлялосьи вдохновлялось необычно большим числом профессиональных философов»…» [80, С. 48].Основателями вегетарианского дискурса являются совершенно разные люди по своимидеям и образу жизни, но их объединяет то, что они всегда предлагают целостное видение того,что такое вегетарианство. Свои размышления о данном стиле питания, вне зависимости откультурного контекста, исторической эпохи и жизненных обстоятельств, они выстраивают вопределенные «концепции», описание каждой из которых дано выше.Например,авторыработающиенадсозданием«сциентистскойконцепции»вегетарианства готовы донести до целевой аудитории доводы в пользу того, что вегетарианскаядиета оказывает благотворное влияние на самочувствие человека, на продолжительность икачество жизни.
И, наоборот, мясоедение связывается ими со множеством физических недугов,которые могут приводить к серьезным последствиям для человеческого организма, в том числе,его гибели.«Я знаю людей гораздо моложе меня, которые практиковали и практикуют подобныйобраз жизни. Не загрязняя себя употреблением мяса, они стали определенно свободнее отболезней и счастливее, чем употребляющие подобные вещи [85].79«А чем же провинилось мясо?» — скажете вы. Тем, что, будучи белком животногопроисхождения, оно имеет структуру, схожую с нашими белковыми структурами, но неидентичную им и вызывает со стороны иммунной системы только один ответ: «Чужаканадо убрать» [86, С.