Главная » Просмотр файлов » Диссертация

Диссертация (1145099), страница 56

Файл №1145099 Диссертация (Эпистемические матрицы исследовательской деятельности в современной социологии) 56 страницаДиссертация (1145099) страница 562019-06-29СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 56)

Исследователь, действующий в рамках определенных практик,производит, в соответствии с установленными правилами, объект знания. Кнорр-Цетина209выделяет несколько элементов этой научной практики: «локальный, зависящий от контекста,характер научных операций; их размещение в междисциплинарных полях, пересекаемых иподдерживаемых ресурсными взаимоотношениями; постояннаятрансформация и ре-контекстуализация, являющаяся частью реализации и циркуляции научных объектов, так жекак и механизмом социальных связей; наконец, основанная на решениях и социальныхсоглашениях селективность научных объектов, которая и является результатом всехвышеперечисленных операций.

Мир объектов выступает результатом этой научной практики<…> именно избирательное конституирование научных объектов обсуждается, навязывается иосвидетельствуется в ходе данных практик; оно также становится ставкой в дискурсе,кристаллизующемся в научных операциях» (Knorr-Cetina 1981: 136).Функция исследователя в перформативной матрице может быть охарактеризована, какпроизводствоупорядоченности.Упорядоченностьпротивостоитбесструктурности,хаотичности и принципиальной «невыразимости» реальности. В перформативной матрицеименно исследователь, который больше не является наблюдателем, создает предпосылки длятого, чтобы «было о чем говорить». Знание активно и эта активность заключается в деятельномпостроении мира таким образом, чтобы сделать его «познаваемым».

Исследователь неоткрывает независимую рациональность, присущую вещам «самим по себе», а занимаетсяпрактическим производством рациональности, которое осуществляется в рамках особого типапрактики, именуемой наукой.В обоснование подобных представлений значительный вклад внесла лингвистическаяфилософия. Если традиционной целью анализа научного языка в эпистемологии считаласьвыработка совершенного языка описания реальности и устранение неопределенности в егоупотреблении, то лингвистическая философия «оставляет все, как есть», считая обыденнуюречь неспособной к усовершенствованию. Неопределенность языка рассматривается, какнаиболее интересное и заслуживающее изучения свойство речевой деятельности.

В основеподобной установки лежит специфическая онтология: язык рассматриваетсяне какрепрезентация реальности, а как сама реальность. Исследуя реальность через язык, мы изучаемзакономерности языка и не можем выйти за его границы, поскольку язык не репрезентируетничего, кроме себя самого. «Проблемы возникают, когда язык пребывает в праздности»(Витгенштейн 1994: 97), поэтому бесконечное прояснение терминов, чем любят заниматьсяученые,неспособствуетформированиюоднозначногонаучногоязыка.Чтобынеопределенность в использовании языка была устранена, он должен быть связан со сферойреальных действий. Идея Витгенштейна о языке, как «форме жизни» позволила концептуальносвязать практику и язык. Доступная познанию реальность – это совокупность языковых игр,210которые представляют собой формы самой жизни, а не ее репрезентации.Наука такжепредставляет собой одну из форм языковой игры.Позиция исследователя – не «взгляд сверху», а лишь одна из возможных точек зрения,ограниченная правилами языковой игры и соответствующими допущениями, на фоне которыхпонятия, теории и концепции обретают смысл.

Рациональность науки ничем не превосходитрациональность практики – эту мысль применительно к социальным наукам, отчетливо выразилГидденс: «Социальная жизнь не должна рассматриваться, как ряд ничтожных попытоксоответствовать «научным» стандартам рациональности, но как совокупность искусныхисполнений, к которым эти стандарты совершенно безотносительны» (Giddens 1976: 36). Вперформативной матрице снимается различие конструктов первого и второго порядка.Конструкты второго порядка – научные понятия, подобно конструктам первого порядка –понятиям обыденной речи, контекстуально обусловлены и применяются для достиженияпрактических целейисследованием.в рамкахТакимспецифическойобразом,авторитетностьязыковойнаучногоигры,именуемойвысказываниянаучнымзадаетсянерациональностью, присущей научному мышлению, а особенностями той языковой игры, врамках которой делаются соответствующие высказывания.Итак, исследователь больше не рассматривается ни как сторонний наблюдатель, ни какучастник,которыйпонимаетипереживаетреальность.Исследовательстановитсяконструктором и производителем фактов.

В основе подобного представления о позицииисследователя лежит постулат о неразрывности объекта и субъекта познания, конструируемойкартины мира и конструирующей ее системы. Знание неотделимо от познающего субъекта ипредставляет собой не отражение внешней реальности, а конструкцию субъекта познания:«знание не получается пассивным путём, оно активно конструируется познающим субъектом;функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а недля открытия онтологической реальности» (Glasersfeld 1996: 18). Те идеи, которые отобралавнешняя среда, не являются истинными или единственно правильными, а представляют собойлишь один из возможных способов организации человеческой познавательной способности приданныхобстоятельствах.Такаяпозиция,посутидела,предполагаетвозможностьсуществования множества других идей, которые не актуализировались лишь в силу тех илииных обстоятельств.Отказ от метафоры наблюдения при описании исследовательской деятельности выводитна первый план метафору практического действия.

Именно с точки зрения «познания черездействие» критикуется представление об исследователе, как наблюдателе. Исследовательнаблюдатель воспринимает социальную жизнь, как спектакль, который можно смотреть,211интерпретировать и осмысливать, а не как среду, в которой необходимо действовать ивыживать, реализуя различные практические стратегии. Наблюдательная позиция вноситсущественные искажения в картину социальной реальности, поскольку предполагает, чтоинтерпретации,осуществляющиесяуниверсальныйстатус.изМежду тем,частнойперспективыперспективынаблюдателя,наблюдателяидеятеляполучаютобладаютпринципиальной асимметричностью. Интерпретации и объяснения деятелей подчиненыпрактическим задачам и встроены в практические стратегии, а интерпретации наблюдателяподчинены императиву познания, стремлению очистить предмет познания от всех «жизненныхнаслоений» и представить его в виде абстрактной схемы.

«Практика подвергается искажениюуже в силу того, что она берется с определенной «точки зрения» и что она, таким образом,преобразуется в предмет (наблюдения и анализа)» (Бурдье 2001: 53). Наблюдение надпрактикой,осуществляемоеисследователем,всвоюочередь,встроеновпрактикусуществования его, как исследователя. Таким образом, осуществляя познание, якобы незатронутоесоциальныммиром,исследователь,наделе,подчиняетсяпрактическимимперативам той позиции, которую он занимает, как участник, например, определенногонаучного сообщества. «Успех исследования зависит не от открытия неких универсальныхнаучных законов, но от эффективности практических навыков исследователя. Подобно тому,как выигрыш в игре зависит не от правил игры, а от того, что происходит внутри пространства,созданного этими правилами» (Knorr-Cetina 1981: 3).Рассмотрение познания, как практики, ведет к тому, что некоторые из свойствдеятельности начинают рассматриваться, как свойства познания.

Если позиция исследователяэто позиция в пространстве практики, то логично предположить, что в стратегиях познанияреализуется такая черта практического действия как осуществление власти. Одна из ключевыххарактеристик позиции исследователя в рамках перформативной матрицы – рефлексия связинаучного знания с распределением власти. «Следует отбросить также целую традицию,внушающую нам, будто знание может существовать лишь там, где приостановлены отношениявласти и развиваться лишь вне предписаний, требований и интересов власти.<…> Скорее, надопризнать, что власть производит знание (и не просто потому, что поощряет его, ибо оно ейслужит, или применяет его, поскольку оно полезно); что власть и знание непосредственнопредполагают друг друга; что нет ни отношения власти без соответствующего образованияобласти знания, ни знания, которое не предполагает и вместе с тем не образует отношенийвласти.

Следовательно, отношения «власть-знание» не следует анализировать на основаниипознающего субъекта, свободного или не свободного по отношению к системе власти;напротив, следует исходить из того, что познающий субъект, познаваемые объекты и212модальности познания представляют собой проявления этих фундаментальных импликацийотношения «власть-знание» и их исторических трансформаций» (Фуко 1999: 42).

Власть, всвою очередь, рассматривается не как привилегия, которой можно обладать, но каксовокупность реализуемых стратегий, как некое диффузно распределенное качество, источниккоторого порой трудно идентифицировать. Такая диффузная власть, хоть и являетсяпрактически незаметной, не утрачивает своего принуждающего влияния. Напротив, именно изза своей незаметности, неочевидности, она становится более устойчивой и вездесущей,пронизывая буквально все социальные отношения, структуры и процессы, в том числе, ипроцессы познания.

Одним из видов подобной власти является дисциплинарная власть, споявлением которой Фуко связывает современный характер социо-гуманитарного знания.Человексовременныхсоцио-гуманитарныхнаук,представляемыйими,какнекийуниверсальный тип и норма – не более чем продукт дисциплинарной власти, от имени которойговорит исследователь, внося, тем самым, вклад в ее укрепление.Критерий истинности также оказывается зависимым от власти.

Фактически, поиск истинырассматривается как маскировка «воли к власти», как желание установить превосходящуюперспективу в ущерб другим точкам зрения. Исследователю, обладающему интеллектуальнымпревосходством над изучаемыми, принадлежит право выстраивания «объективно-верных»смыслов (Бауман 1991). С властью связаны такие понятия, как научность, истинность, факт. Взависимостиоттого,какопределяютсяэтипонятия,определенныерезультатыисследовательской деятельности получают или не получают статус знания.Лиотарсформулировал эту проблему таким образом: «Кто решает, что есть знание, и кто знает, чтонужно решать?» (Лиотар 1998: 28). П.

Рикер выразился более лаконично, задав вопрос: «Ктоговорит?» (Рикер 2004). Мало «знать», нужно иметь право высказать то, что знаешь и бытьуслышанным. Именно акт говорения, связанный с отношениями власти, делает извысказывания знание.Проблема власти-знания тесно связана с возможностью исследователя навязывать своёвидение реальности.

Разум исследователя, по выражению Зигмунда Баумана, представляетсобой «законодательный разум», поскольку он наделяется правом предписывать нормы иправила «обычным людям». В соответствии с концепцией власти-знания, за определеннымикритериями истинности стоят сообщества, которым выгодна та или иная версия реальности. Впредельном варианте происходит регионализация эпистемологии, стремление увязать ее ссоциальным контекстом и с отношениями власти, когда то, что истинно с точки зрениясоциологического мейнстрима, рассматривается, как искаженная версия реальности со стороны,например, феминистской или «цветной» эпистемологии. Например, американская критическая213расовая теория «пытается вскрыть кажущиеся расово-нейтральными и безотносительными кцвету кожи способы конструирования оценок законодательства, административной политики,выборов, политического дискурса и образования» (Denzin 2000: 910).

В настоящее время всоциологии основные версии региональных эпистемологий появляются в системе координат,заданной такими категориями, как гендер, раса и сексуальная ориентация, в то время какклассовые, возрастные или профессиональные эпистемологии не пользуются подобнойпопулярностью, и этот момент является еще одним индикатором того, что даже сужденияэпистемологии связаны с властью.

Характеристики

Тип файла
PDF-файл
Размер
2,27 Mb
Предмет
Высшее учебное заведение

Список файлов диссертации

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6559
Авторов
на СтудИзбе
298
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее