Диссертация (1144948), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Соловецкий монастырьвоспринимался крестьянами как место спасения души и одновременноэкономический конкурент, но при этом был для всех духовным, хозяйственным,военным центром всего Русского Севера.В 1546 году преподобные отцы Зосима и Савватий причислены к ликусвятых. В Поморье к ним обращались за помощью в трудностях морскихстранствий. Это повысило авторитет Соловецкого монашества среди северногокрестьянства. Соловецкий монастырь и крестьянский мир связывали прочные узыродственных и хозяйственных отношений, общие социальные и духовныеценности.Соловкипостепеннопревращалисьвкрестьянскоецарство.Господствующие формы и методы хозяйствования, мировоззрение, эстетическиеи этические критерии северного крестьянства приобретали в укладе монашескойжизни образную и символическую форму, которой необходимо было подражать,чтобы достичь спасения души и материального благополучия.Семантика социокультурного пространства северной деревни с наибольшейочевидностью являет себя в экзегезе «текста соловецкой архитектуры» и вперсоналиях.1Янин В.Л.
Виреемские акты Соловецкого монастыря // Археология и археография Беломорья : сб. ст. / Сост. А. Я.Мартынов; отв. ред. Г. Н. Матюшин; Кольский фил. АН СССР, Соловецкий гос. ист.-архитектур. и природ. музейзаповедник. Котлас: Котласская тип., 1984. С. 116.2Ефименко А.Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере. С.
302.68Одной из наиболее ярких и знаковых фигур в истории РусскойПравославной Церкви был святой Филипп (Митрополит Московский). Будучиигуменом Соловецкого монастыря, он начал в подчиненной ему обителикаменное строительство и многочисленные хозяйственные преобразования.Обратимся к историческим фактам.
К середине ХVI века при игумены Филиппе(Колычеве) в монастыре появляются социально-экономические предпосылки длякаменного строительства. По рождению святой Филипп принадлежал к известнойбоярской фамилии. Жил и воспитывался при царском дворе. Из Москвы ушел наСевер. Два года пас стада в Кижах.
Иночество принял в Соловецком монастыре сименем Филипп (в миру – Феодор). Пройдя через самые тяжелые послушания(работа в кузнице и пекарне), Филипп был избран игуменом. Он сочетал в себестремление к пустынножительству с талантом организатора, руководителя,наставника братии, состоящей из уроженцев монастырских вотчин. В этом мысклонны видеть одну из особенностей северной культуры: тенденцию к единствупротивоположностей.
О заботах и, вероятно, печалях игумена Филиппа говоритего Уставная грамота: «…А те, которые люди торговые, что ездят по зиме и в летес вином продажным, – их не принимать и вина у них не покупать ни приказчикам,ни крестьянам, ни казакам»1. В монастырь шли не только за духовным спасением,но чтобы «есть свой хлеб в покое»2.Если рассматривать «Монастырь» как духовную границу социокультурногопространства северной деревни, то состояние душевного покоя для братии,состоящей из крестьян, обретается только в молитве и напряженном труде.При Филиппе хозяйственная и духовная жизнь вышла на новыйкачественный уровень. На Большом Соловецком острове были проложены дорогина валунном основании, сделаны садки для рыбы.
На Заяцком острове построенагавань с приливными доками. На острове Большая Муксалма (по образцуАкты Соловецкого монастыря, 1479–1571 сост. И.Э. Либерзон. Л.: Наука, 1988. С. 87–89.Преображенский И. Нравственное состояние общества в XVI веке, по сочинениям Максима Грека и современнымему памятникам. М.: Тип. Э Лисснер и Ю. Роман, 1881. С.
72.1269греческих монастырей) организовано мясо-молочное хозяйство. Соляная варница,требующая большого количества леса, перенесена на материк. Усилиямитрудников и монастырских крестьян более пятидесяти озер соединилось вканальную систему. Святое озеро возле монастыря было углублено и расширено.Его вода стала проточной и чистой.
Вытекая из озера в море, вода благодарявосьмиметровому перепаду уровней озера и моря обретала механическую силу.Она приводила в действие мельницу с «подсевальней» и «портомойню»(прачечную). Воду можно было направить в крепостной ров «Вешняк». Всередине XIX века там построят сухой док, а рядом с доком в 1911 году –гидроэлектростанцию и лесопильный цех. Памятники XVI века на островахсвидетельствуют о высочайшем уровне технической мысли на Русском Севере ивозможности разумного природопользования.Соловецкое социокультурное пространство интенсивно расширялось наматериковые вотчины, преобразуя по своему образу и подобию Поморье иРусский Север. Для этого были нужны средства коммуникации – лодии,дощаники, лихтеры, шнеки, кочи. Без флота было бы невозможно масштабноекаменное строительство.
Известь и белый камень привозили на Соловки сПодвинья, железо и слюду – из Керети. Размах хозяйственной деятельностиСоловецкого монастыря воплотился в каменном строительстве небывалогомасштаба1.Рассмотримсимволическоезначениеархитектурныхпамятников,построенных при святом Филиппе. Спасо-Преображенский собор Соловецкогомонастыря сочетает в себе черты двустолпого, многопридельного храма. Вархитектуре Соловецкого монастыря ХVI века мерцают смыслом идеи пути испасения. Центральный барабан Спасо-Преображенского собора (1558–1566 гг.)высоко приподнят и сдвинут к востоку от центра. Собор рассчитан на восприятиес Запада – со стороны морской Гавани Благополучия.
В гранях центрального1Трапезный комплекс с Успенской церковью (1552–1557). Площадь Трапезной палаты – 486 кв. м. СпасоПреображенский собор (1558–1566) – единственный в России многопредельный, двустолпый, шатровый храм.70барабана устроены вертикальные окна, сквозь которые в темное время суток (вконце лета и осенью) виден свет паникадила. Исходящее от храма сияниенапоминает образ из тропаря преподобным Соловецким чудотворцам: «Якосветильныцы явитеся всесветлии, во отоце окиана моря преподобные отцы нашаЗосимо, Савватие и Германе, вы бо крест Христов на рамо вземше, понесли есте,божественне вооружившиеся на невидимые враги».
Идея движения к монастырюна пути спасения найдет буквальное воплощение в храме Вознесения –действующем маяке на горе Секирной (1861 г.). Фонарь был устроен над куполомхрама. Символика корабля видна в килевидных порталах Трапезного комплекса сУспенской церковью (1552–1557 гг.) и в переходах Спасо-Преображенскогособора.Памятники Центрального культового комплекса Соловецкого монастырясоединены между собой с помощью галереи по принципу «северногокрестьянского двора», когда из одного здания в другое можно пройти, не выходяна улицу. В строениях XVI века сочетаются черты московской и новгородскойархитектурныхшкол:стены,наклоненныевнутрь,валунныйцоколь,вертикальные лопатки на фасадах, внутристенные ниши, комнаты, лестницы.Москва и Новгород, которые исторически и пространственно противопоставленыкак два центра Руси, подобно Киеву и Новгороду, а позднее, подобно Москве иСанкт-Петербургу, на Соловках воссоединяются в архитектуре, в традициях, вистории.
Один из Соловецких уроков состоит в том, что состояние трудногодиалога, не переходящего в конфронтацию, наиболее плодотворно для егосубъектов.Государь Иван IV настойчиво предлагал игумену Филиппу встать во главеРусской Православной Церкви. Когда Филипп после тяжких раздумий и сомненийпринял сан Митрополита Московского, в стране на два года воцарились мир испокойствие.
После возвращения царя к опричной политике, Святитель не71убоялся суда человеческого перед судом высшим1. Он обличил кровавые деянияИвана IV, был оправлен в ссылку в тверской Отрочь монастырь, а через два годаубит опричниками Малютой Скуратовым и Василием Грязным2.Судьба Филиппа (Колычева) дает один из наиболее ярких примеров того,как человек обретает на Соловках качество, проявляющееся не только в принятиимонашества, но, прежде всего, – в постижении смыслов бытия, которые длямногих «христиан» по названию остаются за пределами понимания.
Вернувшисьв Москву главой Русской Церкви, Святитель Филипп оказался единственным, ктонашел в себе мужество свидетельствовать о Христовой правде Ивану Грозному.Подобное преображение произойдет впоследствии с Никоном, который такжепринял монашество в Соловецком монастыре. Он станет патриархом РусскойПравославной Церкви, но и его возвышение кончится опалой, ссылкой,церковным расколом, Соловецким старообрядческим восстанием. В контекстенашего исследования Север следует рассматривать как место, где люди,оказавшиеся здесь по своей или чужой воле, в значительной степени меняются –преображаются.
Достигший края, видит дальше и больше других. Преображениеи маргинальность соединяются в образах людей приобщившихся к духовным иэкзистенциальным границам бытия.«Мирное и спокойное житие поживети во всяком благочестии и чистоте» –это желанный идеал, но монастырь – это место спасения, а потому территорияборьбы за души человеческие. На Соловках почти никогда не было стабильногомира и покоя. Уже при Иване Грозном монастырь превратился в государственнуютюрьму.Вдуховнойжизниостровитянсосуществовали«осифлянские»инестяжательские идеалы, отразившие, в частности, двойственное отношение ксобственности. Для молитвенного и аскетического подвига в лесные дебриуходили отцы Дамиан, Андрей и многие другие подвижники благочестия.
Их12Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1983. С. 118, 137–139, 141–142.Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII – XVII вв. М.: Изд-во МГУ, 1988. 200 с.72разыскивали, возвращали в монастырь. Отношение к пустынножителям былодвойственным. Предания о великих отшельниках заставляли видеть в аскетизмевысшую ступень святости, но при этом наказывать «нарушителей благочестия, изтщеславия покинувших обитель»1.Север – это территория, имеющая метапровокативный статус. Диалогкультур нередко оборачивается конфронтацией и военным противостоянием.Если монастырь – это духовная граница, то вотчины его – беломорскоепобережье, земли, приближающиеся к Онежскому озеру, вклинивающиеся вКаргопольский, Двинской, Новгородский уезды, в Бежецкий стан – предметособого внимания северных соседей.