Диссертация (1136963), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Ощущение времени, ритм жизниученых конструируются в зависимости от циклов работы. Рассмотримпример сотрудника, в течение нескольких лет проводившегоисследование в лаборатории биосистематики и цитологии. Историяэтого исследования напоминает историю диссертационной работы ородстве двух видов, которую мы разбирали в прошлой главе. Времяработы этого сотрудника разделилось на следующие периоды:ожидание покупки лабораторией термостата114; период поискадополнительногоматериала(редкогорастения,вкоторомизаключается ценность исследования); поиск доступа к организации,проводящейкачественныйсиквенс-анализ;периодожиданияфинансирования; период ожидания дополнительного материала.Система финансирования исследований в России в свою очередьзадает специфический ритм работы лаборатории.
Нужно заранеезакладывать деньги в грант на определенные единицы, изменитькатегории трат в отечественных грантах практически невозможно.114для получения из растения нужного ему постоянного препарата.123Ученые всегда работают вслепую: заказывают в начале года многоразличных материалов и приборов, реактивов и лабораторной посуды,не зная, что конкретно понадобится в процессе работы. Лабораторияиспытывает финансовые трудности в первые месяцы каждого года,потому что в конце каждого календарного года средства по грантудолжны быть потрачены без остатка. Это приводит к тому, что частоденьги в спешке расписывают на мнимые нужды, чтобы формальноотчитаться.Много времени проходит и с момента подачи заявки нароссийский грант до момента получения финансирования. Еслилаборатории нужны средства на исследование, заявка подается за годполтора.
Исследования сотрудников часто приостанавливаются,потому что закончились реактивы, а деньги на них вовремя непоступили. Параллельно сотрудники решают собственные жилищныеи финансовые проблемы, устраиваясь на несколько работ. Влабораториикподработкамсотрудниковотносятсякаккнеизбежному злу. Мы уже упоминали, что само биологическоеисследование построено таким образом, что исследователь зависит отскорости протекания реакций, непредсказуемости свойств изучаемогообъектаислаженностиработыприборов.Ученыйкакбы«приставлен» к своему производственному процессу, зависит от него.Однако дефицит ресурсов в сети российской лаборатории усугубляетситуацию.Информанты, работающие на две страны, то есть постояннокурсирующие между Россией и Европой, имеют совсем другоеощущение времени:Информант 13: Я сидела сутками в лаборатории, не моглаотойти, оторваться.
Потому что интересно, захватывает, вопервых... а, во-вторых, ты же не можешь отойти! Все жеработает, кипит, получается. Это был такой восторг! У меня тогдаиз трех проб результат получился! Это невероятно просто. Здесь124столько материала переводишь, а там. Я была уверена, что неполучится.С: Вы постоянно ездите туда проводить исследования?Информант 13: Да, набираю материал и еду... э.. это оченьудобно. Там как бы все под рукой. За полгода работы получаешьрезультатов, как здесь за года три, наверное...Времядляученого,работающеговевропейскойлибоамериканской лаборатории, также «закручено» вокруг технологий испецифики их функционирования.
Но здесь ученые и научныеколлективы работают на опережение, участвуют в конкурентнойборьбе. В современном спорте победа обеспечивается последнимисекундами гонки, и часто определяется качеством допинга. Так и длясовременной биологической лаборатории самое важное - выигратьвремя. В соревновании побеждает тот коллектив/ученый, который,применяя новейшие ферменты, более сложное и дорогостоящееоборудование, первым получает результаты. Результаты, в своюочередь, преобразуются в статьи и индексы цитирования, а индексы –в новые гранты и более совершенные «допинги»:Информант 15: Но я думаю, что это пошло от...
Это такойамериканский тип, когда нужно публиковать много статей, длятого, чтобы быть первым, для того, чтобы был высокий индексцитирования. То есть, если, скажем, есть у человека две идеи. Так онготов их раздробить и быстро две статьи написать вместо одной.Чтобы было побольше. От этого гранты, от этого рейтинг. Думатьнекогда.Главный инструмент в конкурентной борьбе ученых в США иЕвропе – научная статья. Поскольку публикация в престижномжурнале требует значительного количества времени, то ученыепользуются любыми возможностями «застолбить» результат за собой:Информант 11: В этом смысле как раз очень показателен архив.Есть такая база данных, которая называется...
Она так и125называется – ―Архив‖. Впервые она появилась в Лос-Аламосе. Этофактически такая библиотека препринтов. Человек, которыйнаписал новую работу, он сейчас, как правило, сбрасывает ее туда.Ну, она принадлежит как бы ему все равно, но без рецензирования,без публикации в журнале она становится… как бы становитсяпредметом доступа всех. Вот время показало, что, на самом деле,это очень удобный способ быстрого донесения идеи до читателя.С: А там русские ученые публикуются?Информант 11: Ну, фамилии русские часто видны. Там языканглийский...мм..
стандартный. Причем, там можно, если статьяошибочная, можно комментарий написать на эту статью. Человекможет ее забрать, положить новую версию, то есть это такаядинамичная вещь. И, как правило, происходит такая, ну знаете…мм... Ну, во-первых, есть некая самодисциплина, а во-вторых,общество...научное сообщество довольно быстро реагирует на то,если неправильно. Ну, или не обращают внимания, или указываютавтору. А после того, как статья там поварилась, она после этогопосылается в журнал.
Некоторые параллельно посылают в журнал ив Архив.Мы видим два разных способа конструирования представления овремени. Исследования сотрудников российской лаборатории частозатягиваются на четыре – шесть лет. Некоторые биологи уходят вдругие лаборатории, пробуют уйти в бизнес, либо пытаютсясовмещать профессии и ставки в разных организациях. Часто людивозобновляютработунадисследованиемпослемноголетнегоперерыва. По мере ощущения готовности публикуются статьи.Сотрудники лаборатории всегда чего-то ждут: грантов, реактивов,приборов,материалов.Российскаямолекулярно-биологическаялаборатория по традиции советской науки живет в ощущении некойизоляцииотмировойнауки,переживаясвоевремякакбесконечное.«Времени будет потрачено столько, сколько получится» 126вот типичная формулировка о плане исследовательских работ. Общеевремя исследования ограничено желанием исследователя и течениемего жизни.
Причины сложившейся ситуации в том, что сетьлаборатории всегда нестабильна, каждый этап исследования сопряженс трудностями. Кроме того, ученому приходится тратить значительноеколичество времени на преодоление бытовых, материальных итехнических трудностей.Модель развития научного знания, которую предлагает БруноЛатур – это модель острой конкурентной борьбы между сетямилабораторий.
Несколько научных коллективов, как правило, борютсянаодномполе:стандартноэкипированные,обладающиесопоставимыми финансовыми возможностями и наборами экспертов.Победа одной из сторон часто происходит после добавления ресурса,недоступного конкурентам – новейшего прибора или уникальногоэксперта. Не имея в поле видимости соперничающих организаций,российская лаборатория не включена в международный «научныйспорт».
Ученые, безусловно, следят за обновлениями в своей области,но не так напряженно, как их европейские, американские, а теперь иазиатские коллеги. Самая популярная стратегия в условиях неравныхресурсов – это избегание конкуренции:С: А у тебя не было такой ситуации, когда ты делаешь что-тои вдруг узнаешь, что, к примеру, в США то же самое делают? Или вдругой стране?Информант 7: Это у многих людей так бывает. Ну, нужнопродумать свою работу так, чтобы упор сделать на какие-то другиевещи. Допустим, они делают упор на это, а ты – на что-то другое,чтобы не дублировать.
Ищешь неизученный аспект. Такие ситуации,конечно, бывают.Как показывают исследования в американских и европейскихлаборатории время –один из самых главных ресурсов [OWEN-SMITH2001: 428; TRAWEEK 1988: 101; FUJIMURA 1987: 262, 264]. Система127постдокторских позиций, к примеру, завязана на вопросе времени иумения следовать плану работы. «Медлительный» сотрудник имеетмало шансов на продление контракта.Рассмотрим,какконструируетсясетевойпространстволаборатории.
Итак, как мы уже отметили, сеть лабораториибиосистематики и цитологии содержит большое число разрывов ипустот.Можновыделитьследующиеиндикаторытипичных«поломок» в сети лаборатории: Отсутствиедоступафинансирования.ксистемеЕдинственныйфинансированиядлявсехстабильногопроектногоисточникполученияисследований,проводимыхвлаборатории, заведующий, обладающий выходом на сетьброкеров.Идажевусловияхприоритетногодоступазаведующего к грантам они выплачиваются с большимизадержками,неравномерно.Сотрудникивынужденызакладывать в грант «возможные траты», «перебрасывание»денег невозможно. В условиях работы с биологическимиматериалами такие правила губительны для исследований. Отсутствиестандартизированныхлабораторий,общаяматериальнойинфраструктуройхорошоэкипированныхнеобеспеченностьлабораторий(помещения,приборы,реактивы, материалы). Отсутствие конкуренции на международном рынке.
Российскиелаборатории неконкурентны, та лаборатория, которая покупаетсовременное оборудование, получает возможность работать. Отсутствие рынков, ориентированных на науку. Не существуетотлаженной системы обеспечения лабораторий материальнойинфраструктурой.Большинствоприборовиреактивовзакупаются из-за границы. Нет индустрии, заинтересованной в128финансировании фундаментальных исследований и внедрениирезультатов. Отсутствие корпоративной науки (частных исследовательскихорганизаций), которые могли бы составить конкуренциюгосударственным научным центрам. Невозможностьполнойзанятостисотрудниканаучнойлаборатории.
Низкая заработная плата/стипендия вынуждаетученыхискатьдополнительныезаработки.Этомешаетполноценному включению в работу и обучению. Отсутствиеэкспертизы.Высокийуровеньэмиграциипрофессионалов среднего возраста создает лаг в обучениистудентов. Обучающие и обучающиеся поколения ученых неимеют общих профессиональных интересов. Лаг в передаче знания. Из троих сотрудников лабораториибиосистематикиицитологии,владеющихсовременнымиметодами, одна сотрудница эмигрировала, другая приезжает вРоссию на два месяца, чтобы собрать материал, но делает всеэкспериментальныеработывевропейскихлабораториях.Третий сотрудник постоянно работает в лаборатории, но и онпроводит свои исследования за рубежом.
Таким образом, никтоиз молодых сотрудников не может принять участие в ихэкспериментальнойработесприменениемсовременныхметодов, и обучиться. Сеть работающей лаборатории проходит за пределами России.Единственный способ для лаборатории функционировать насоответствующем международным стандартам уровне – этопереносить часть экспериментальной работы в зарубежныелаборатории и приглашать на мастер-классы ученых иззарубежных лабораторий.129Рассмотрим подробно, как происходит интеграция биологов вмировую науку и как происходит передача знания молодым коллегам.Самые сильные сотрудники лаборатории ищут возможность посетитьевропейскую лабораторию, либо поучаствовать в международномпроекте.