Диссертация (1136963), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Втакой ситуации разделения обязанностей и фетишизации ролейбиологам довольно сложно доказать свой творческий вклад висследование. Как же выстраиваются границы лаборатории?Как мы помним, в лаборатории биосистематики и цитологииопределение«своих»и«чужих»проходитчерезсовместноепользование инфраструктурой. Те, кто вместе пользуются прибораминашей лаборатории, считаются частью коллектива лаборатории.Также частью коллектива признаются те, кто пускает сотрудниковлабораториибиосистематикиицитологиипользоватьсяинфраструктурой собственной лаборатории. В Ратгерсе происходитвыстраивание множества границ. К инфраструктуре лаборатории недопускаются сторонние пользователи, лаборатории в совместнойработе делятся уже готовым результатом эксперимента.
При этом вкаждом новом исследовании складывается новая социо-техническаясеть. Такие условия подталкивают сотрудников лаборатории катомизации и индивидуализации собственного труда. Границы«свое»/«чужое» проходят между каждым сотрудником и всеми147остальными(каксотрудникамисвоейлаборатории,такисотрудниками других лабораторий).Ситуация, при которой практика пользования инфраструктуройоказывает влияние на социальное устройство лаборатории, не новадля социологии. Для биологов в Ратгерсе принципиально важноохранять личную интеллектуальную территорию.
Поддерживать этиграницы довольно просто, так как внутри лаборатории сотрудникиразделили работу над проектами, а во время совместных проектов сдругими лабораториями сотрудник отдает результат своего труда.Ученым,работающим,кпримеру,надколлективнымиэкспериментами в физике высоких энергий, такое территориальноеразмежевание осуществить было бы крайне затруднительно. Так,антропологШэронТравикописала,какконструируютсяколлективные отношения в больших исследовательских проектах вСтэнфорде и в Фермилаб [TRAWEEK, 1988].
Острые конфликтныеотношениячастовозникаютвлабораториях,гдеразныеисследовательские группы ставят похожие эксперименты на одномколлайдере. Ученые используют одни и те же приборы, одни и те жеметодики, проверяют полученные результаты (свои и коллег),привлекают одних и тех же инженеров, часто ищут одну и ту жечастицу. Ситуация осложняется тем, что публикации в подобныхэкспериментах — это так называемые «коллективные могилы» ссотнямиимен.Как,втакомслучае,возможнокарьерноепродвижение? В описанных Травик случаях доказательство наличияличной экспертизы требует проведения очень тонких различий междусобой и коллегами, между своим вкладом и вкладами других.
В этойситуации, как описывает антрополог, внутри одной лабораториитакже происходит атомизация исследователей.1483.3. Лабораторная инфраструктура: права собственности ивлияние на формирование коллективаИнтересно,чторазметкаинтеллектуальныхтерриторийпроявляется и в пространственном распределении сотрудников впомещениилаборатории.несколькимиК-лабпомещениями.Ввладеетсамомвзданииобширноминститутапомещениирасполагаются рабочие и экспериментальные столы сотрудников,бумаги, компьютеры, реактивы и часть приборов.
В другой комнатеустановлены массивные приборы (холодильныеустановки, «темнаякомната» идр.). Втретьемпомещенииобитаетсотрудник,проводящий эксперименты на флюоресцентном спектрометре125.Четвертая комната считается офисом. Есть также лабораторная кухня.Рассмотрим для начала основное помещение лаборатории,пространство, где проводят рабочее время большинство сотрудников.Большая комната разделена на отсеки высокими полками и столами.Полкизаставленылабораторнымиразнообразнымижурналами,реактивами,предметами:приборами,папками,личнымивещами.
В каждом отсеке работают один или два человека. Помимотого, что переполненные полки содержат личные вещи сотрудников,они также создают границы видимости для обитателей соседнегоотсека (см. приложение 5.). Даже в отсутствие сотрудника его коллегикрайне редко заходят в «чужой отсек». Поскольку, в отличие отлаборатории биосистематики и цитологии, у каждого сотрудника естьиндивидуальноерабочеепространство,сотрудникиникакнепомечают собственные вещи.Обитатели лаборатории ревниво относятся к любым видамнесанкционированного использования личных вещей. Если кто-то125Рентгенофлуоресцентный спектрометр — прибор, используемый для определенияэлементного состава вещества при помощи рентгенофлуоресцентного анализа (РФА).
Атомыразных элементов испускают фотоны со строго определѐнными энергиями, измерив которыеможно определить качественный элементный состав. Для измерения количества элементарегистрируется интенсивность излучения с определѐнной энергией.149забирает вещь из их отсека, либо просто перекладывает вещи, этоможет вызвать недовольство: «где еще один мой стул?»; «тут на столележал блокнот, никто не видел?»; «кто-то заходил ко мне?»; «ктоздесь был?».
Также всегда можно определить степень близости междудвумя обитателями одного отсека. Если их вещи перемешаны, значит,отношения благожелательные.Руководитель лаборатории часто уезжает в командировки. В этипериоды комната, называемая его офисом, пустует. В лаборатории несуществует запрета пользоваться этим помещением в отсутствиехозяина: ключ от офиса висит в общей комнате. Время от временикто-то из сотрудников наведывается в офис, чтобы покормитьживущеговаквариуметарантула(подароксотрудниковруководителю). Иногда заходят, чтобы взять что-то из имеющихсятам вещей (книги, канцелярские ножницы или бумагу для принтера).Здесь можно увидеть сотрудника, которому нужно связаться с кем-топо скайпу. В целом, несмотря на то, что это пространство называетсяофисом профессора, оно находится в общем пользовании.
К примеру,биологипредложилииспользоватькабинетруководителядляпроведения интервью, что и было сделано.Помещение с массивными приборами запирается на ночь иоткрывается утром тем из сотрудников, кто пришел в лабораториюпервым. Эта часть лаборатории используется всеми сотрудниками помере необходимости.
К примеру, в холодильной камере хранятсяпрепараты из разных проектовКомната, где работает сотрудник, проводящий эксперименты,связанные с применением метода спектрометрии, находится надругом этаже института. Это немного удивило нас. Во-первых, это единственный случай, когда сотрудник изучаемой лабораторииработает в комнате один. Во-вторых, все пространства лаборатории,кроме этого, расположены на первом этаже.
Выяснилось, чтопривилегия отдельного кабинета досталась сотруднику случайно. До150того, как войти в коллектив профессора Северинова, сотрудникВладимир работал в другой лаборатории того же института. Там емубыла выделена отдельная комната, поскольку массивные приборы, накоторыхонработал,немоглирасполагатьсявобщемэкспериментальном помещении.
После того, как Владимир был нанятв лабораторию профессора Северинова, руководитель также былвынужден найти ему отдельную комнату. Приборы решили неперевозить далеко от прежнего места, так и появилась комната навтором этаже. Привилегия выделенного рабочего пространстваокупается тем, что сотрудник проводит для лаборатории все анализы,связанные с флуоресцентной спектрометрией.Кухня занимает совершенно особое место в жизни лаборатории.Лаборатория профессора Северинова –единственный коллектив вздании, имеющий собственную кухню. В американских университетахпоощряется практика пользования общими пространствами отдыха. Вуниверситете работают несколько кафе.
Кроме того, на каждом этажездания существуют специальные комнаты отдыха. Здесь сотрудникилабораторий могут разогреть еду в СВЧ-печи и приготовить кофе изавтомата. В комнатах отдыха стоят диваны, есть также общая посудаи холодильник. Предполагается, что пользование общими местамиотдыха,такжеспособствуеткакипосещениевозникновениюинститутскихнеформальныхпраздников,связеймеждуработниками разных исследовательских организаций.СобственнуюкухнюсотрудникилабораториипрофессораСеверинова переделали из мужского туалета. Когда мы узналиисторию появления этого дополнительного пространства, то задалибиологам следующие вопросы.
Почему так важно было получитькухню, даже зная, что взамен придется лишиться других удобств?Почему сотрудники не приняли решения перенять существующуюпрактику обедать с коллегами из других лабораторий? Информантыпризнавались, что после приезда в США им было довольно сложно151приспособиться к местным практикам питания. К примеру, некоторыесотрудники-мужчины предпочитают приносить на работу еду,приготовленную женами: супы, второе. Сотрудницы, задерживаясь наработе допоздна, время от времени используют кухню для готовки.Такие практики питания мало распространены среди местныхбиологов, которые отдают предпочтение местному фастфуду. Второйпричиной для создания кухни биологи назвали необходимость иметьпространство для приватного общения.
Кухня не используетсясотрудниками других лабораторий института. Сами сотрудники такжеиспользуют ее для приватных бесед. Чаще всего, в лабораторнуюкухню ходят вдвоем — если хотят обсудить что-то, либо поодиночке,чтобы сделать перерыв и выпить кофе.Ядро сотрудников (три человека) работают в лаборатории болеедесяти лет.
В США все они приехали состоявшимися семейнымилюдьми(возрастот36ивыше).Помимопоколенческойприверженности некоторым бытовым практикам, существует, по всейвидимости, и еще одна причина для создания изолированногопространства отдыха. Некоторые сотрудники приехали работать влабораторию, не имея навыков разговорного английского. Отдельныесотрудники не имеют этого навыка и сейчас. Не исключено, чтоорганизациякухнизначительноспособствовалатому,чтобылаборатория стала идентифицироваться как «Russian». В данномконтексте такое наименование означает, что русский являетсярабочим языком лаборатории, большинство сотрудников – выходцыиз России и бывшего СССР, и сотрудники других лабораторийуниверситета используют наименования «Severinovlab» и «Russianlab»как синонимы.К-лаб экипирована базовой инфраструктурой, необходимой дляработы молекулярного биолога: приборами, мебелью, реактивами.Некоторые приборы находятся во введении университета, то есть непринадлежат отдельному коллективу.