Диссертация (1136963), страница 17
Текст из файла (страница 17)
«Молекулярка» в терминологиисотрудников - это место, где проводят эксперименты с генетическимматериалом.«Биосистематика»лаборатории, гдепредставляетсобойчастьработают с бумагами. Здесь пишутся заявки награнты, хранится и ведется вся документация. Как сказал бы Латур,биосистематика - это офис, откуда сеть выстраивается за пределылаборатории [LATOUR, 1986: 88]. Ведь именно в этом помещениизанимаются привлечением ресурсов (ищут инвесторов и партнерскиелаборатории для научных коллабораций).
В биосистематике жепроизводят финальное оформление научного факта: здесь пишутсястатьи.Размещение лабораториив двух помещениях исторически былообусловленомеждисциплинарнымстатусомисследовательскогоподразделения. Лаборатория, как и другие коллективы БИН РАН,103типа ATGCAAGCTT, где ATGC – это белки, создающие уникальные сочетания.русскоязычный пример— это база на сайте molbiol.ru10484быласоздана,чтобызаниматьсясбором,классификациейисистематизацией информации о растениях. На это до сих поруказывает наличие слова «биосистематика» в названии. Второйспециализациейпротиворечийлабораториивсталоботаническихразрешениеклассификацияхвозникающихприпомощиобращения к методам молекулярной биологии. Экспериментальныеисследования генов нашли свое выражение во второй части названиялаборатории: «цитология».«Биосистематика»пространственнои«молекулярка»разделѐнныена-помещения,территорииинститута.Биосистематическая часть лаборатории находится в непосредственнойблизости отдругих административных зданий института, апомещение,гдепроводятсяотдаленномздании,вэксперименты,окружениирасполагаетсяживописногопарка.вВбиосистематике и молекулярке на постоянной основе работаютразныесотрудники.Так,аспирантылабораторииимолодыекандидаты наук хранят свои вещи и проводят большую часть рабочеговремени в помещении с экспериментальным оборудованием.
Здесьже, около приборов, проводят рабочее время постоянные сотрудники,активно занятые в проведении экспериментальных исследований. Вбиосистематическойсотрудники,частивовлеченныенавпостояннойосновеадминистрированиетрудятсялабораторией(включая временную работу по написанию грантовых заявок, статей иподготовку отчетных документов). В биосистематике также работаютисследователи, которые проводят свои экспериментальные работы зарубежом.Пространственное расположение влияет на само-восприятиеобитателей молекулярки, что находит выражение в определенныхязыковых формулах: «мы же здесь на отшибе», «мы вообще от всегодалеки, как там у них наверху, нам тут и не слышно...», «до нас тутиногда только что-то доносится».
Несколько раз в неделю в85молекулярку приходят бакалавры и магистры, университетскиестуденты заведующего, которым нужно сделать тестовое задание.Сотрудники других лабораторий института, а также ученые из другихинститутов города, посещают молекулярку, если им необходимопровести эксперимент на оборудовании лаборатории. Все это делаетсяпо личной договоренности с сотрудниками. Допуск или не допуск кработенаприборахзависитоттого,насколько«своим»воспринимается просящий. Денежное вознаграждение за пользованиеприборами и материалами не взимается.Ключевой фактор, обусловивший особое отношение сотрудниковлаборатории к используемым вещам — общее советское прошлое.Сама структура института, собиравшего под одной крышей ведущихспециалистов в одной области,естественным образом создаваламежду ними отношения «родства»: общее дело, общие проблемы,близкое местожительство, дружба семьями и т.д.
Так, информантырассказывали о том, что в советское время доктора наук и профессораинститута, получавшие специальные продуктовые «пайки», делилисьпродуктами с коллегами, чей формальный институтский статус непозволял роскоши. Особенно часто профессора «подкармливали»своих аспирантов. В трудные девяностые годы на территорииинститута устраивались огороды, плодами с которых кормилисьсотрудники и их семьи.
Инфраструктурные ресурсы традиционнорассматривались как находящиеся «в ведении института», то есть вколлективном пользовании всех сотрудников.Ситуацию, которая сложилась в институте, начиная с 1990-х гг.,можноописатькакстремительноеизменениематериально-технических условий. Лаборатории, лишенные централизованногогосударственного финансирования, стремятся искать новые формыфинансовой поддержки. На индивидуальные и коллективные гранты влабораториипокупаютсяприборы,реактивы.Инфраструктура,купленная на грант конкретной лаборатории, воспринимаются теперь86как собственность этой лаборатории, а не института.
Параллельно сновымтипоминфраструктурысуществуетчастьресурсов,предоставленных лабораториям институтом, и находящихся «в общемпользовании».Этотакиевещикакземля,здания,мебель,электричество, интернет, часть приборов.Наше исследование не показало однонаправленного движения отколлективногопространствапользованияи,вещамисоответственно,киндивидуализациииндивидуализациивосприятияматериальной инфраструктуры. Если бы наличие «своих» ресурсовсоздавалочеткиеграницымеждуученымииколлективамилабораторий, неизбежно возникли бы барьеры входа. К примеру,сотрудники хорошо экипированных лабораторий имеют возможностьбрать деньги с сотрудников «чужих» лабораторий за пользование«своими» приборами.
На примере БИН РАН мы, скорее, можемнаблюдать становление своего рода «спутанного пространства», гдеграницы «своего» и «чужого» расплывчаты и постоянно оспариваютсяучастниками взаимодействий.Второй фактор, определивший развитие практик коллективногопользования материально-технической базой между различнымилабораториями института — это необходимость выжить в условияхзатянувшегося кризиса. Как указывают инфоранты, совместноепользование инфраструктурой и обмен ресурсами сделали возможнымсуществование лабораторий, вынужденных работать в условияхдефицита ресурсов:Информант 10: В науке тогда [в 1990-е гг.] остались одни ДонКихоты,илилюди,которыебылиматериальнообеспеченыродителями, мужьями. И они занимались наукой для души.Несмотря на то, что в последние годы за счет грантов РФФИновых программ поддержки Министерства образования и науки РФситуациясфинансированиемисследованийулучшилась,ресурсообеспечение лабораторий остается сложной задачей.
И87практика обмена ресурсами процветает. К примеру, ремонт влаборатории биосистематики и цитологии делается «своими силами».Это означает, что все необходимые инструменты и материалы былипринесенысотрудникамиблагодарностизадругихпользованиелабораторийоборудованиемвикачествереактивамилаборатории биосистематики и цитологии.В январе 2010 г., во время проведения нашего исследования, винституте БИН РАН была создан Центр коллективного пользованиянаучным оборудованием (ЦКП). Задача ЦКП — проводить анализ назаказ, либо сдавать оборудование внаем сторонним организациям.Любопытно, что появление практики обмена услугами за деньги неоказало особого влияния на сложившиеся отношения сотрудниковинститута к вещам и друг другу.
Вокруг нового центра, как и прежде,происходитлабораторий.постоянноеопределениеЛабораториимогутидаватьперемещениеправограницбесплатногопользования приборами исследовательским организациям из другогоинститута, некоторые лаборатории отказываются предоставить доступк приборам сотрудникам соседней лаборатории. Одни коллективывоспринимаются как «свои», другие – как «чужие», вне зависимостиот факта официального трудоустройства. Поскольку консолидациялабораторий проходит внутри института и за его пределами,создаваемые общности не укладываются в пределах института.Почему так происходит? Почему появление практики платногосервиса не привело к формированию четкой границы между «своими»и «чужими» пользователями оборудования?Как показывает наблюдение, внутри института существуют неулаженные конфликты.
Это мешает лабораториям объединиться.Объединяются с союзниками, и «союзные лаборатории» не всегдарасполагаются в том же самом институте. Кроме того, необходимостьпоиска ресурсов заставила многие лаборатории обращаться запомощью в исследовательские центры, не связанные с академией (к88частным медицинским фирмам, например). Таким образом, несмотряна строгое официальное предписание «брать с чужих по тарифу», длятех организаций, которые являются дружественными для даннойлаборатории, делается исключение, они пользуются доступом коборудованиюбесплатно.Приэтомформальноепредписаниеруководства института консолидироваться с коллегами по институтуне снимет напряжения между враждующими коллективами.
Вернемсяк тому, как выстаиваются границы лаборатории биосистематики ицитологии.Итак, изучаемая лаборатория разделена на две площадки, разныепо функциям. Одно помещение, по сути, является офисом. Во второмпомещенииустановленооборудованиеипроводятсяэкспериментальные работы. В общей сложности в лабораторииработает семнадцать человек, семеро из которых постоянно работаютв помещении с приборами. Остальные сотрудники, даже те, ктохранят все свои вещи в биосистематике, появляются в молекуляркенесколько раз в неделю, чтобы провести эксперименты, или обсудитьс коллегами исследования.Деление на «молекулярщиков» и «систематиков»105 активноподдерживается самими сотрудниками.
К примеру, на празднованиидня рождения одной из сотрудниц, постоянно работающих вбиосистематике,частьсотрудниковмолекулярнойчастинеприсутствовали. Заведующий пояснил исследователю, что «на самомделе коллектив у нас дружный и обычно мы все собираемся, простосегодня так получилось...». Сотрудники же, которые остались вмолекулярке, ожидали от именинницы отдельного визита дляпразднования, расценили ее отсутствие в течение нескольких дней какнеуважение.105Нужно подчеркнуть, что такое деление все же условно, так как сотрудники частоперемещаются между корпусами.