Диссертация (1136926), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Рольврача в таком случае становится сопоставима с ролью тьютора — специалиста,который оказывает необходимые консультации или направляет пациента, при этомсам пациент может поставить себе диагноз, на основании данных расположенныхна форумах в сети Интернет. Однако, как это отмечают авторы работы, такаямодель далеко не всегда принимается врачами и работает на практике, и оченьчасто врачи пытаются объяснить, что самолечение не приводит ни к чемухорошему [Кузьмин, Семенова, Петрова, Закроева, 2016]. При этом следуетсделать предположение о различных условиях и возможностях цифровоголечения, так, например, если в городе подобное лечение практически повсеместнодоступно, то в селах, как и в малых городах, ввиду специфики работы спациентами цифровое лечение и цифровая медицина может стать камнемпреткновения в коммуникации и взаимодействиях между врачом и пациентом.Поэтому исследования биографических историй молодых сельских врачей и их90опыта работы с пациентами в сельской местности служат ключевым элементом,который представляет собой попытку ответа на вопрос, как молодые врачи,которые имеют определенный профессиональный ресурс, а именно «особые»профессиональные знания, интегрированы в локальное сельское сообщество илисообщество малого города.В параграфе мы на основании данных экспертных интервью и официальнойстатистикиобозначилиключевыетенденциисоциально-экономическогоположения молодых врачей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Средиосновныхпроблем:отсутствиерабочихмест,нестабильностьсферыздравоохранения, неудовлетворенность условиями труда молодых врачей, а такженизкий социальный статус профессии врача. Остается открытым вопрос опрофессиональном самочувствии молодых врачей и позиционировании ресурса(профессиональной идентичности) в условиях нестабильности современногообщества и сокращения общего числа врачей в клиниках и больницах [Мамедова,2009].Применениеметодабиографическогоинтервьюпозволяетреконструировать возможные проблемы молодых врачей, связанные как со сферойпрофессионального трудоустройства в медицине, так и с определением себя впрофессии.
На основании выделенных социально-экономических проблеммолодых врачей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нами быласконструирована выборка по районам Ленинградской области и определеныконтрастные районы.Официальная риторика относительно социально-экономического положениямолодых врачей и социального статуса молодых врачей, представленная вдокладах и нормативных актахМинистерства здравоохранения РоссийскойФедерации, обозначена несколькими ключевыми риториками, в рамках которыхзакрепляются официальные действия организации по повышению социальногостатуса молодого врача: 1) развитие программы «Земский доктор»: «Реализацияпрограммы “Земский доктор” с 2012 года позволила привлечь на село более 26тыс. молодых специалистов-врачей.
С 2018 года мы планируем расширитьтерриториальное действие программы на города с населением менее 50 тыс.91человек и включить в программу фельдшеров с единовременной компенсационнойвыплатой в размере 500 тыс. в год. Спасибо вам за поддержку при рассмотрениибюджета» (Из доклада Министра здравоохранения Российской ФедерацииВероники Скворцовой в Государственной Думе в рамках «Правительственногочаса, опубликован: 06.12.2017); 2) попытка создать положительный образпрограммы «Земский доктор», чтобы она пользовалась популярностью у врачей,также официальные источники Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации много повествуют о социальном статусе молодого врача и важностипривлечения молодых специалистов в регионы и на работу в федеральные города.При этом ключевую роль в официальной риторике по-прежнему играют именноправительство и гарантии от властных структур. Таким образом, можно сделатьвывод о том, что существует субъективная неудовлетворенность молодых врачейусловиями труда и уровнем заработной платы и объективная обусловленнаяобщем снижением численности молодых врачей, отсутствием новой системымедицинского образования, и проблемы, связанные с падением спроса средимолодежи на медицинские специальности.
Итак, рассмотренное в данномпараграфе социально-экономическое положения молодых врачей, как и уровеньзаработной платы, позволяет нам сделать вывод о существующих проблемах нарынке профессионального трудоустройства в здравоохранении. Цель данногопараграфа—проиллюстрироватьпроблемы,существующиенарынкепрофессионального трудоустройства в здравоохранении, как и определитьосновные проблемные векторы, положения группы молодых врачей (статусмолодого врача) на основании экспертных интервью и статистических данныхРосстата и Петростата. Таким образом, мы можем обозначить следующиепроблемы, присутствующие в здравоохранении сегодня: низкие заработныеплаты,отсутствиерабочихместдлямолодыхврачей,проблемаструдоустройством, низкий социальный статус молодого врача в России, а такжеконтрасты в условиях и содержании работы с пациентами в федеральном городе,малом городе и сельских районах.92Выводы по главеВ главе, посвященной рассмотрению теоретико-методологических основисследования, нами последовательно рассматриваются подходы к изучениюключевыхисследовательскихкатегорий.Такжеприводитсяобоснованиеметодологии и дается в качестве «иллюстрации» социально-экономическоеположение молодых врачей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.Анализируя литературу, посвященную изучению медицинской профессии, как ипрофессиональной идентичности, можно сделать вывод о постепенном переходе всовременных социологических исследованиях от функционалистского пониманияпрофессииспозицииколлективногоучастия,служенияво«благо»иинституциональной детерминации профессии к индивидуальному рассмотрениюи пониманию профессий, где профессиональная деятельность представлена сточки зрения взгляда самого специалиста (индивидуальной рефлексии) напроблемы,трудностипрофессии,атакжепониманиеспециалистомпринадлежности к медицинской культуре.
Опираясь на работы Э. Хьюза висследовании, мы концептуализируем профессиональную культуру как наборысимволов, смыслов профессии, способов коммуникации и общения, пониманияпрофессиональных ценностей. При этом профессиональная культура всегдаотличается от обывательской, и путь интеграции в профессиональную культуруопределен прежде всего перенятием ее смыслов у будущих профессионалов.Такимобразом,профессиональнаяидентичностьопределенавданномисследовании как принадлежность к профессиональной культуре у врачей имаркирование данной принадлежности, выраженное в различных полях,пространствах в повседневности.
Опираясь на социально-антропологический ифеноменологический подходы в социологии профессий, мы рассматриваемпрофессиональную идентичность на основании двух теоретических подходов:социально-антропологического как конструируемую, в рамках социального мира93(интеграция в профессиональную культуру и образовательная социализация,коммуникация, взаимодействия, перенятие и понимание специалистом смысловпрофессии, индивидуальная рефлексия о своей профессиональной роли впространстве профессии) и феноменологического, где профессия определена какпродуктжизненногомирапрофессионала,выраженныйвразличныхповседневных практиках [Романов, Ярская-Смирнова, 2009; Романов- ЯрскаяСмирнова, 2015; Bekker, 1961; Петрова, 2012; Hugehs, 1977; Jenkins, 2000; Хьюз,2008].Опираясь на работы Э.
Гидденса, Е. Омельченко и М. Майлса, мырассматриваем жизненные стратегии молодых врачей как определенный стильповедения,выраженныйСледовательно,впланированиипрофессиональнаясвоейидентичностьстратегиивыступаетразвития.однимизкомпонентов жизненной стратегии врача, определяя его/ее «лайфстайл», другимикомпонентами жизненных стратегий врачей выступают представление о личнойжизни и развитии личной жизни, карьерные планы и мотивация работать попрофессии или совмещать профессиональную деятельность с работой не поспециальности.идентичностиОтсутствиеврачейвизученияразличныхпроблематикисоциальныхпрофессиональнойпространствахкаквотечественной, так и зарубежной литературе побудило нас рассмотретьпрофессионалов в различных социальных пространствах, опираясь на теориюпространственной стратификации Н. В. Зубаревич. В исследовании мыопределяем локации: город федерального значения (центр модернизации), малыегорода(переходныепространстваоттрадиционныхмоделейкмодернизационным) и села и ПГТ как застывшие пространства, во многом ещеобусловленные традиционными сильными связями, ориентиром на реципрокностьсоциальных отношений долгое общение и взаимодействие врача и пациента ввидуспецифики сельской местности.Во второй части главы 1 мы переходим к обоснованию методовисследования, описанию исследовательских локаций, возможным ограничениямисследования.
Используя биографические интервью как основной метод анализа,94мы рассматриваем типичные биографии представителей той или иной жизненнойстратегии среди молодых врачей. Также мы определяем, как различныесоциальныепространстваконструируютпрофессиональнуюидентичностьмолодого врача. Выбор качественной стратегии обусловлен прежде всегосовокупностью применяемых в исследовании теоретических подходов, которыепредполагают глубинное и рефлексивное описание молодым врачом своейпрофессии, своей биографии и смыслов профессии, а также интеграции впрофессиональную деятельность.
Релевантность применения качественныхметодов в исследовании также продиктована и тем, что в России крайне малоисследований,врачамипосвященныхсвоейименнопрофессиональнойиндивидуальномуидентичности,позиционированиюкакианализунеудовлетворенности трудом молодых врачей, в основном такие исследованияприсутствуют как иллюстративные в работах К.