Диссертация (1136899), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Меня забирают завтра.И. Куда?М. Навсегда домой.И. То есть ты в поселок переезжаешь?<…>И. А там, где учиться будешь?М. Ну там совхозная школа есть, ну там хорошая. Ну я еще ни разу в ней не учился, я тамв лагере был.163(Из интервью с Максимом, 14 лет)Таким образом, «сценарий изоляции» включает конструирование карьерныхориентаций, связанных с обучением в местном колледже на любой специальности.Подростки не стремятся покинуть город, поскольку не желают выходить из имеющихся компаний, терять связи и взаимоотношения с ними (в некоторых случаях этосвязано с серьезными санкциями криминальных субкультур).
У учеников отсутствуют профессиональные идентификации или отчетливые карьерные стратегии.Возможна стратегия подражания значимым авторитетам. Для подростков из Центра содействия семейному воспитанию таковыми могут являться родственники, скоторыми они поддерживают контакты. Также могут копироваться стратегии других авторитетных сверстников (например, партнера). Одним из планов на дальнейшее будущее является переезд «домой» и идеализация дальнейшей жизни. Для сценария изоляции также характерны криминальные карьеры, как вариант развитиядальнейшего будущего подростка.3.2.5 Ключевой сценарий: сценарий изоляцииВ кейсе школы VII вида мы выделяем ключевой сценарий реинтеграции иресоциализации – «сценарий изоляции». Данный сценарий включает различные ситуации и варианты действий подростков в условиях обучения в данной школе.Школа использует определенные методики и программы, направленные на реинтеграцию «трудных» подростков, их ресоциализацию.
Формальными мерами являются использование особого педагогического подхода, обучение по адаптированным образовательным программам, психологическая реабилитация, реинтеграцияв городе через экскурсионные программы, конкурсные соревнования и др. Под воздействием данной политики формируется сценарий реинтеграции и ресоциализации. Однако кейс имеет свои особенности осуществления данных методов.
Основообразующими факторами данного сценария являются: режим формального контроля и опеки, который используется в учреждении с целью воспитания, контроля164и обучения подростков; отсутствие отрыва подростка от социальной среды. Факторами, определяющими уникальность сценария, являются: навешивание ярлыков вгороде на «особенное» учреждение и ограниченность контактов с другими организациями; разделение обязанностей по контролю и воспитанию между двумя социальными институтами (школа и Центр содействия семейному устройству), особенности педагогического состава (педагоги из общеобразовательной школы, которымданное учреждение являлось до реорганизации).Под «изоляцией» в данном сценарии мы понимаем ситуацию эксклюзии, вкоторой оказываются подростки.
Согласно Хилари Силвер, эксклюзия – этоименно постепенное разрушение социальных связей индивида с обществом, которые имеют символическое значение [Silver, 1994]. В данном случае воспроизводится ситуация экcклюзии, ограниченности и изолированности от внешнего мира[Антонова, 2013]. Изоляция выражается в ограниченности жизненных возможностей и выбора у подростков-учеников, которые обучаются в учреждении, не предполагающем изолирование от внешней среды; наклеивании ярлыков в учреждениии за его пределами.«Сценарий изоляции»Развитие данного сценария начинается с ситуаций перевода в учреждение.Их может быть несколько вариаций.
Мы выделяем три основные ситуации и позиции подростков по отношению к ним.1 вариант. Подростки начинают обучение в школе с первого класса либо склассов начального звена. Перевод осуществлялся по решению и направлениюПМПК и Центра содействия семейному воспитанию, в котором воспитываютсяученики. Перевод детей в начальном звене (не с 1 класса) в школу осуществлялсяв следствии трудной жизненной ситуации (различные травматические события).Также он мог сопровождаться одновременным переводом ребенка в Центр содействия семейному воспитанию, что накладывало дополнительное переживаниетравмы.
Подростки в данном случае в период обучения уже в старших классах сми-165рились и адаптировались, однако желали бы перевестись в другое учебное заведение. Они ощущают не комфортность обучения в школе (в т.ч. и ученики, обучающиеся с 1 класса).2 вариант. Поступление в школу в старшем подростковом возрасте. Переводтакже осуществлялся по решению ПМПК и в большинстве случаев по направлениюЦентра содействия семейному воспитанию. Подростки ранее учились в разныхшколах, постоянно меняли учебное заведении.
Они переживают тяжелую адаптацию, поскольку происходит отдаление от школьных друзей и иные трудные жизненные ситуации (лишение родителей родительских прав). Подростки настроеныагрессивно, переживают навешивание ярлыка (ученика коррекционной школы) ибоятся последствий в будущем.3 вариант. Ученик ранее находился на домашнем обучении в следствии воздействия трудной жизненной ситуации. Затем по решению ПМПК и Центра содействия семейному устройству был направлен в данное учреждение.
Перевод в школувоспринимается как новый опыт, однако адаптация переживается сложно, поскольку отсутствует особый педагогический подход и персональное внимание«взрослого».Во всех перечисленных ситуациях в равной степени складываются специфические взаимоотношения с «взрослыми». Мы выделяем следующие типы. Крайненапряженные взаимоотношения сопровождаются постоянными конфликтами иприменением физической силы со стороны «взрослого». Подросток практически непосещает уроки такого педагога.
Проблемные взаимоотношения сопровождаютсянавешиванием ярлыков на подростка со стороны учителя. Ученик посещает уроки,однако демонстративно провоцирует учителя, срывает уроки. Некоторые школьники уважительно относятся к определенным учителям, которых они знали ранее.Подростки ожидают «хорошего» отношения. Еще один тип – «значимые фигурывзрослых». Подростки посещают все уроки такого учителя, не срывают, «взрослый» пользуется доверием и авторитетом, может контролировать и регулироватьповедение ученика. Данный тип является скорее исключением, чем правилом. Ра-166ботник школы в данном сценарии выполняет функции «формального надзирателя», который не вмешивается во внутренние конфликты в подростковых группах,курирует только формальное соблюдение правил (посещение школы учащимися,но допускает их прогулы и блуждание по школе). Эмоциональные контакты с учащимися отсутствуют.Со сверстниками складываются взаимоотношения на основании знакомствадо обучения в школе.
В основном это ситуации дружбы с учащимися из одногоЦентра. В школьных классах и в школе не происходит формирования единого слаженного коллектива. Все школьное сообщество представляет собой микрогруппыи микрокомпании со своими иерархиями. Единой иерархии в школе нет.В школьной повседневности имеют место следующие ситуации. Происходятпостоянные конфликты с учителями. Ученики отвечают демонстративным поведением, проявляющимся в прогулах уроков и провокациях учителей ради развлечения. Особенно это принято в группах сверстников: совместные побеги с уроков,убегание от сотрудников режимной службы, блуждание по школе до окончанияуроков.Взаимоотношения со сверстниками также проявляются в ситуациях конфликта.
Происходят стычки между подростками с применением физической силы.Учителя не вмешиваются в них если конфликт между юношами, либо же инициатор конфликта юноша, а вторая сторона – девушка. Поведение девушки подвергается осуждению, как стороны, спровоцировавшей конфликт. Если же инициаторомконфликта является девушка, то следует порицание со стороны «взрослых». Поведение девушек проблематизуется в большей степени, поэтому некоторые из нихначинают отождествлять себя с ярлыками и поведением им приписываемым.Юноши и девушки в равной степени пропускают уроки и блуждают пошколе.
Частыми являются ситуации, связанные с поиском места для курения в помещении школы. Это является досуговой практикой: подростки убегают от учителей с целью развлечения и провокации.167Подростки, которые проживают в Центре содействия семейному воспитанию, отказываются от посещения секций, поскольку вынуждены посещать их в месте проживания. В школе они чувствуют место свободы от вынужденного посещения не интересующих секций и санкций за непосещение.Данное учреждение оказывается стигматизированным в городе другими организациями, поэтому контакты с развлекательными, досуговыми, культурными ииными организациями ограничены. Подростки не включаются в городские практики.
Также они оказываются стигматизированными и внутри школы «взрослыми», поэтому не участвуют ни в каких мероприятиях. Они отказываются от участия добровольно, но и педагоги не стремятся их привлечь к каким-либо конкурсамили мероприятиям. Поэтому ученики организуют свой досуг самостоятельно запределами школы. Они могут принимать участие в спортивных соревнованиях ирегиональных конкурсах в Центре содействия семейному воспитанию, а такжеучаствовать в городских мероприятиях от данной организации.Большую часть времени подростки проводят в компаниях сверстников запределами школы, семьи или Центра.