Диссертация (1102063), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Например, копье Ясона в 1286 стихе третьейпесни имеет определение ὄβριμον. Формулу ὄβριμον ἔγχος Гомериспользует для обозначения оружия разных героев. Дважды в«Илиаде» таким образом охарактеризованы копья Сока (11, 435; 11,456), Мериона (13, 294; 13, 532) и Энея (20, 259; 20, 267). В 790 стихепятой песни эпитет ὄβριμον служит определением копья Ахилла,которого «боялись все». В «Илиаде» ясеневое копье являетсяотличительным признаком Ахилла, потому что только он может егоподнять.
Аполлоний Родосский, описывая в первой песни идущего навстречу с Гипсипилой Ясона, также делает акцент на этом предметевооружения. В третьей песни этим копьем герой убивает выросших из109зубов дракона воинов. Таким образом, копье Ахилла послужиломоделью для копья Ясона в «Аргонавтике».Шлем Ясона имеет определения χαλκείην (3, 1281) и βριαρὴν (3,1322).Онихарактеризуютсловоπήληκα.В«Илиаде»этиприлагательные входят в состав формул χαλκείη κόρυς (в 12, 185 такхарактеризуется шлем героя Дамаса, а в 20, 398 – Демолеона) и κόρυθαβριαρὴν (в 11, 375 такое определение имеет шлем Агастрофа, в 16, 413 –Эриала, в 16, 579 – Эпигея; в 18, 611 – Ахилла, в 20, 162 – Энея, в 22, 112 –Гектора). Александрийский поэт заменяет существительное, входящеев состав гомеровских формул χαλκείη κόρυς и κόρυθα βριαρὴν,синонимом.
О синонимичности слов, обозначающих копье в поэмахГомера Д.Х.Ф. Грей делает следующие наблюдения: «В Г336 Париснадевает на себя κυνέη, в 369 стихе этот шлем назван κόρυς, в 372 и 376стихах он становится πήληξ. Шлем Патрокла – κυνέη в П793,τρυφάλεια в 795 стихе и πήληξ в 797 стихе»194. Различаются этисуществительные только характеризующими их прилагательными. В«Аргонавтике» эта разница снимается и, тем самым, возникают новыекомбинации имени и эпитета, тем не менее,явно имеющиегомеровскую подоплеку. В связи с этим интересно обратить вниманиена обстоятельства, в которых данные формулы встречаются в«Илиаде».Надозаметить,чтовбольшинствеслучаевониприсутствуют в эпизодах, где изображается смерть героя в поединке(«медный» или «крепкий» шлем не может его защитить; однаждыДиомед совлекает «крепкий шлем» уже с тела убитого). В двух случаях194Gray 1947: 116110речь идет о поражении и гибели скорее «потенциальной»: Гектор (22,112) размышляет, не сбросить ли ему шлем и прочие доспехи ипостараться добиться у Ахилла снисхождения; Эней (20, 162)выступает на бой, в котором он неизбежно пал бы от руки Ахилла,если бы не заступничество богов.
Единственное исключение –употребление κόρυθα βριαρὴν в описании изготовления оружияАхилла. Можно предположить, что Аполлоний отсылает своюаудиторию именно к этой, наиболее известной сцене и сменаключевого существительного формулы на синоним подчеркиваетсмену «формулы поражения» на «формулу победы». Но с другойстороны,употреблениесхожихвыраженийв«Илиаде»применительно к противостоящим Ахиллу, Гектору и Энею можетуказывать на Ясона как на своего рода «анти-Ахилла». О возможностиименно такой интерпретации говорит и указанная чуть вышепараллель, когда Ахиллу уподобляется вооружающийся Ээт –главный, хотя и не непосредственный, противник Ясона.Заканчивая эпизод укрощения огнедышащих быков, Аполлонийиспользует для характеристики щита Ясона эпитет «широкий» εὐρὺσάκος (3, 1311). В гомеровских поэмах в рамках устойчивой формулыпорядок слов обратный, и существительное с прилагательным неразъединены (Илиада.
13, 552; 17, 132; Од. 22, 184). Только в 527 стихеодиннадцатой песни «Илиады», где характеризуется щит АяксаТеламонида, эпитет εὐρύ, как в «Аргонавтике», стоит в начале строкиотдельно от существительного: εὐρὺ γὰρ ἀμφ' ὤμοισιν ἔχει σάκος.Надо сказать, что в эпической традиции формула εὐρὺ … σάκος, по111всей видимости, специально ассоциировалась именно с Аяксом (ср.,например, Илиада. 17, 132) – не случайно его сына, согласнораспространенномумифоэпическомумеханизму:«имясынахарактеризует отца», звали именно Эврисаком.В четвертой песни меч Ясона характеризуется как κωπῆεν:κωπῆεν μέγα φάσγανον ἐν χθονὶ πήξας (4, 696). Это расширенныйвариант формулы μέγα φάσγανον, которая представлена в 1250 стихепервой песни «Аргонавтики».
Нейтральное прилагательное μέγαслужит там определением меча Полифема, бросившегося на поискиГила.УГомеравыражениеμέγαφάσγανονупотребляетсяединократно: «большой меч» Ахилл дает Диомеду в качестве награды(Илиада. 23, 824). В свою очередь, прилагательное κωπῆεν(εις)является эпитетом меча (не только φάσγανον – Илиада. 15, 713, но иξῖφος – 16, 332; 20, 475), причем в двух последних случаях речь идет оборужии известных героев – соответственно Аякса Оилида и все того жеАхилла.
Вновь Аполлоний создает некую комбинированную формулу,содержащую ассоциации с оружием главного героя «Илиады».Таким образом, описывая оружие Ясона, александрийский поэтвыбирает словосочетания, указывающие на конкретных обладателей,но в большинстве случае – на Ахилла. В результате концентрацииразных характеристик этот персонаж в «Аргонавтике» представляетсобой суммарный образ эпического героя. Но при этом следуетзаметить,чтоблагодаряиспользованиюмаркированныххарактеристик своего оружия Ясон может ассоциироваться как ссамим Ахиллом, так и с его противниками, что придает его образу112отчасти противоречивый и парадоксальный характер. Эта лексическая«амбивалентность» может послужить еще одним дополнительнымаргументом в споре о сущности образа центрального персонажа«Аргонавтики»иегосоотношениисобразомтрадиционногоэпического героя195.2.4.
ВыводыЭпическая формула в «Аргонавтике» Аполлония Родосского уженеслужитсредствомТрадиционныеимпровизации,формульныекаксловосочетания,вустномэпосе.использованныевперекликающих эпизодах поэмы, начинают играть роль внутреннихВ научной литературе, начиная с Карспекена (Carspecken 1952: 101),Ясона характеризуют как слабого, уступающего своему окружению, невызывающего интереса предводителя, который проявляет себя как отважныйвоин, только благадаря магическому зелью Медеи. По мнению Лавала (Lawall1966), по сравнению с гомеровскими персонажами он изображается Аполлониемне как герой, а как «антигерой». В отличие от Ахилла Ясон сразу отказывается отгнева на Теламона (1, 1339 — 1340), который упрекает его за то, что он специальнозабыл Геракла, отправившегося на поиски Гила (Mori 2005: 209).
Другиеисследователи, например, Бейе (Beye 1969), обращают внимание на то, что силаЯсона заключается не в его воинских качествах, как у Ахилла, а в впечатлении,которое он оказывает на женщин (Clauss 1993: 122), и называют его «героемлюбовником». Они считают, что в этом герой «Аргонавтики» близок Парису иОдиссею. Существует также мнение, что Ясон – «дипломат, предпочитающийдействовать с помощью убеждения, а не силы» (Zanker 1987).
В гомеровскихпоэмах за образец Аполлоний взял Одиссея. Но в отличие от него не Ясонуправляет обстоятельствами, а они управляют им (Hunter 2009). В результатегерой «Аргонавтики» предстает как «перевернутый Одиссей» (Klein 1983).Большинство исследователей сходится на том, что Ясон в поэмеалександрийского поэта предстает не как эпический герой, а как «обыкновенныйчеловек» (Jackson 1992). Оригинальную точку зрения предлагает М.
Ф. Вилльямс(Williams 1996). Она обращает внимание на то, что Ясон, в отличие от гомеровскихгероев, не стремится к славе, а вынужден действовать в силу обстоятельств. Такимобразом, по мнению исследовательницы, Аполлоний в своей поэме хотел создатьобраз современного ему героя-стоика.195113отсылок, выявляя, тем самым, структурные особенности поэмы. В тоже время, с их помощью александрийский поэт отмечает в своейпоэме эпизоды, имеющие параллели в «Илиаде» и «Одиссее».
В этихслучаях сквозь текст Аполлония проступает гомеровский текст, и онивступают во взаимодействие в сознании читателя.Характерно,чтоалександрийскийпоэтпредпочитаетнеиспользовать эпитеты, имеющие ярко выраженную гомеровскуюокраску.Втожевремя,нейтральныегомеровскиеэпитеты,использованные автором для характеристики основных действующихлиц «Аргонавтики», становятся маркированными.
В произведенииАполлония Родосского они служат отсылками к «Илиаде» и«Одиссее». Их появление также мотивируется развитием сюжета.Аполлоний Родосский избегает всякого рода повторов внутрисвоего произведения, в полном соответствии с общим стремлениемалександрийских поэтов к «разнообразию». Традиционная формулавсякий раз предстает в поэме в новой вариации: сужается илирасширяется, меняется порядок слов, меняется их положение встроке, а «формульное» слово Аполлоний заменяется его синонимом.Иными словами, формула в «Аргонавтике» не формальна. Онастановитсяважной составляющей индивидуальной поэтическойтехники Аполлония.
Созданные Аполлонием Родосским собственныеформулы по модели традиционных играют в «Аргонавтике» рольлейтмотивов. С помощью формул александрийский поэт, с однойстороны, показывает, что он творит в рамках традиции, а с другойстороны, противопоставляет себя ее однообразию.114Глава III. Композиционные особенности «Аргонавтики»:восприятие и переосмысление традиции3.1. Вступление к поэмеПо мнению некоторых исследователей, например Р.
Альбиса,ужевовступлениик«Аргонавтике»Аполлонийстремился«воссоздать ситуацию создания эпической поэмы непосредственно вприсутствии слушателей»196. Начав свое произведение с обращения кАполлону, александрийский поэт воссоздает историческую ситуациюисполнения эпической поэмы: гимн к божеству предшествовалосновному рассказу. Об этом свидетельствует, например, Пиндар:«Гомериды, певцы сшитых слов, часто начинают с проэмия к Зевсу»(Нем. 2, 1-3).
Эпические поэты, состязаясь на религиозных праздниках,перед началом песни обращались к богам, чтобы снискать ихрасположение197. Такого рода гимны были собраны под названием«Гомеровские гимны». Проэмием, вступлением к песне, Фукидидназывает гимн «К Аполлону» (3, 104). Гимны «К Деметре», «КАфродите», «К Аполлону» и «К Гермесу» заканчиваются словами:«αὐτὰρ ἐγὼ καὶ σεῖο καὶ ἄλλης μνήσομ' ἀοιδῆς» («А я вспомню тебя идругую песнь»). Г. Надь называет это «стартовым концом песни»198.Древние эпические поэты начинали свои произведения собращения к божеству, поскольку по античным представлениям,«сама поэзия исходит от богов, бессмертные становятся своего рода196197198Albis 1996: 8.Nagy 1990: 353-354.Nagy 1996: 85.115истоком творчества, давая поэту некий импульс»199.