Диссертация (1102063), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Этот эпитет в поэме Гомера имеют также Арес (7, 208)и Гектор (11, 820).100Оставляя гомеровские определения в стихе на традиционномместе, Аполлоний Родосский подчеркивает, что это главный элемент вформуле, а имя героя, которого оно характеризует, может бытьзаменено.Вторая составляющая образа Геракла, его мужественность,раскрывается в сцене, когда он в одиночку начинает сражаться сЗемлеродными, которые бросают в него камни (1, 903 – 905). Дляхарактеристики Геракла Аполлоний дважды использует формулуθρασὺν ῾Ηρακλῆα («отважный Геракл») (1, 341; 1, 1316). Она становитсяодним из лейтмотивов первой песни «Аргонавтики».Подведемнекоторыехарактеризующихгероев,итоги.впоэмеХотяопределений,александрийскогопоэтазначительно меньше, чем в произведениях предшественников, онизанимают ту же метрическую позицию, как в поэмах Гомера иГесиода. Это является показателем того, что Аполлоний Родосскийвыступает как продолжатель традиции.
Александрийский поэтподчеркиваетсходстводействующихлицсвоейпоэмыипроизведений Гомера, используя традиционные прилагательные каксвоего рода отсылки к текстам «Илиады» и «Одиссеи» и переклички сними. Сохраняя положение прилагательных в стихе, Аполлонийподчеркивает, что именно они – значимый элемент в традиционныхсловосочетаниях, а имена героев, которые они характеризуют, могутменяться.101Главное отличие творческого метода александрийского поэта отпредшествующей традиции заключается в следующем. В поэмахГомера по метрической необходимости может быть использованэпитет, противоречащий внутренней сущности героя, например всловосочетании «Эгисф беспорочный» в 29 стихе первой песни«Одиссеи»193.
Аполлоний Родосский же стремится к тому, чтобыпоявление традиционного эпитета в его поэме было оправдано, чтобыкачество героя, которое с его помощью хочет подчеркнуть автор,раскрылось в каком-нибудь эпизоде. Таким образом семантическинейтральные в «Илиаде» и «Одиссее» эпитеты в «Аргонавтике»становятся маркированными.2.3. Формулы, характеризующие оружие и его обладателейАполлоний Родосский уделяет большое внимание описаниюоружияперсонажейсвоейпоэмы.Неслучайновначале«Аргонавтики» автор делает акцент на том, какое впечатление нажителей Иолка оказывают идущие по городу с оружием в рукахгерои. Глядя на них, ни у кого не остается сомнений в успешностипредприятия (1, 239 – 246).В данном разделе мы ставим перед собой задачу рассмотреть, какспомощьюгомеровскихэпитетов,характеризующихоружие,Аполлоний Родосский придает дополнительные черты создаваемымим образам аргонавтов.193Clark 2004: 129102В первой песни, как уже неоднократно отмечалось, главнымдействующимлицомсчитаетсяГеракл.ОписываяегобойсЗемлеродными, Аполлоний Родосский создает следующий образ:῾Ηρακλέης, ὃς δή σφι παλίντονον αἶψα τανύσσαςτόξον, ἐπασσυτέρους πέλασε χθονί…Геракл, быстро натянув свой упругий лук, повалил их одного задругим на землю.(1, 993 – 994)Весь эпизод построен на гомеровской лексике.
Словосочетаниеἐπασσυτέρους πέλασε χθονί использовано в стихах «Илиады», гдерассказывается о противниках, убитых Аяксом Теламонидом (8, 277),Полипетом (12, 194), Патроклом (16, 418). Однако основной в этомэпизоде является формула παλίντονον τόξον (упругий лук). В«Илиаде» эпитет παλίντονον служит характеристикой лука Тевкра (8,266; 15, 443) и Долона (10, 459), а в «Одиссее» – главного героя (21, 11; 21,59). Лук Тевкра является даром Аполлона, а лук Одиссея – егоопознавательный знак, поскольку натянуть его может только егообладатель. Поставив прилагательное в стихе в традиционнуюметрическую позицию (в конец третьей стопы и четвертую стопу),Аполлоний,возможно,отсылаетсвоегочитателяксамомузнаменитому эпизоду гомеровского эпоса, где использовано этосмертносоное оружие, позволяющее герою уничтожить сразу многих103противников: как Одиссей с помощью своего лука истребляет всехженихов, так и Геракл – Землеродных.Во второй песни «Аргонавтики» аргонавт Клитий следующимобразом отражает внезапное нападение стимфалийской птицы:Εὐρυτίδης Κλυτίος (πρὸ γὰρ ἀγκύλα τείνατο τόξαἧκέ τ' ἐπ' οἰωνὸν ταχινὸν βέλος) αὐτὸς ὑποφθάςπλῆξεν, δινηθεὶς δὲ θοῆς πέσεν ἀγχόθι νηός.Сын Эврита Клитий (ведь он натянул изогнутый лук и послал вптицу быструю стрелу) опередив, поразил ее, и она, кувыркаясь, упаларядом с быстрым кораблем(2, 1043 – 1045)Герой, пославший в птицу стрелу, выбран неслучайно.
ОтецКлития в восьмой песни «Одиссеи» наравне с Гераклом названлучником, с которым невозможно было состязаться (8, 224). Ноискусство в стрельбе из лука стало причиной его смерти:τῶ ῥα καὶ αἶψ' ἔθανεν μέγας Εὔρυτος οὐδ' ἐπὶ γῆραςἵκετ' ἐνὶ μεγάροισι· χολωσάμενος γὰρ ᾿Απόλλωνἔκτανεν, οὕνεκά μιν προκαλίζετο τοξάζεσθαι.104По этой причине вскоре умер великий Эврит, и не дожил он в своемдоме до старости, ведь Аполлон, разозлившись, убил его за то, что тотвызвал его на состязание в стрельбе( 8, 226 – 228)Аполлоний в «Аргонавтике», рассказывая об этом событии всвязи с участием в походе аргонавтов сыновей Эврита, делает акцентна том, что лук был даром самого Аполлона:Οἰχαλίης ἐπίουροι, ἀπηνέος Εὐρύτου υἷες,Εὐρύτου ᾧ πόρε τόξον ῾Εκηβόλος, οὐδ' ἀπόνητοδωτίνης· αὐτῷ γὰρ ἑκὼν ἐρίδηνε δοτῆρι.К ним присоединились Клитий и Ификл, правители Эхалии, сыновьясурового Эфикла, которому подарил лук Дальновержец, но дар не принесему пользу, ведь он по своей воле состязался с самим дарителем(1, 86 – 89)С одной стороны, александрийский поэт в своем произведении,приводя причину, почему бог так прогневался на Эфикла, как быподтверждает сведения, которые Гомер сообщает об этом герое.
Сдругой стороны, сын Эврита также проявляет себя в «Аргонавтике»какискусныйстрелок,иегоможносчитатьвоплощениемгомеровского идеала героя – «лучше своего отца» (Илиада. 1, 404; 6,479). Лук Клития в поэме Аполлония имеет такое же определение, как105лук Эрота, который отправляется на землю, чтобы своей стрелойпоразить любовью Медею:πρέμνῳ κεκλιμένην, ἀνὰ δ' ἀγκύλον εἵλετο τόξον·… и взял изогнутый лук (3, 157)В гомеровских поэмах формула обычно стоит в конце строки (5,209; Одиссея.
21, 264, с вариантом ἀγκυλοτόξοι/ους в Илиада. 2, 48; 10,428). Только в 322 стихе шестой песни «Илиады», в котором Гекторвозвращается домой с поля боя и застает там перебирающего оружиеАлександра, формула помещена в иной метрической позиции.Прилагательное в этом стихе занимает четвертую стопу, как и в«Аргонавтике»: ἀσπίδα καὶ θώρηκα, καὶ ἀγκύλα τόξ' ἁφόωντα. Такимобразом, Аполлоний Родосский в своей поэме использует обагомеровских варианта, создавая некую комбинированную формулу:ἀγκύλα(ον) V(– ××) τόξα (ον) .В третьей песни «Аргонавтики» царь колхов Ээт, которыйпришел посмотреть, как Ясон справится с его заданием, изображаетсяследующим образом:καὶ τότ' ἄρ' Αἰήτης περὶ μὲν στήθεσσιν ἕεστοθώρηκα στάδιον, τόν οἱ πόρεν ἐξεναρίξαςσφωιτέρῃς Φλεγραῖον ῎Αρης ὑπὸ χερσὶ Μίμαντα·χρυσείην δ' ἐπὶ κρατὶ κόρυν θέτο τετραφάληρονλαμπομένην, οἷόν τε περίτροχον ἔπλετο φέγγος106ἠελίου, ὅτε πρῶτον ἀνέρχεται ᾿Ωκεανοῖο·ἂν δὲ πολύρρινον νώμα σάκος, ἂν δὲ καὶ ἔγχοςδεινόν, ἀμαιμάκετον…И тогда Ээт надел себе на грудь прочную броню, которую емуподарил Арес, убив своей рукой Миманта на Флегрейском поле, а на голову –золотой шлем с четырьмя шишками, вокруг которого было такое сияние,как блестит солнце, когда оно начинает подниматься из Океана.
В рукахон держал щит из многих слоев кожи и страшное, неукротимое копье(3, 1225-1232)Его можно сравнить с Ахиллом перед сражением с Гектором:῝Ως ὅρμαινε μένων, ὃ δέ οἱ σχεδὸν ἦλθεν ᾿Αχιλλεὺςἶσος ᾿Ενυαλίῳ κορυθάϊκι πτολεμιστῇσείων Πηλιάδα μελίην κατὰ δεξιὸν ὦμονδεινήν· ἀμφὶ δὲ χαλκὸς ἐλάμπετο εἴκελος αὐγῇἢ πυρὸς αἰθομένου ἢ ἠελίου ἀνιόντος.А к нему близко подошел Ахилл, подобный потрясающему шлемомвоинственному Эниалию.
Над правым плечом он потрясал страшнымпелионским ясеневым копьем, а вокруг него горела медь, как пылающийогонь или как свет восходящего солнца.(22, 131-135)107Лексические и образные параллели в описании вооруженияАхилла и Ээта могут быть обоснованы композиционной значимостьюобоих эпизодов – в обоих случаях мы имеем дело с ключевой сценойглавного испытания героя, и хотя Ээт противостоит Ясону не прямо, аопосредованно, его грозный вид уподобляет его несущему смертьАхиллу.Александрийский поэт использует для характеристики щитаЭэта эпитет τετραφάληρον: κόρυν θέτο τετραφάληρον. У Гомера онвходит в состав формулы κυνέην θέτο τετραφάληρον, котораявстречается в сценах облачения Афины (5, 743) и Агамемнона (11, 41).
.В «Илиаде» существительное и прилагательное стоят в той жеметрической позиции, как в «Аргонавтике». И в том, и в другом случаеэти сцены предшествуют вступлению в бой – который опять-таки неследует в «Аргонавтике», но и эти параллели (как и вся типическаясцена вооружения) указывают на потенциальное/подразумеваемоевоинское противостояние Ээта и Ясона.В четвертой песни поэмы, когда аргонавты покидают Колхиду сзолотым руном и Медеей, Аполлоний изображает стоящего на берегуЭэта следующим образом:τῇ δ' ἑτέρῃ πεύκην περιμήκεα, πὰρ δέ οἱ ἔγχοςἀντικρὺ τετάνυστο πελώριον…(4, 223 – 224)108В «Илиаде» формула πελώριον ἔγχος используется два раза.
В594 стихе пятой песни эпитет служит определением копья Ареса, а в424 стихе восьмой песни – Афины. Таким образом, с помощьютрадиционныхсловосочетанийАполлонийРодосскийдаетпредставление о мощи этого героя, по сути уподобляя его богам. Неслучайно поэтому, что в только что упомянутой сцене вооружения втретьей песни в 1225 – 1226 стихах упоминается о панцире,подаренном Ээту Аресом, а чуть далее (1233) говорится, чтопротивостоять ему способен был только Геракл.Больше всего формул оружия сосредоточено в третьей песни«Аргонавтики», в сцене аристии Ясона – как уже было сказано,центральномэпизодеиспытаниягероя.Соответственно,этитрадиционные характеристики служат знаком его принадлежностигероическому миру.