Диссертация (1101965), страница 45
Текст из файла (страница 45)
Взгляд у нейстал шире, но был все еще покоен» (С. 126); «Он тихо, почти машинально,опять коснулся глаз: они стали более жизненны, говорящи, но еще холодны.Он долго водил кистью около глаз, опять задумчиво мешал краски и провел вглазу какую-то черту, поставил нечаянно точку, как учитель некогда в школепоставил на его безжизненном рисунке, потом сделал что-то, чего и самобъяснить не мог, в другом глазу... И вдруг сам замер от искры, какаяблеснула ему из них» (С. 126); «Он бессознательно, почти случайно, чутьчуть изменил линию губ, провел легкий штрих по верхней губе, смягчилкакую-то тень, и опять отошел, посмотрел» (С.
127).Но попытки Райского пробудить эту женщину были напрасны: в ней небыло трепета жизни, а без этого невозможно настоящее искусство. Вотпочему ему не удается ее портрет.Портрет НаташиВ 15 главе нам представлен отрывок повести Райского о его любви кНаташе в Петербурге. С Наташей для Райского ассоциируется другой типженской красоты: «Это был чистый, светлый образ, как перуджиниевскаяфигура, простодушно и бессознательно живший и любивший, с любовьюпришедший в жизнь и с любовью отходящий от нее, да с кроткой и тихоймолитвой»(С. 114).Наташа,тихая,кроткая,ласковаядевушка,сопоставляется с Мадоннами Пьетро Перуджино (1446-1524), учителявеликого Рафаэля. Как пишет В.А.
Доманский,«измученная болезнью,умирающая Наташа может быть сопоставима с Марией Магдалиной (картина«Распятие»),вобразекоторойхудожникстремилсяраскрытьпсихологическую глубину женщины, постигшей истинный смысл страдания248как великого чувства очищения и искупления».208 Увидев ее умирающей,Райский «оцепенел от ужаса» (в смерти Наташи он обвиняет себя): « – Ипортрет сей (он подошел к мольберту) – не портрет, а чуть подмалеванныйэскиз.
– Бедная Наташа! – со вздохом отнесся он, наконец, к ее памяти, глядяна эскиз. – Ты и живая была так же бледно окрашена в цвета жизни, как и наполотне моей кистью, и на бумаге пером! Надо переделать и то, и другое! –заключил он» (С. 118).Портрет МарфенькиОбраз Марфеньки в романе ассоциируется с французским художникомЖаном-Батистом Грёзом (1725-1805), мастером «жанра», бытовых, семейныхсцен, взятых из жизни, о чем сам автор скажет в конце романа. Женскиепортреты («головки Грёза») изображали миловидных, скромных девушек,склонившихся над умершей птичкой, держащих цветок или письмо. Словасамой героини: «Я и о котенке плачу, и о птичке плачу» (С.
476) – невольнонапоминают картину Грёза «Девушка, оплакивающая мертвую птичку». Этихудожественные образы воплощали моральную чистоту, кротость инаивность, простодушие. Все эти качества присущи Марфеньке.Она предстает перед читателем «наивным, милым ребенком», «блестякрасками здоровья, веселостью серо-голубых глаз и летним нарядом изпрозрачных тканей. Вся она казалась сама какой-то радугой из этих цветов,лучей, тепла и красок весны» (С.
173). Описаниеее комнаты такженапоминает сюжеты Грёза: «По стенам висели английские и французскиегравюры, взятые из старого дома и изображающие семейные сцены: тостарика, уснувшего у камина, и старушку, читающую библию, то мать и кучудетей около стола, то снимки с теньеровских картин, наконец голову собакии множество вырезанных из книжек картин с животными, даже несколькокартинок мод» (С. 231).Сама Марфенька тоже занимается живописью: « – Вот теперь как ярисую! – сказала Марфенька, показывая нарисованный букет цветов. – Это208Там же. С. 148.249очень хорошо – браво, сестрица! с натуры? – С натуры. Я из воску умеюлепить цветы!» (С. 158).В описании истории отношений Райского и Марфеньки использованонезначительное количество терминов живописи.
Сам процесс написанияпортрета остается «за кадром». Возможно, это связано с тем, что она сама посебе совершенна, она для героя «ангел», сестра:«У него рисовались оба образа и просились во что-то: обе готовые, обепрекрасные – каждая своей красотой – обе разливали яркий свет на какую-токартину. Что из этого будет – он не знал, и пока решил написатьМарфенькин портрет масляными красками» (С. 179).Марк со свойственным ему цинизмом говорит Райскому: «Верно,влюблены в Марфеньку: недаром портрет пишете! Художники, как лекаряи попы, даром не любят ничего делать. Пожалуй, не прочь и того... увлечьдевочку, сыграть какой-нибудь романчик, даже драму...» (С.
275). Но этареплика в отношении художников лишний раз убеждает нас в чистотенамерений Райского: он «…с первой же встречи с Марфенькой, передалполотну ее черты, под влиянием первых впечатлений, и черты эти вышлиговорящи, в портрете есть правда, жизнь, верность во всем» (С. 710).Портрет бабушки –Татьяны МарковныЕще один художник, которого упоминает писатель, – Диего Веласкес(1599-1660). Именно с «портретами старух Веласкеса» связывается в романеТатьяна Марковна Бережкова. Райский неожиданно увидел свою бабушку,словно сошедшей с полотен великого испанца: «Она вдруг выросла в фигуру,полную величия, так что даже на него напала робость» (С.
376). Он решилнаписать ее портрет: «Ее сверкающие глаза, гордая поза, честность, прямота,здравый смысл, вдруг прорвавшиеся сквозь предрассудки и ленивыепривычки, – не выходили у него из головы. Он натянул холст и сделалудачный очерк ее фигуры, с намерением уловить на полотно ее позу, гнев,величавость и поставить в галерею фамильных портретов» (С. 379).250Рисуябабушку,Райскийобретаетчувствореальности,восстанавливается связь времен, он близок к разгадке тайны:«Он занялся портретом Татьяны Марковны и программой романа, котораяприняла значительный объем.
Он набросал первую встречу с Верой, своевпечатление, вставил туда, в виде аксессуаров, все лица, пейзажи Волги,фотографию с своего имения – и мало-помалу оживлялся. Его “мираж” сталоблекаться в плоть. Перед ним носилась тайна создания» (С. 381).Портрет ВерыСамым глубоким в романе является образ Веры. Неслучайно одним извариантов названия романа было название «Вера». Она – «вся мерцание итайна, как ночь, полная мглы и искр, прелести и чудес!» (С.
287),напоминает картину Корреджо «Ночь». В конце романа он поедет в Дрезден«на поклон Сикстинской мадонне, «Ночи» Корреджио, Тициану, ПольВеронезу и прочим, и прочим» (С. 779).«А отчего у меня до сих пор нет ее портрета кистью? – вдруг спросил онсебя, тогда как он, с первой же встречи с Марфенькой, передал полотну еечерты, под влиянием первых впечатлений, и черты эти вышли говорящи, впортрете есть правда, жизнь, верность во всем... кроме плеча и рук, – думалон. А портрета Веры нет; ужели он уедет без него?.. Теперь ничто немешает; страсти у него нет, она его не убегает...
Имея портрет, легче писатьи роман: перед глазами будет она, как живая» (С. 710).Палитра,краски,кисть,полотно–этисловаприобретаютнеожиданный смысл, хотя, казалось бы, описание напоминает сцену сСофьей Белозеровой. Но здесь возникает мотив «бессилия искусства переджизнью», правдой чувства, красотой: Здесь сам Грёз положил бы кисть.
Вприведенныхнижепримерахобратимвниманиенаслова,противопоставленные названным терминам:«Прошло четверть часа. Он, схватив палитру, покрыл ее красками и,взглядывая горячо на Веру, торопливо, как будто воруя, переносил черты еелица на полотно» (С. 712);251«Он касался кистью зрачка на полотне, думал поймать правду – и ловилправду чувства, а там, в живом взгляде Веры, сквозит еще что-то, какая-тоспящая сила. Он клал другую краску, делал тень – и как ни бился – но у неговыходили ее глаза и не выходило ее взгляда. Напрасно он звал на помощь двеволшебные учительские точки, те две искры, которыми вдруг засветилисьглаза Софьи под его кистью. – Нет, здесь точек мало! – сказал он посленовых усилий передать этот взгляд.
Он задумался, мешал краски, отходил отпортрета, смотрел опять. – Надо подождать! – решил он и началподмалевывать щеки, нос, волосы» (С. 713);« – О, какая красота! – шептал он в умилении. – Она кстати заснула. Да, этобыла дерзость рисовать ее взгляд, в котором улеглась вся ее драма и роман.Здесь сам Грез положил бы кисть. Он нарисовал глаза закрытыми, глядя нанее и наслаждаясь живым образом спящего покоя мысли, чувства и красоты.Потом, положив палитру и кисть, тихо наклонился к ней, еще тише коснулсягубами ее бледной руки и неслышными шагами вышел из комнаты» (С.713 ).Для героя Гончарова цель творчества не в успехе, а в самом процессетворчества, воссоздать который помогают термины живописи и именавеликих художников: «… Он написал бы Рафаэлеву Мадонну в эти минутысчастья, если б она не была уже написана, изваял бы Милосскую Венеру,Аполлона Бельведерского, создал бы снова храм Петра!» (С.
542).«… Обращение к полотнам великих мастеров живописи, которые непросто упоминаются, вызывая ассоциативные ряды. Они описываются,выступают своего рода действующими лицами мировой культуры, являютсяхудожественными зеркалами, в которые смотрятся герои «Обрыва»,возвышаясь до бессмертных образцов»209.209Доманский В.А. Художественные зеркала романа И. А. Гончарова «Обрыв» // ГончаровИ.А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рожденияИ. А.
Гончарова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. – С. 153.2523.6.5. Термины живописи в произведениях А. П. ЧеховаНами рассмотрены«Художество», «Талант»,семь рассказовЧехова («Скверная история»,«Анюта», «Припадок», «Попрыгунья», «Дом смезонином»), героями которых являются художники. В общей сложности вэтихрассказахотмечено44терминаживописи,всего–253словоупотребления. Перечислим эти термины: живопись,художник,жанрист,художник,анималист,пейзажист,историческийэкспрессионист, картина, пейзаж, жанр, этюд, икона, панно, линия, узор,тон, фон, кисть, палитра, краски, охра, медянка, синька, сурик, уголек,уголь, мастерская, мольберт, подрамник, рама, холст, бюстик, натурщик,натурщица, сеанс, выставка, альбом, нарисовать, начертить, писать(написать), рисовать,чертить.Наибольшее число словоупотреблений приходится на6 терминов:художник 91, картина 19, этюд 18, писать (написать) 18, рисовать 12,живопись 11.Все названные слова употребляются преимущественно в прямомзначении.Ониучаствуютворганизациисмысловогопространствапроизведения, выполняют важную композиционную и идейно-образнуюфункцию.Часто герои Чехова выступают как персонифицированные профессии:у них нет имен, известна только профессия: врач, юрист, художник.
Илиупоминается фамилия, но предпочтение отдается наименованию родазанятий. Этим отчасти объясняется высокая частотность слова художник.Рассмотрим в хронологическом порядке некоторые из этих рассказов.«Скверная история» (Нечто романообразное) (1882)ВосновесюжетараннихпроизведенийЧеховачастолежаттрагикомичные, абсурдные ситуации, связанные с неразделенной любовью,253сватовством, охотой за приданым, свадьбой, медовым месяцем илисовместной жизнью супругов. Рассказ обычно строится на контрасте изаканчивается неожиданной развязкой.