Диссертация (1101782), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Реплика шестого говорящего вызывает недоумение седьмого говорящего:7: а яке відношення має опалення до жеку і який це лічильник на тепло??Интересно, что, поскольку отопление не входит в перечень услуг ЖЭКов,то и претензии шестого говорящего трактуются седьмым как неправомерные, ион показывает, что статусной угрозы со стороны «обидчика», которому посвящена тема, не было. Этот обмен репликами особенно любопытен, потому чтотут сталкиваются две разнонаправленные тенденции – с одной стороны, жела110ние собеседника показать, что они принадлежат к одной группе, противостоящей общему «обидчику», а с другой, предписание в правилах (и в постулатахП. Грайса – о качестве) не отходить от темы. Поэтому, вероятно, хотя седьмойговорящий и дает понять шестому говорящему, что он отклонился от темы, темне менее поддерживает это отклонение, задавая встречный вопрос: який целічильник на тепло?В своей новой реплике (8) шестой говорящий отвечает на оба вопроса:8: Ніякого, про опалення я написав для порівняння.
А якщо цікаво, лічильникє тут: *гиперссылка*Шестой говорящий (8) признает, что отклонился от темы, и дает ссылку синформацией о счетчике, т.е. в сценарий жалобы вклинился короткий вариантсценария вопроса об информации, но, поскольку такой мини-сценарий нарушает правила (отклоняется от заданной темы), то он обрывается.На отклонение от темы указывает и реплика восьмого говорящего (9):9: Щодо повідомлення в темі: я взагалі проти ЖЕКів як таких, нічого нероблять, а гроші деруть справно. Десь читав, що є практика організації багатоквартирних будинків у кооперативи і відокремлення від житловоексплуатаційних контор.
От тоді була б чистота, порядок, дитячі майданчики, швейцар біля під"їзду. От за це я б дійсно дав 50 грн.)п.с. я в тому питанні 0, прохання не кидати помідориЭто вполне стандартный для сценария ответ, в котором говорящий даетеще более негативную оценку «обидчику» (нічого не роблять, а гроші дерутьсправно) и отмечает, что не приемлет самого явления ЖЭКов (я взагалі протиЖЕКів як таких). При этом он предлагает, как можно было бы вообще обойтись без контакта с «обидчиком», т.е.
тут имеет место не встречавшееся преждепроявление позитивной вежливости (стратегия сближения) – совет, в которомсодержится предложения по внесению изменений в процесс интеракции даннойгруппы с «обидчиком». Однако, чтобы не делать свой совет излишне навязчивым (в глазах собеседников), говорящий описывает возможную выгоду от его111предложения и завершает реплику негативно вежливо (стратегия отдаления): яв тому питанні 0, прохання не кидати помідори – он признает свою неосведомленность, как и право собеседников на возможную негативную реакцию наего слова, т.е. подчеркивает, что не имел в виду угрозы статусу собеседников.Этот пример дает еще одно подтверждение предположению П.
Браун и С. Левинсона, что в одном высказывании могут содержаться элементы как позитивной(насближение),такинегативной(наотдаление)вежливости[Brown & Levinson 2004: 230–231].В этом сценарии содержатся еще две реплики, обе похожи на предыдущие(по теме): критикуется «обидчик», все более жестко и пространно, у него отыскиваются все новые неправомерные действия.Рассмотримтретийпример,наэтотразсдругогофорума(http://www.posydenky.com). Данное обсуждение посвящено вымоганию денегврачами в родильных домах. Данный сценарий очень длинный, мы рассмотримне все сообщения.Это сообщение открывает тему:1: Мамусі у різних гілках вже не раз писали випадки, коли дитячі лікарі упологовому вимагали гроші, затягуючи з випискою або залякуючи погіршеннямздоров'я малечі.
Але історії, яку я почула від подруги, яка щойно виписалася зпологового, вразили мене своєю наглістю. Дитячий лікар налякала молоду маму, що у дитинки нерівне серцебиття і що її треба забирати у дитячевідділення. Коли та мама вийшла за лікарем у коридор і дала їй 100 грн, лікарсказала: "що це ви мені даєте? у нас такса - 250 грн". Що характерно, дитинуу дитяче після цього не забирали (мабуть, серцебиття покращилося). Інша мама, яка хотіла швидше виписатися, після переговорів із дитячим лікарем повернулася у палату позичати у інших мам гроші, бо тих якими вона вже"віддячила", а саме так ЦЕ називається лікарською мовою, виявилося замало.Це все випадки з нашого обласного перинатального центру на ***, які сталисяв сусідніх палатах у межах 5 днів.
Коли я там народжувала у 2006 р, я такого112вимагання з боку дитячих лікарів не зауважила, хоча з моєю випискою теж затягували, але ніхто ніякої платні за виписку мені не озвучував. Це мені пощастило? Чи у свідомості дитячих лікарів трапився якийсь переворот? Чому вонитак себе поводять, нікого не бояться? Чи ніхто на них ще не скаржився? Чивсе це вимагання грошей відбувається за мовчазної згоди керівництва перинатального центру?Свое высказывание говорящая начинает со ссылки на других участников(Мамусі у різних гілках вже не раз писали), которые столкнулись с той же проблемой, т.е.
это одновременно стратегия сближения (позитивная вежливость) сдругими участниками и в то же время отдаления (негативная вежливость, прикоторой действие приписывается другим говорящим), видимо, призваннаясмягчить категоричность высказывания и обосновать право говорящей поднимать эту тему (причина). Однако формальных признаков стратегии отдаления«обидчика» мы в высказывании не видим, что, возможно, связано с тем, чтостатусная угроза нанесена не говорящей и не ее подруге, хоть и другим участникам данной группы.
Однако сам тот факт, что говорящая видит необходимость в выражении недовольства, свидетельствует в пользу того, что она причисляет себя к группе, коллективному статусу которой угрожали. Таким образом, это РА возмущения.Вторая говорящая выражает солидарность с первой:2: Тю...Це Ви натрапили на випадок, коли лікар вже відбив "проданих на навчанняі працевлаштування корів", і може собі "Світя другим, згоряти сам".ТАК десь уже писали, що від тих грошей лише частка осідає в Центрах, арешта пересилаєцця далі. Корупція у нас, знаєте...Вторая говорящая увеличивает статусную угрозу дважды: во-первых, говоря, что первой говорящей повезло, если непосредственно ее статусу не угрожали (Це Ви натрапили на випадок); а во-вторых, расширяя группу «обидчика»113не только на врачей, требующих взятки, но и на администрацию и вышестоящие инстанции (від тих грошей лише частка осідає в Центрах, а рештапересилаєцця далі.) и в целом делает вывод о наличии даже большей угрозыстатусу (обобщение - Корупція у нас, знаєте...).
Собственно, так проявляетсястратегия сближения внутри группы (за счет согласия и апелляции к другимпользователям - ТАК десь уже писали). Помимо этого имеет место и позитивная вежливость (стратегия сближения) в адрес непосредственно первого говорящего, выраженная эмотиконами и словом пересилаєцця, графический обликкоторого приближен к фонетическому, т.е. имеет место своего рода языковаяигра9.Третья говорящая идет несколько иным путем – она конкретизирует«обидчика», а не обобщает.В ответ на реплику 2:3: А далі - це куди? А в пресі про це вже писали? Може у славній нашійгазеті львівській?На жаль, не знаю прізвища тієї дитячої лікарки, що таксу озвучила.
Алетам їх тільки дві на ***, при бажанні її можна впізнати з опису, така чорнява.Говорящая начинает с вопросов, т.е. призывает собеседника активнее участвовать в беседе, интересуется ее мнением – это можно считать проявлениемпозитивной вежливости (стратегия сближения), поскольку это внимание к собеседнику. Вторая часть, где описывается «обидчик», тоже может рассматриваться как позитивная вежливость – говорящая делится информацией, стараетсяпомочь коммуникантам, т.е.
показывает, что у них общие интересы (стратегиясближения).9Языковые игры подобного рода в значительно большей степени характерны для русскоязычного общения,где эксперименты с графическим обликом слова, его уподобление фонетическому или наоборот – шутливаягиперкорректность написания открывает широкое поле для деятельности носителей, ср. так называемый«олбанский язык». Мы считаем подобные средства проявлением позитивной вежливости по тем жесоображениям, что и эмотиконы – это общий опыт, общие фоновые знания для пользователей Интернета,объединяющие их таким образом в единую группу «своих».
Аналогиченые средства (но применительно кустному общению) рассматривают и П. Браун и С. Левинсон [Brown & Levinson 2004: 107–112].114Следующая говорящая в своем ответе мягко показывает предыдущей, чтоее уточнения не были необходимы:4: Я І ТАК думаю, що пресу тому ТАК і називають, що "пресують" її зовсіх сторін.Тю...Хіба ж тільки по кольору їх пізнаємо?Чтобы показать, что указание на ненужность предыдущей реплики (т.е.своего рода критика), не подразумевает статусной угрозы, говорящая добавляетэмотиконы (выражение положительной эмоции), таким образом показывая, чтоэтот комментарий высказан скорее в шутку, чем всерьез. Как мы уже писаливыше, эмотиконы обычно – элементы стратегии сближения (позитивная вежливость).Следующий пользователь повторяет стратегии других: она выражает солидарность в недовольстве тем фактом, которым возмущается первая говорящая,добавляет статусной угрозы – указывает на еще больший масштаб явления иупотребляет разговорную лексику (гаплик).7: ТАК у нас вся Система ТАКа!Якщо ти не у "свого" лікаря - гаплик...Заканчивается эта тема стандартно, последний пользователь снова выражает солидарность в жалобе:994: читаю і в шоці.