Диссертация (1101718), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Их двое: Это Сергей Ильинстарший и Сергей Ильин-младший. Старший, хотя и почти побеждѐн тоской,1Е. Воеводин. Своя вина. Л.: Советский писатель, 1981. Здесь и далее страницы в скобках будутуказываться по этому изданию.109представляет собой всѐ-таки персонажа привлекательного: он суров, носправедлив, угрюм, но способен любить и тонко чувствовать, он уставший,но может защитить, он настоящий человек дела, труд – то, без чего он неможет жить, долг и ответственность для него – не пустые слова.
Его сын,Ильин-младший, взял от отца (хоть и приѐмного) лучшие качества. Сергей невыносит лжи, притворства, предательства. Он добровольно променялвозможность лѐгкой и приятной карьеры на то, чтобы, начав с нуля, пойти попути настоящего труда, приносящего не личную выгоду, а пользу родине:мать уговорила сына поступить на литфак педагогического института,предсказывая Сергею блестящее будущее, он же уходит, не доучившись, назавод простым подручным сталевара.
Недаром в связи с именно этими двумяперсонажами в романе промелькнѐт мотив чуда.Мотив неравнодушного отношения к делу, энтузиазм присутствует вромане мало, не является ключевым. Нет яркого образа старого рабочего,есть лишь некий сталевар Чиркин, который упоминается в романе несколькораз по несущественным поводам и который не влияет на развитие конфликта.Это персонаж эпизодический, наличествует скорее по традиции. Режиссѐр,приехавший на ЗГТ снимать документальный фильм, говорит о рабочейдинастии Чиркиных: «Династия – это, конечно, хорошо, даже модно» (57)(курсив наш – З.Д.).Примечателен образ главного героя – Сергея Николаевича Ильина,начальника литейного цеха на заводе газовых турбин (ЗГТ).
Лейтмотив этогообраза – усталость и тоска, которую испытывает персонаж вследствие разныхпричин. Литейный цех работает не как требуется, является одним из слабыхмест ЗГТ, и для устранения этой проблемы секретарь обкома Рогов назначает«грамотного и энергичного человека» (31), дельного инженера – Ильина(напомним,чторешениепроизводственныхтрудностейвпозднемпроизводственном романе чаще всего связано с заменой руководителя). Наголову нового начальника на протяжении всего романа сыплются проблема110за проблемой, что приводит героя в состояние хронической усталости, онтеряет вкус к жизни, ничего не хочет, приходя домой с работы, чувствуетлишь опустошѐнность и мечтает об одном – поскорее отправиться спать.Уныния в тяжѐлую жизнь Ильина добавляют нелады в семье: с женойНадеждой он давно потерял контакт, она не интересуется никакими деламимужа. Постоянными спутниками образа Сергея Ильина становятся слова«горечь», «тоска», «тоскливо», «устал» и подобные: «… он разглядывал еѐ состранным, смешанным чувством печали, даже горечи, и удивления…» (68);«Он [Ильин] – усталый, замотанный человек» (71); «Но Ильин, постояв нанижней ступеньке, поднял воротник пальто, зябко сунул руки в карманы ипошѐл влево, медленно, устало горбясь…» (274); «Им владело странноечувство одиночества, которое он почти никогда не испытывал, тоски, дажепотерянности, и неожиданность этого чувства удивляла и пугала его» (276).Автор называет вышеуказанные ощущения героя непривычными, однакочитатель может заметить, что эти чувства владеют героем как раз постоянно:«И вот тогда появился ещѐ один, тоскливый, уже знакомый вопрос: чем жевсѐ это кончится?» (280); «А сейчас он с тоской непонимания, сбеспощадностью к самому себе…» (284); «с такой ясностью и резкостьюпочувствовал своѐ одиночество» (284); «Ильин хлебнул горького крепкогокофе <…> и вдруг почувствовал, как устал» (311); «Устал человек до упора,и на душе у него что-то такое…» (335); «Он был слишком усталым для того,чтобы…» (361); «нежелание усталого человека» (362); «… он тоскливоспросил себя: чем же всѐ это кончится?» (363); «Я даже не стал встречатьсяс начальником цеха И., очень занятым и, как мне рассказывали, усталымчеловеком» (373); «тяжѐлое настроение, тоскливые мысли о доме <…>мучительный вопрос» (398); «… он – усталый человек» (399); «тоскливоеощущение своей оторванности от всего мира не покидало его» (404); «Ильинплачет» (407); «ускользающее чувство уверенности в себе <…> апрельскиедни одиночества и, пожалуй, растерянности» (407); «тоскливо подумал»(423); «с тоскливым и знакомым чувством» (426); «нового замотанного111начальника цеха» (431).
Писатель как будто нагнетает тягостное состояниегероя, видимо, пытаясь передать впечатление его занятости, включѐнности втруд. Возраст – сорок три года (всего!) – оказывается для персонажейпредметомпереживаний,чтонемыслимодлягероевраннегопроизводственного романа. Трудно представить себе молодых героев романа«Мужество» или «Далеко от Москвы», которых бы угнетало одиночество иликакие-либо тягостные чувства. Героев практически никогда не покидаетбодрость духа, они живут кипучей жизнью, психологический «климат» непредполагает таких ощущений, как тоска, неуверенность, безысходность.Если их и посещает что-то подобное, то с ним ведѐтся активная борьба.Мотива коллектива (к вопросу об одиночестве, терзающем Ильина) вромане нет. Названы некоторые фамилии рабочих, а основное вниманиеавтора сконцентрировано на частной жизни героев.
Как видно извышеприведѐнных примеров, преобладает как раз одиночество.Слова и поведение жены Ильина, Надежды, приводят к определѐнномувыводу – она мещанка, стремящаяся к бытовому удобству, корыстная ивследствие этого ограниченная в своих желаниях. Семейный, или частный,конфликт не несѐт иной смысловой нагрузки, кроме как представить жизньгероя (положительного!) с житейской стороны. Надежда – персонаж неэволюционирующий, образ статичен. Ильин не пытается изменить жену,ничего ей не предлагает и не обеспокоен тем, что она не соответствуетобразу передовой женщины. Вспомним Бахирева, который мучается от того,что его жена только мать и домашняя хозяйка, что в еѐ жизни нет движениявперѐд.Конфликтчастныйсплетѐнсконфликтомобщественным(производственным). Здесь же мы можем наблюдать лишь рефлексиюглавного героя относительно того, как получилось, что они с женой сталичужими людьми.
Положительный образ женщины – это Ольга Мыслова,подруга детства Сергея Ильина, выросшая с ним в одном детском доме.Однако и эту героиню отличает лишь всепоглощающая доброта и112жертвенность по отношению к окружающим, о еѐ производственныхдостижениях известно лишь то, что она одна из лучших крановщиц на ЗГТ.Большинство страниц, посвящѐнных Ольге, раскрывают перед читателемкартину еѐ личной нелѐгкой судьбы.
Характерно, что покой и уверенностьСергей приобретает лишь в самом конце романа, когда уходит от жены кОльге. Неожиданно (для читателя) разрешившийся производственныйконфликт никак не влияет на настроение и судьбу главного героя.Складывается впечатление, что центральное место в романе занимаютименномежличностныеотношенияперсонажей,авторподробнорассказывает их предыстории, читатель узнаѐт многое из того, каков бытгероев, как они разговаривают, кого любят, кому помогают, производствостоит как будто особняком, хотя выдвигается ряд насущных экономическихвопросов, но это, что свойственно позднему производственному роману,выглядит как публицистическая иллюстрация.Типична фигура главного инженера Заостровцева: его роль в том,чтобы, скорее всего, как это нередко бывает в позднем производственномромане, наглядно продемонстрировать тот факт, что одна из основныхпроблем производства – плохие кадры.
Заостровцев безликий, «тщедушный»,у него «узенькие плечи», он производит впечатление «случайности»,«временности», свои реплики он произносит «сухо» и «скрипящим голосом»,кивает «сухо», «холодно» поблѐскивают его очки, ведѐт он себя сдержанно,часто нерешительно, но при этом язвительно и с «прокурорскойнепроницаемостью», по именам работников называет так пренебрежительно,словно у них не имена, а клички. Образ главного инженера выведен нарочитонеприятным, налицо штамп, механически перенесѐнный из сталинскогоромана – раз и навсегда данный образ не только не меняется на протяженииромана, но неизменно сопровождается определѐнным набором качеств. Вслучае с Заостровцевым это «сухая», «холодная» манера держаться с людьмии такие портретные детали, как «тщедушность» и маленькие колючие глазки.113В романе есть герой, представляющий интерес как знаковый дляпозднего производственного романа персонаж.
Это сталевар Коптюгов. Вначале романа нетрудно обмануться и принять его за положительного(нарушен канон «узнавания»): самые высокие производственные показатели,внешне – крепкий, хорошо сложенный, с «буйной» шевелюрой, молодоймужчина, в газетах о нѐм пишут, начальство его ценит, кандидат в членыпартии. Однако впоследствии он проявит себя как циничный карьерист, иавтор не будет скупиться на негативные характеристики. Можно, наверное,говорить о некоторой хитрости писателя, привнѐсшего в этот образ немного«детективности»: читатель постепенно должен угадывать «отрицательность»героя. Планы по своему продвижению по лестнице славы у Коптюговапровалятся, но в последней главке, письме известного журналиста БоброваначинающемужурналистуБудиловскому(приѐм,кстати,«обнаруживающий» автора – таким образом он как будто сам подводититоги), мы прочитаем: «Но меня волнует Коптюгов: такие люди никогда непонимают, что с ними случается, – они становятся ещѐ более изворотливымии настойчивыми.