Диссертация (1099853), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Частота экспрессии улыбкивозрастала только в случае коммуникации между болельщиками победившегоспортсмена. В другом исследовании [Schneider, Josephs, 1991] испытуемые(дошкольники) после выполнения задания, ориентированного на достижение,улыбались чаще при контакте с экспериментатором лицом к лицу, чем безтакого контакта, причем независимо от успеха или неудачи при выполнениизадания. Всё это указывает на достаточно сложную и далеко не однозначнуюсвязь между эмоцией и экспрессией, которую принято приписывать к этойэмоции, и на важную роль того социального контекста, в котором эмоцияпроисходит.В то же время на важность учета социального контекста проявленияэмоции указывают и другие данные. В рамках теории социальногоразделения эмоций [Rimé, 2009; Rimé et al., 2010] установлено, что около 8095% переживаемых эмоций становятся предметами диалогов между людьмиво всех культурах.
В рамках данной теории обсуждается, как людиобмениваютсяэмоциямиврамкахширокогоконтекста,например,террористического акта [Rimé et al., 2010] и в рамках межличностногоконтекста. В ней исследуется, какие последствия имеет социальный обмен41эмоциями, как в результате социального разделения эмоций возникаютпроцессы эмпатии, привязанности и социальной интеграции.
Следовательно,теориясоциальногообменаутверждаетобязательностьсоциальноговзаимодействия по поводу эмоций и невозможность исследования эмоций безвключения социальности в анализ.Подобные рассуждения могут иметь место и в случае эмоцииудивления. В различных исследованиях показано, что удивление связано стой активностью, которую в данный момент осуществляют люди, и онопрерывает эту активность [Изард, 2006; Экман, 2010; Meier et al., 1997].Соответственно, этот принцип является основным при планированииэкспериментов с целью вызвать удивление.
Однако, как было показано выше,вразличныхэкспериментахавторыпо-разномувключаютвэкспериментальную ситуацию различные характеристики контекста. Если водних исследованиях контекст задается исключительно экспериментальнойситуацией, то в других – разнообразными социальными ситуациями, вкоторые могли быть вовлечены участники исследования вне эксперимента икоторые, по крайней мере, представлены в достаточно широкой нормативнойрамке.Рассмотрим теперь эти исследования с точки зрения коммуникативногоконтекста.
В фундаментальных исследованиях удивления [Reisenzein, 2000a;Reisenzein et al., 2006; Reisenzein, Studtmann, 2007; Schützwohl, Reisenzein,2012] в соответствии с целями экспериментов подчеркивалось, что различныепараметры социальности нивелировались исследователями, а в прикладныхисследованиях [Ludden et al., 2008, 2009; Vanhamme, 2000, 2003] социальныйфактор специально не рассматривался. Однако несколько серий, в которыхбыла сделана попытка учесть социальный фактор, были проведены. В одномиз экспериментов в работе Р.
Райзензайна и его коллег [Reisenzein et al., 2006]в качестве возможного фактора, влияющего на частоту экспрессии удивления,рассматривалось присутствие/отсутствие экспериментатора, однако никакихзначимых различий выявлено не было. В другом эксперименте [Schützwohl,42Reisenzein, 2012] исследователи проверяли влияние присутствия знакомогоили незнакомого человека при событии, вызывающем удивление: попаданиииспытуемого вместо ожидаемого коридора в ярко обставленную комнату,однако значимых отличий в экспрессии по уровням переменной выявлено небыло.Вданныхисключительнокакисследованияхприсутствиесоциальностьдругогорассматриваласьчеловека,приэтомкоммуникативный аспект никак не оговаривался.
Можно предположить, чтокоммуникативный аспект связан с тем контекстом, в котором происходитудивление, а именно, с активностью и ее прерыванием. Соответственно,появляется предположение, что удивление может чаще проявляться вситуации, когдачеловекунеобходима коммуникация с другим дляразрешения определенных трудностей. Таким образом, мы приходим квыводу, что удивление может играть большую роль при возникновениитрудностей у людей, объединенных общим предметом деятельности, т.е.находящихся во взаимодействии. В различных исследованиях показано, что вситуации общения эмоции играют большую роль, какую нельзя рассмотретьс точки зрения изолированного индивида, изолированной эмоции.
Например,в процессы, связанные с общением, включают понимание, интерпретациюэмоций, выраженных в экспрессии [Лабунская, 1999].РезюмеТаким образом, в данном разделе мы рассмотрели основныеисследования экспрессии удивления, в т.ч. описали выражение удивления спомощью различных систем (мимической, пантомимической, вербальной ипаравербальной), проанализировали исследования, предметом которыхвыступала экспрессия удивления. В данных исследованиях показананеоднозначная природа связи между экспрессией удивления и самой эмоциейудивления. Это позволяет анализировать эту связь с точки зрения социальнойпсихологии путем введения в анализ социального контекста, в рамкахкоторого происходит удивление. Возможно понимание этой связи через43опосредование удивления ситуацией взаимодействия, в рамках которойвозникает затруднительная ситуация, таким образом, данный разворот можетбытьиспользовандляконструированияиинтерпретациинашегоисследования.1.2.3.Переживаниеудивлениякакпредметсоциально-психологического исследованияСпецифика понятия эмоционального переживанияПереживание удивления нечасто выступает предметом отдельногоисследования.
В основном переживание является одним из аспектовисследованийдругихкомпонентовэмоции:когнитивныхпроцессов,сопутствующих удивлению, соотношения непредвиденного события иудивления, экспрессии удивления, социально-психологических особенностейудивления [Reisenzein, 2000b]. При этом собственно описаний переживанияудивления не так и много. Это обусловлено еще и спецификой протеканияэмоцииудивления:еёкратковременностьюинебольшойстепеньюрефлексивности. Небольшое число исследований переживания удивлениятакже связано с рядом проблем, которые возникают при его изучении, как,впрочем, при изучении любых эмоциональных переживаний.
В данномпараграфе мы проведем анализ этих проблем, а также рассмотрим те теории,которые описывают переживание удивления. Следует отметить, что многиеисследования, где фиксировалось переживание удивления, рассмотрены вдругих параграфах (например, о связи экспрессии и переживания удивлениясм. 1.2.2).Рассмотрим основные проблемы, которые возникают при исследованиипереживания. Первая из проблем – это проблема определения понятияпереживания. Понятие переживания не может быть полностью переведено наиностранный (мы подразумеваем, прежде всего, английский) язык, посколькуимеет особые значения в русском языке [Василюк, 1984]: выделяется 244понятия переживания. Первое понятие указывает на то, что переживание –этосубъективноеотражениевсознаниимотивовиспособовихудовлетворения. Второе понятие указывает на активную, деятельностнуюприроду переживания.
Под активностью понимается внутренняя работачеловекапоизменениюилипреодолениюпереживания(врамкахисследования психологических защит и совладающего поведения), однако вданнойработетакойпсихотерапевтическийэффектпереживаниярассматриваться не будет. Отметим всё же такую особенность переживания,как активность, что найдет свое место в анализе переживания удивления.Ближайшими аналогами понятия переживания в английском языкеявляются понятия (subjective/emotional) experience [Frijda, 2008; Kagan, 2007;Reisenzein, 2000b; Russell, 2003], что в отечественной литературе переводитсякак переживание, и feeling [Damasio, 1994, 2003; Lyons, 1985; Scherer, 2005;Solomon, 2007], т.е. чувство.
Понятием subjective experience эмоцииобозначается субъективный компонент эмоции, то, как человек чувствуетопределенную эмоцию, о чем собственно и говорит дословный переводтермина – субъективный опыт. В этом смысле переживание понимается какпредставленность в сознании субъекта определенной эмоции и егопонимание этой эмоции.Понятие feeling несколько сложнее. К. Шерер рассматривает feeling каксиноним термину experience [Scherer, 2005].
В то же время большинстводругих авторов понимает чувства более широко, под чувствами понимаетсялюбое состояние не когнитивной природы, представленное в сознании.А. Дамасио[Damasio,1994]разделяетчувствана3категории:(1) чувствование базовых универсальных эмоций (таких, как радость, грусть,гнев, страх и отвращение), (2) чувствование тонких вариаций внутриуниверсальных эмоций (например, экстаз или эйфория внутри радости), и(3) фоновые чувства – эволюционно первичные постоянные чувства(например, чувство жизни, бытия и др.).
Также к неэмоциональным видамчувств причисляют чувства любви и ненависти [Solomon, 2007], настроения,45чувства, вызванные химическими препаратами [Lyons, 1985], чувствабезмятежности, созерцательности, напряжения, усталости [Russell, 2003]. Дж.Расселл, Л. Барретт и их коллеги объединяют все чувства в рамках понятияядерного аффекта [Barrett, 2006a; Russell, 2003]. Из данного анализа можноувидеть, что при различном понимании категориального наполнения понятияпереживания,различныеавторырассматриваютпереживаниекакпредставленность в сознании субъекта некоторых состояний (например,эмоций).Вторая проблема, с которой сталкиваются исследователи при изученииэмоциональных переживаний, - это методологическая проблема: какимобразом можно изучать переживания? Поскольку переживание понимаетсякак отражение в сознании некоторой субъективной реальности, то познаниеего представляет собой рефлексию эмоций, испытываемых человеком.Соответственно, эмоциональные переживания опосредуются рефлексией всознании этих переживаний, и зачастую у различных авторов первое и второеописываются как одно и то же [Frijda, 2008; Russell, 2003].