Диссертация Том 2 (1099512), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Сартр)) с одной стороны яркой выраженностью установки на всепринятие,исключающей конфликтность разных позиций и в целом исключающей возникновениевнутричиностного конфликта, и с другой заботой о безупречном образе себя, то есть отрицаниемсвоей сексуальности. В свою очередь сновидение показывает, что за безупречным образом себя,исключающим сексуальность, скрывается откровенная похоть, разрушающая «светлый» образ и,опять же, сексуальная (в конечном счет, внутренняя) закрепощенность и незрелость. Несмотря навсе попытки скрыть самообман, он все же обнаруживается и вызывает отрицательное состояние,которое Саша в себе переживает, но, судя по всему, не принимает (в сновидении Аня 2 спит вдругой комнате).7Я нахожусь в незнакомой комнате и держу в руках ребенка восточной внешности.Ребенок очень приятный, маленький.
Он кажется ничей, то есть его никто не произвел. Онговорит мне взрослым голосом: «Может оказаться так, что в ближайшем будущем у тебя147СодержаниепроблемнойситуацииЭкспозиция / постановказадачи, вопросаМесто, время / исходная жизненная ситуациябудет ребенок». Я понимаю, что держу в руках некоего прорицателя, провидца и имеювозможность спросить его про будущее.
Я спрашиваю: «А буду ли я счастлива?». Онотвечает: «Это понятие относительное». Я понимаю во сне, что если он назовет мне вещи/ события, от которых я буду счастлива или несчастлива в будущем, то сейчас они могутпоказаться мне совсем в другом свете, либо незначительными, либо с противоположнымзнаком.Сюжет и образысновиденияСмысловые единицы образов сновиденияСмысловое ядроЯ нахожусь внезнакомойкомнате и держу вруках ребенкавосточнойвнешности.Ребенок оченьприятный,маленький.Комната: а) теплота, уют, свое место;б) дом с множеством комнат(минизамок): возможность для игр; естьмного мест, где можно остаться с собой иорганизовать личное пространство;возможность организации личногопространства; в) хорошая семья;слаженная семья, где каждыйориентируется не на себя, а на общее;большая семья, забота об общем, а неиндивидуальном.Ребенок восточной внешности: а) то,что не знаю; б) нежность любовьумиление; в) ничей: его никто не родил,он никому не принадлежит, непривязанности к другой личности (этодает возможность ощущать его своим),нет личностной истории, опыта; он воленраспоряжаться своей судьбой, онсвободен и независим; независим отвнешнего влияния.Актуализация новогообраза жизни,позволяющего полноценнореализовывать себя(«распоряжаться своейсудьбой»), ориентируясь нена удовлетворение эгожеланий, а на воплощениепотенциальнойцелостности личности(комната).Прорицатель: человек, который знаетбудущее.Родить ребенка в течениепредстоящего периода: возможностьсовершенно нового опыта, того, чего я ипредположить не могла.Возможность нового опыта,производного не от прошлого,но от неизвестного исакрального будущего.Предсказание рождения новойцелостности личности.Он говорит мневзрослым голосом:«Может оказатьсятак, что вближайшембудущем у тебябудет ребенок».
Японимаю, что держув руках некоегопрорицателя,провидца и имеювозможностьспросить его пробудущее.Я спрашиваю: «Абуду ли ясчастлива?». Онотвечает: «Этопонятиеотносительное».Попытка рассмотретьбудущее сквозьэгоцентрические критериисчастья обнаруживает ихотносительность148КульминацияЯ понимаю во сне,что если он назоветмне вещи / события,от которых я будусчастлива илинесчастлива вбудущем, то сейчасони могутпоказаться мнесовсем в другомсвете, либонезначительными,либо спротивоположнымзнаком.Сюжет действия (события)А. Я нахожусь в незнакомой комнате идержу в руках ребенка восточнойвнешности. Ребенок очень приятный,маленький.Б.
Он говорит мне взрослым голосом:«Может оказаться так, что вближайшем будущем у тебя будетребенок». Я понимаю, что держу вруках некоего прорицателя.В. Я спрашиваю: «А буду ли ясчастлива?». Он отвечает: «Этопонятие относительное».Г. Я понимаю во сне, что если онназовет мне вещи / события, откоторых я буду счастлива илинесчастлива в будущем, то сейчас онимогут показаться мне совсем в другомсвете, либо незначительными, либо спротивоположным знаком.Осмысленное заключениеСновидение позволяет понять разворачивающийся у Саши внутренний диалог с иной стороной себяи в пределе с ее будущим. Особенность этого диалога заключается в том, что он обращен не кпрошлому, но к будущему, что предсказывающего возможность рождения новой структурыличности Саши, которая и будет выступать основой ее самореализации. Если до этого она непризнавала зависимость от прошлого, в котором не было место новому, то в данном случае мынаблюдаем кардинальный поворот в будущее и возникновение места для нового.
Наблюдаетсявозможность окончательного преодоления эгоцентризма и обращение к внутренней целостностиличности. Проблемной точкой в этом преодолении является «философия счастья», строящаяся наэгоцентрических критериях, производных от наличного эго-образа и желаниях с ним связанных.Такая «философия счастья» перед лицом будущего обнаруживает свою относительность, то естьотносительность эгоцентрических критериев счастья, исходящих из наличного образа жизни иналичного образа себя, и необходимость обращения к себе возможному, предстоящему, к еще непроизошедшему будущему, его принятие в качестве основополагающей ценности, позволяющейосуществлять Себя.Пониманиеотносительностиэгоцентрических критериевсчастья, исходящих изналичного образа жизни иналичного образа себя, инеобходимость обращения ксебе возможному,предстоящему, к еще непроизошедшему будущему,его принятие в качествеосновополагающей ценности,позволяющей осуществлятьСебя.А.
Актуализация нового образа жизни, позволяющегополноценно реализовывать себя, ориентируясь не наудовлетворение эго-желаний, а на воплощениепотенциальной целостности личности.Б. Возможность нового опыта, производного не отпрошлого, но от неизвестного и сакральногобудущего. Предсказание рождения новой целостностиличности.В.
Попытка рассмотреть будущее сквозьэгоцентрические критерии счастья обнаруживает ихотносительность.Г. Понимание относительности эгоцентрическихкритериев счастья, исходящих из наличного образажизни и наличного образа себя, и необходимостьобращения к себе возможному, предстоящему, к ещене произошедшему будущему, его принятие в качествеосновополагающей ценности, позволяющейосуществлять Себя.* Итак, жизненная ситуация Саши изменилась. Если раньше мы наблюдалиотчужденность ее образа жизни (комната в коммуналке из прошлого сновидения), тотеперь она обнаруживает в ней возможность организации личного пространства(незнакомая комната), а также заботу о большем, чем ее индивидуальные эго-интересы.
Впоследнем случае обнаруживается форма осмысления, в которой человек понимает себячерез целостность, превосходящую его сознательное Я. Но именно через заботу и в149рамках этой целостности он может найти свое место. Таким образом, Саша уже не сводитсебя к сознательным намерениям и ситуативным хотениям, но исходит из чувства своейцелостности, которая за пределами актуально осознаваемого. Другими словамипоявляется возможность исходить не из ситуативной эмоции, а из трансситуативногосмысла.
На фоне этих изменений открывается возможность изменить свою концепциючеловека и осмыслить себя в контексте будущего. То есть возможность в своей жизниисходить не из того, что имеется, не из наличного представления о себе, а из новойнеизвестной целостности, которой еще нет, но «может так оказаться», что будет. Причемэта неизвестная себя исходит не из прошлого, но из будущего.
Новая структура личностине имеет причины в прошлом, у нее нет, так сказать, личной истории, которая быопределила его до того, как это понимание появилось (ничейный ребенок). И именно этанезависимость от прошлого дает возможность почувствовать это новое себя(индивидуальность) своим, а не чужим (ничейный ребенок). Другими словами, Сашенужно понять, что индивидуальность человека определяется не тем, кто он есть (продуктавтобиографического опыта, того что с ним было), но тем, кем он может стать, невзираяна прошлый опыт, и исходя из мистического чувства призвания, исходящего изсакральной внутренней динамики жизни, которую он призван воплотить (ребенокпрорицатель).
Это означает признать по ту стороннее (то, что за пределами любыхсознательных представлений) как свое активное (и не представляемое) начало, котороетолько и позволяет обрести себя. Понять, что жизнь выходит за рамки сознательныхпредставлений о ней и о себе, и вне них имеет собственную сакральную динамику илогику (так сказать собственную неизвестную «цель»), отличную от целевой логикисознания. Но эта динамика не происходит сама по себе, но лишь через ее понимание состороны сознания и последующее воплощение в поступке. Таким образом, неслучайное инезависимое от сознательной постановки целей будущее, но бессознательнопредуготовленное, оказывается возможным лишь при сознательном участии человека,который переосмысляет себя и этим открывает возможность новой жизни.
















