Автореферат (1099203), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Таусенда, вадаптацииЛ.Г. Почебут(2012);6) модифицированнаяметодика«Незавершенные предложения». Схема исследования представлена на рис. 1.Рис. 1. Схема исследования.7Характеристика выборки. Эмпирическую базу диссертационногоисследования составили результаты пилотажного (N=155) и основного (N=379)этапов исследования, проведенных в 2013-2014 гг. Всего в исследованииприняли участие 534 человека (254 юношей и 280 девушек), студенты ввозрасте от 17 до 21 года (M=18,9; SD=1,11); из разных городов России: Москва– 153 чел.; Курск – 89 чел.; Владикавказ – 257 чел.; Алагир – 35 чел. (РСОАлания). Среди них 242 чел.
− русские, 292 чел. – осетины.Научная новизна исследования. Впервые на отечественной выборкеописаны и проанализированы особенности психологической сепарации отродительской семьи в юношеском возрасте на основе структурной моделиДж. Хоффмана. Обнаружена гетерохронность осуществления аффективной,когнитивной и поведенческой сепарации от родителей. Выявлено опережающееразвитие поведенческой сепарации по сравнению с когнитивной и аффективнойсепарацией.
Предложена типология сепарации от родителей в юношескомвозрасте на отечественной выборке; описаны пять паттернов/типов сепарации(«сцепленные»,«ведомые»,«бунтующие»,«самодостаточные»,«дистанцированные»). Впервые выявлены внутривозрастные, гендерные икросс-культурные различия психологической сепарации русских и осетинскихстудентов от родителей. Проведен сравнительный анализ психологическойсепарации студентов от матери и отца. Установлено влияние культурноспецифических (принадлежность юношей/девушек к этнокультурной группе иих принадлежность к одному из трех типов культур) и семейных факторов (типотношений с родителями и особенности функционирования родительскойсемьи как системы) на особенности и паттерны/типы психологическойсепарации от родителей в юношеском возрасте.
Адаптирована русскоязычнаяверсия опросника, направленного на изучение психологической сепарации отродителей в юношеском возрасте − PSI (J. Hoffman).Теоретическая значимость состоит в уточнении научных представленийобусловияхпсихологическойсепарацииот родительской семьикакцентральной задачи развития юношеского возраста, с учетом влияния8культурных (этнокультурная принадлежность, тип культуры) и семейныхфакторов (особенности функционирования родительской семьи как системы,характеротношений«психологическаясродителями).сепарация»Теоретическийпозволиланализобосноватьпонятияправомерностьрассмотрения психологической сепарации на трех уровнях: на уровне развитияличности, на уровне характеристики межличностных отношений с родителямии на уровне развития семейной системы.Практическая значимость полученных результатов заключается ввыявлении и анализе условий и факторов психологической сепарации отродителей в юношеском возрасте, что позволит повысить эффективностьпсихологического консультирования по проблемам развития личности вюношеском возрасте.
Данные о связи выделенных паттернов сепарацииюношей/девушек от родителей с семейными и культурно-специфическимифакторами важны для практики семейного консультирования. Результатыисследования могут использоваться в подготовке специалистов в областипсихологии развития и возрастной психологии, в области семейной психологииисемейногоконсультирования.Адаптированнаярусскоязычнаяверсияопросника для изучения психологической сепарации от родителейвюношеском возрасте может использоваться как в исследовательских целях, таки в практической деятельности.Достоверностьинадежностьрезультатовобеспеченаметодологической обоснованностью исследования; использованием комплексавзаимодополняющихисследования;методик,адекватныхрепрезентативностьюцели,выборки;задачамприменениемигипотезамадекватногоаппарата математической статистики (SPSS.18 for WINDOWS).Положения, выносимые на защиту:1.
Когнитивная, аффективная и поведенческая сепарация от родителей вюношескомвозрастереализуетсявзаимосвязаноигетерохронно.Поведенческая сепарация характеризуется опережающим ростом, в то времякакаффективнаясепарациязапаздывает.9Высокийуровеньразвитияповеденческойикогнитивнойсепарацииотражаетнаправленностьюношей/девушек на решение проблемы самоопределения, представляющейсобой актуальную задачу возрастного развития. Сепарация от родителейпроисходит в форме перестройки отношений в направлении большегоравенства и проявляется, в частности, во все большей способностиюношей/девушек осуществлять свободный выбор и самостоятельно приниматьважныерешения.Болеепозднееразвитиеаффективнойсепарациисвидетельствует о выраженной потребности юношей/девушек в полученииэмоциональной поддержки и одобрения со стороны родителей.2.
Психологическая сепарация от родителей в юношеском возрастехарактеризуетсябольшойвариативностьюпостепенивыраженностикогнитивной, аффективной, поведенческой сепарации и по характеру стилясепарации, в диапазоне от «конфликтного» до «неконфликтного». Можновыделить пять паттернов психологической сепарации от родителей вюношеском возрасте: 1) «сцепленные» (низкий уровень аффективной,когнитивной,поведенческойсепарациипринеконфликтномстиле);2) «ведомые» (средний уровень когнитивной сепарации сочетается с низкимуровнем аффективной и поведенческой сепарации при неконфликтном стилесепарации); 3) «бунтующие» (средний уровень аффективной, когнитивной иповеденческой сепарации при выраженном конфликтном стиле сепарации);4) «самодостаточные» (высокий уровень поведенческой сепарации, среднийуровень аффективной и когнитивной сепарации при неконфликтном стилесепарации);5.
«дистанцированные»(высокийуровеньаффективной,когнитивной, поведенческой сепарации при неконфликтном стиле).3. Существует как общее, так и различное в психологической сепарацииот родителей в юношеском возрасте в двух этнокультурных группах – русскойи осетинской. Общее проявляется в сходстве выделенных паттернов сепарации,обусловленных ведущей деятельностью и задачами развития юношескоговозраста. Различие проявляется в опережающем характере сепарации в10этнокультурной группе русских студентов по сравнению с группой осетинскихстудентов.4. Выявлено соответствие типов культуры (традиционный, современный,динамически развивающийся) и паттернов сепарации от родителей вюношеском возрасте: для традиционного типа культуры наиболее характеренпаттерн сепарации «бунтующие»; для современного типа культуры − паттернсепарации «сцепленные»; для динамически развивающегося типа культуры −паттерн сепарации «дистанцированные».5.
Характер отношений с родителями обусловливает различные паттерныпсихологической сепарации от родителей в юношеском возрасте. Эмпирическивыделенытипыотношенийюношей/девушексродителями,значиморазличающиеся по уровню доверия, степени эмоциональной близости ихарактеру коммуникации: «близкий тип отношений», «сверхвовлеченный типотношений»,«отстраненныйтипотношений».Выявленынаиболеехарактерные для трех типов отношений паттерны психологической сепарацииюношей/девушек от родителей.
При «близком типе отношений» наиболее частовстречаются паттерны «бунтующие» и «сцепленные»; при «сверхвовлеченномтипе отношений» − паттерны «сцепленные» и «ведомые»; при «отстраненномтипе отношений» − паттерны «бунтующие» и «дистанцированные».6. Степень гармоничности функционирования родительской семьи каксистемы обусловливает различные паттерны психологической сепарации отродителей в юношеском возрасте.
В случае открытости в проявлении чувств,доверительного общения членов семьи, четкого распределения семейныхролей, эффективного решения возникающих проблем, чаще встречаетсяпаттерн сепарации «самодостаточные». В семьях с трудностями в поиске иреализацииразличныхпутейрешениясемейныхпроблем,закрытой,дисгармоничной коммуникацией, неэффективным распределением ролей чащевстречаются паттерны «бунтующий» и «дистанцированный».7. Гендерная специфика психологической сепарации от родителей вюношеском возрасте состоит, во-первых, в более высоком уровне аффективной11и поведенческой сепарации юношей от родителей по сравнению с девушками;во-вторых, в том, что уровень сепарации от отца выше, чем уровень сепарацииот матери; в-третьих, в большей поддержке матерями сепарации сыновей(юношей) по сравнению с поддержкой сепарации дочерей (девушек).Апробациярезультатовисследования.Основныерезультатыисследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры возрастнойпсихологии ФГБОУ ВО «Московского государственного университета имениМ.В.