Диссертация (1098795), страница 18
Текст из файла (страница 18)
В то время как ряд исследований демонстрирует,что внушение ложной идентичности существенно изменяет работу памяти испытуемых,эмпирические исследования, посвященные влиянию сконструированных альтернативныхавтобиографических воспоминаний на устойчивую самоидентичность в настоящее времяотсутствуют.Практическоеисследованиеконструированияавтобиографическихвоспоминай с альтернативным содержанием и их влияния на параметры Я-концепции исамооценки, представляется нам весьма актуальным.
Особенно важным с этической точкизрения, является тот факт, что гипнотические техники позволяют сделать доступным дляпроизвольного обращения как реально пережитой автобиографический материал, так иресурсное содержание сконструированных воспоминаний.1.4. Теоретические подходы к интерпретации измененных состояний сознания.1.4.1. Измененные состояния сознания как форма нормальной работыпсихики.Измененные состояния сознания в своих различных формах присутствуют на всемпротяжениикультурно-историческогоразвития,культивируютсяипрактическииспользуются в виде музыки, танцев, религиозных обрядов и молитв, карнавалов, веры всилу оберегов, амулетов и т.д.
Человечество на протяжении сотен лет развиваетмногообразие техник индукции особых состояний сознания, что является необходимымусловием регуляции психологической и социальной жизни общества. Например, на Балилюди, умеющие исполнять трансовые танцы, в том числе двигаться, удерживая мечприставленным к горлу, босиком на горячих углях, считаются особыми, избранными(Suryani and Jensen, 1992). Кроме того, возможность входить в трансовые состоянияявляется необходимым условием выполнения функции целителя во многих восточныхкультурах (Suryani and Jensen, 1992; Stephen and Suryani, 2000; Biswas et al., 2000)Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательногоиндуцирования ИСС и их применения является шаманизм.
(Басилов, 1984; Потапов, 1991).Еще в первобытной культуре появляются многочисленные способы достиженияэкстатических состояний: курение, посты (для духовных видений), использованиелекарственных веществ. Развиваются особые дыхательные и двигательные техники,71позволяющие войти в трансовое состояние. Известныйисследователь приемовпервобытной медицины Гарри Райт так описывает «танец грома» представителейнетронутых цивилизацией племен Южной Америки, Африки: «Танцор начал кружитьсяна месте во все ускоряющимся темпе. Затем, зажав жезл в зубах, он начал выделыватьнемыслимые фигуры. К нему постепенно присоединялись другие. С криками и гримасамиони совершали дикие прыжки» (Райт 1971, стр.135). Описание танцев представителейтуземных общин очевидно имеет сходство с поведением некоторых жителей мегаполиса вмерцающей темноте ночного клуба.
Жизнь современного человека так же буквальнопроникнута трансовыми состояниями. Проживание влюбленности или одиночества,состояния потока, так называемой «ага-реакции», сон со сновидениями, «дорожныйгипноз»,погружениевиллюзорныммирвиртуальнойреальностиинтернета,употребление психоактивных веществ (в том числе чая, кофе, алкоголя) и дажеувлеченное чтение книги – без этих состояний трудно представить себе повседневностьобывателя. Известный отечественный гипнолог, психофизиолог Л.П. Гримак вообщеговорит о «гипногенной действительности» (Гримак, 2004).
По его мнению, гипноиднымисостояниями проникнута вся жизнь человека, без них невозможно развитие ни общества,ни личности.Еще в 18 веке известный исследователь, врач-невропатолог Ипполит Бернгемобратил внимание научного сообщества на феномены ИСС, в частности гипноза, как напризнаки нормальной, а не патологической работы психики. В настоящее время гипнозстал важным инструментом в изучении органического субстрата психических функцийздоровых испытуемых, например, функции внимания, воображения, мышления и т.д.(Lichtenberg et al., 2004; Raz, 2005).
Отказ от патологического трактования гипнотическихсостояний стал важным шагом к признанию его как ценного средства исследованиянормальной работы мозга (Raz, Shapiro, 2002).Висториифизиологовотечественнойизучаливозможностимедицинырядизмененныхврачей-психиатров,состоянийсознанияневрологов,впроцессевосстановления как психического, так и соматического здоровья (например, В.ЯДанилевский, А.А Токарский, В.М Бехтерев, И.П Павлов, К.И. Платонов, П.И. Буль ит.д.).В настоящее в рамках отечественной психологической школы Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева - А.Р.
Лурии разрабатываются несколько направлений исследованияизмененных состояний сознания. Работы А.В. Россохина посвящены изучениюизмененныхсостоянийсознания,возникающихвходепсихоанализа,которыйрассматривается автором как особым образом организованный процесс рефлексии ИСС. В72частности, автором разрабатывается проблема особенностей и динамики рефлексииизмененных состояний сознания и ее влияния на различные аспекты психическогофункционирования личности (Россохин, Измагурова, 2004; Россохин, 2009).О.В.
Гордеевой с коллегами исследуется проблема культурно-историческойобусловленности ИСС (в частности их функций, содержания, структуры; влияния фактораустановки, обстановки, опыта); методы диагностики измененных состояний сознания; атакже специфика разных видов ИСС (Гордеева 2016, 2015; Гордеева, Прибытков, 2014;Соленов, Гордеева, 2015 и др.)В частности, автор выделяет два вида ИСС - «низшие», натуральные и «высшие»,социально обусловленные изменённые состояния сознания.
«Низшие» ИСС – стихийновозникающие изменения состояния сознания, не структурированы, не целенаправлены.«Высшие» ИССкультурнойструктурированыустановкамииожиданиями, транслируемымисредой, выполняют фиксированные функции(психотерапевтическую,социальную, получения нового опыта). О.В. Гордеева отмечает, что широкаяраспространенность высших ИСС во всех известных культурах (как в примитивных, так ив цивилизованных) на протяжении всей истории человечества, свидетельствует о том, чтоспособность к переживанию ИСС является неотъемлемой чертой человеческого рода,необходимым условием развития и нормального функционирования психики. (Гордеева,2009).В.Ф.
Петренко и В.В. Кучеренко проведен анализ и сопоставление современныхгипнотических техник и религиозных практик работы с образами, исследуетсяфеноменология измененных состояний сознания (Петренко, Кучеренко, 2007; Кучеренко,2010) выделены и эмпирически обоснованы критерии ИСС. Так, измененные состояниясознания понимаются как одна из форм сознания характеризующаяся:1.изменением форм категоризации (себя, других людей, мира) и переходом отпонятийных форм к эмоционально окрашенному языку образов и символов;2.изменением эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта;3.изменениями процессов самосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, чтонекоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не какпродукты собственной психической активности, а как нечто объективное,независящее от него;4.трансформацией самосознания субъекта, выражающейся в изменении образа Я(самооценки), изменении схемы тела, возможных временных инверсиях.73В настоящее время выделяются множество факторов, вызывающих измененныесостояния сознания, например: воздействие стрессовых, аффектогенных ситуаций;сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделическиефеномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легкихили, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотическихзаболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций (Кучеренко, Петренко, Россохин,1998).Контекст нашей работы заставляет обратить более пристальное внимание напсихотехники, позволяющие вызывать управляемые измененные состояния сознания влабораторных условиях, без вреда для здоровья испытуемых, произвольно, посредствомсовместной коммуникативной деятельности с экспериментатором и возможностьюпоследующейактуализацииитрансформациисодержанияавтобиографическихвоспоминаний.
Известна как минимум одна методика, удовлетворяющая этим критериям– гипноз. В литературе термин гипноз употребляется в двух контекстах: как обозначениепсихотехники, позволяющей индуцировать измененные состояния сознания (гипноз какпроцедура) (Braffman and Kirsch, 1999, Green et al., 2005) и (гипноз как результат) кактермин, означающий собственно феномены измененного состояния сознания (Killen andNash, 2003; Barnier and McConkey, 2004).1.4.2.
Теории гипнозаОсновы гипноза как терапевтической техники были заложены в XVI векеПарацельсом. Он впервые применил термин «магнетизм». Предполагалось, что магнит,приложенный к телу пациента, должен «вытягивать» болезнь. Удивительно, но это методактивно применялся до XVIII, пока Франц Антуан Месмер не заменил магнетическийспособ наведения особых состояний сознания гипнотическими пассами, считая, что в егособственном организме концентрируется особое невидимое вещество «магнетическийфлюид», истекающий из рук при прикосновении к пациенту.
В конце XVIII векаПюисегюр обнаружил, что состояние особого сна и конвульсии можно вызвать, не касаясьруками пациента, а совершая пассы в нескольких сантиметров от тела. Термин «гипноз»(гр. hypnos –сон) в 1841 году ввел доктор Дж. Брэйд. Он в своей книге«Нейрогипнология» обращал внимание на то, что гипнотическое состояние имеетфизиологические основы, а слово, сказанное пациенту во время сеанса, может вылечитьцелый ряд заболеваний. Несмотря на то, что начало исследованиям механизмов, лежащихв основе гипнотических состояний, было положено достаточно давно, по сей день несоздано удовлетворительной обобщающей теории, дающей исчерпывающие объясненияэтому явлению (Heap, Naish, 2012). Однако существует ряд подходов, делающих попыткуобъяснения феномена гипноза.741.4.2.1.
Гипнабельность как нейробиологическая адаптация.Гипнабельность можно рассматривать (Nash, Barnier, 2012) как адаптивную формуреакций, которая упрощает контроль над вниманием и восприятием, участвующих в томчисле в механизмах воображения и в психосоматических процессах. Гипнотическуюреакцию можно понимать, как форму совладания со стрессом, которая посредствомдиссоциаций позволяет уйти от сильных переживаний.
С другой стороны, гипнабельностьпозволяет полностью сосредоточиться как на собственных переживаниях, ощущениях имыслях, так и на явлениях внешней среды. Проявления гипнабельности являютсяадаптивным механизмом, лежащим в основе обучения и построения отношений сдругими. Так, например, высокогипнабельные люди обладают способностью снижатькритичность суждений и принимать на веру инструкции и указания других. С однойстороны, данное качество может оцениваться как негативное и предполагающееповышенную уязвимость субъекта (Roberts and Tellegen, 1973; Spigel,1974).
Но с другойстороны, она упрощает социализацию, сотрудничество в рамках социальных отношений иимеет адаптивную ценность. Интенсивная работа воображения, не требующая осознанныхусилий, характерная для гипнабельных людей, может быть потенциалом для повышениятворческих способностей (Zamore and Barrett, 1989; Gawler 1998; Moene and Joogduin,1999; Barber, 2000; Тихомиров, Райков, Березанская, 1975). Еще одной важнойособенностью высокогипнабельных людей является способность диссоциироваться отпрошлых и грядущих проблем с одновременным умением сосредоточиться на актуальныхцелях и задачах.
Эта способность лежит в основе высокой адаптивности и является цельюмногих психотехник, в том числе и буддистских медитативных практик (Kabat-Zinn et al1992, Kabat-Zinn, 1994, Петренко, Кучеренко, 2007).1.4.2.2. Диссоциативные теории гипноза.Впервые понятие диссоциации ввел Ж. Жане. Он определил ее как механизм,лежащий в основе и гипноза, и истерических расстройств, которые в свою очередьявляются результатом внушения. По его мнению, в процессе диссоциации одна изсоставляющих психической жизни отделяется от остальных и выходит из областипроизвольного контроля, а внушение осуществляется за счет активации неосознаваемых,диссоциированных идей. Для Жане гипнотическое состояние имеет две существенныехарактеристики: ограничение фокуса внимания (испытуемые под гипнозом перестаютзамечать вещи, которые в обычных обстоятельствах доступны их сознанию) и тот факт,что материал, исключенный из сферы внимания, может быть активирован в ходевнушения и влиять на поведение испытуемого.
















