Диссертация (1098795), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Переживание «здесь и сейчас» мультимодального,эмоционально насыщенного, ассоциированного образа может быть классифицировано какособое, измененное состояние сознания (Кучеренко, 2010). Отметим, что Эндель Тульвингсвязывает специфические состояния сознания с обращением к различным системамдолговременной декларативной памяти: аноэтическое состояние сознания с обращением кпроцедурной памяти; ноэтическое состояние сознания с обращением к семантическойпамяти; автоноэтическое - с обращением к эпизодической памяти (Tulving, 2001).Поскольку Тульвингнерассматриваетавтобиографическуюпамятьв качествесамостоятельной подсистемы памяти, редуцируя её к эпизодической памяти, в егоконцепции не учитывается личностный фокус переживания автобиографическогопереживания.
По нашему мнению, понятие автоноэзиса в смысле Тульвинга фиксируетлишьвиртуальнуюреальностьвоспроизводимогоэпизода,втовремякакавтобиографическое воспоминание актуализирует смысловую связь образа с такимиядерными атрибутами личности вспоминающего как переживание самоидентичности иценности. Поэтому, В.В. Нурковой предлагается расширить номенклатуру релевантныхпамяти состояний сознания за счет включения «персоноэтического» состояния сознания,возникающего при обращении к АП (Нуркова, 2015).В связи с тем, что любое обращение к памяти включает в себя компонентизменения состояния сознания, на протяжении уже нескольких столетий методики,индуцирующие трансовые (в том числе гипнотические) состояния сознания, широкоиспользуются для актуализации и произвольного управления феноменами памяти.62Например, немецкий врач-психиатр Альберт Молль еще в 1898г описывал эпизодынепроизвольной гипермнезии и амнезии, вызванной трансовым состоянием: «Въ гипнозъвспоминаются иногда и событiя изъ бодрствующей жизни, память о которыхъ, казалось,изгладилась навсегда…Такой случай приводитъ Benedikt съ однимъ англiйскимъофицеромъ въ Африкъ.
Приведенный въ гипнозъ Hansen’омъ, онъ, неожиданно, заговорилна незнакомомъ языкъ. Оказалось, что это былъ валлiйскiй языкъ, которому онъ учился въдътствъ, но потомъ забылъ» (печатается по Молль, 2012, стр. 97). «Въ глубокихъгипнотическихъ состоянияхъ … съ прекращенiем гипноза наступаетъ амнезiя…Явызываю, напр., у гипнотика галлюцинацiю птицы, летающей по комнатъ; онъ ловитъ ее,играетъ съ нею, даетъ ей сахаръ, сажаеть въ воображаемую клътку и т.д. Послъпробужденiя онъ как-то смутно припоминаетъ, что видълъ птицу, но ничего больше; всегоменъе върится ему, что онъ вставал съ мъста» (там же, стр.
96).Современныеавторы,проводяретроспективныйанализдвухсотлетнеговзаимоотношений сферы гипнотических состояний и памяти, приходят к выводу, что«многое из того, что мы знаем о памяти сегодня, является побочным продуктом попытокпонять влияние гипноза на память» (Mazzoni, Heap, Laurence, 2014, стр. 153).Проанализированный нами пласт современных работ позволяет условно выделитьтри направления исследований феноменов памяти через призму трансовых явлений:проблемы гипнотических гипермнезий и амнезий, а также модификации содержаниямнестического материала в трансе.Одним изсамыхизвестныхгипнотическихфеноменов считаютявлениегипермнезии (Whitehouse et al.
1991; Johnson, Hauck,1999; Green et al., 2006). По даннымряда исследований, не только обыватели, но и профессиональные психологи, психиатры,социальные работники убеждены, что гипноз позволяет воспроизвести большееколичество точной информации, недоступной в обычном состоянии сознания (Yapko,1994; Poole et al., 1995; Legault, Laurence, 2007; Ost et al., 2013).Данные лабораторных исследований относительно увеличения объема доступногодля воспроизведения под гипнозом мнестического материала разнятся. На материале,полученном при возрастной регрессии, подтвердилась возможность воспроизведенияранее недоступной информации, например, дней недели на которые приходились днирождения испытуемых (True, 1949).
Релинжер в обзоре лабораторных исследований идокладов о судебных случаях, в которых гипноз использовался для улучшениявоспоминанийочевидцев,заключил,что гипнотическоесостояниеспособствуетсвободному воспроизведению значимого материала (например, событий из жизни), но принезначимомстимульномматериале(например,бессмысленныеслоги)63гипермнестического эффекта обнаружить не удалось (Relinger, 1984). Отсутствиегипермнезии при незначимых стимулах отмечают и Сальзберг с Дэпиано (Salzberg,Depiano,1980).
Тем не менее, для личностно значимых стимулов большинствоисследований подтверждают увеличение объема, воспроизведенного под гипнозоммнестического материала (см. Stager, Lundy,1985).Однако, свидетельствует ли увеличение объема актуализируемой под гипнозоминформации об истинной гипермнезии? Десятилетиями исследователи оценивали памятьс точки зрения того, как много стимульного материала воспроизвели испытуемые, ноточности памяти и ее ошибкам практически не уделялось внимания (Koriat, Goldsmith,Pansky, 2000).1.3.1. Исследования факторов, активизирующихконструктивные/реконструктивные процессы памяти в гипнотическом состоянии.Результаты современных исследований демонстрируют, что увеличение объемавоспроизведения под гипнозом сопряжено с увеличением количества ошибок ложных«воспоминаний», а также о высоком уровне уверенности в их достоверности (Dinges et al.,1992; Steblay, Bothwell,1994; Erdelyi,1994; Orne et al., 1996; Kebbell, Wagstaff, 1998).Данныеонепроизвольномконструированиификтивныхвоспоминаний,переживаемых субъектом как истинные, имеют большую социальную значимость, вчастности применительно к правовой сфере.
С одной стороны, результаты лабораторныхисследований свидетельствуют о существенном вкладе конфабуляторных механизмов, засчет которых свидетельские показания, полученные, под гипнозом могут оказатьсяфиктивными. С другой стороны, гипнотические методики активизации памяти,применяемые криминалистами разных стран (Израиля, США, СССР, современнойРоссии), при известных оговорках и ограничениях активно используются.
В течении неодного десятка лет, они вносят свою значимую лепту в раскрытии порой безнадежныхрасследований (Reiser, 1978; Гримак, 1997; Scheflin, Spiegel, Spiegel, 1999; Шойфет, 2010).Опыты по регрессии возраста также демонстрируют, что в гипнозе возможна активизациясостояний, ранее пережитых испытуемым, но не доступных для произвольноговоспроизведения в обычном состоянии сознания (Майоров, Суслова, 1947; ИвановСмоленский, 1952)Каковы же механизмы, обеспечивающие с одной стороны экспликацию ранеенедоступнойинформации,асдругойстороныконфабуляциюфиктивных«воспоминаний» и возможно ли произвольное управление этими процессами?Отечественный психофизиолог Л.
П. Гримак, разрабатывая теоретическиепринципы и методические приемы моделирования состояний человека в гипнозе, пришел64к заключению, о том, что в зависимости от целей, поставленных в лабораторномисследовании, возможно произвольное варьирование степени участия конструктивных\реконструктивных мнестических процессов, что находит свое отражение как в актуальныхпсихических состояниях испытуемого, так и в его физиологических показателях (ЭКГ,ЭМГ, ЭЭГ, АД), в течении ортостатических реакций и локомоторных функций (Гримак1971; Гримак, 2009). Гримак отмечает, что в измененном состоянии сознания возможна«гипнорепродукция»психическихсостояний:«Вданномслучаевгипнозевоспроизводятся пережитые ранее испытуемым состояния в их «чистом виде» - как поособенностям их развития, силе и характеру, так и по длительности их проявления.Внушение в гипнозе производит в этих случаях только «запуск» репродуцируемогоявления, которое потом протекает естественно, без каких-либо дополнительныхвмешательств экспериментатора» (Гримак 2009, стр.
206). Полярный гипнорепродуциипроцесс - «конструирование» в гипнозе таких психических состояний, которых вповседневной жизни возникнуть не могут (например, состояние невесомости, уиспытуемых, не бывавших в космосе). Автор отмечает, что процесс конструированиябазируется на целенаправленной активизации в памяти испытуемых энграмм «косвенногоопыта» (полученного из литературы, кинематографа, а в случае с моделированиемсостояния невесомости - опыта более или менее кратковременного пребывания в этомсостоянии (спуск на скоростном лифте, прыжки с возвышений, полеты на самолетах лабораториях по параболе Кеплера).Таким образом, мы разделяем положение о том, что формулировка инструкцийгипнотических внушений (составляемая в зависимости от целей исследования) можетвлиять на степень участия реконструктивных и конструктивных процессов в содержанииактуализируемого мнестического материала.Данное положение подтверждается исследованием Алана Скобория с коллегами(Scoboria, Kirsch, Mazzoni, Milling, 2002), целью которого было изучение влияниянаводящих вопросов в обычном и измененном состоянии сознания на точностьвоспоминаний.
Участникам этого исследования проигрывалась аудиозапись истории.Затем, их просили воспроизвести все что они помнят о содержании просушенной истории.В течении последующих сорока минут испытуемых отвлекали заполнением опросников,не связанных с целями исследования. После чего их просили опять воспроизвестиисторию настолько полно, насколько они смогут.
На этом этапе половина испытуемыхбыла введена в гипнотическое состояние. Обе группы были еще раз разделены пополам,так, что половине участников каждой группы задавали наводящие вопросы относительно65содержания записи, а второй нейтральные. В результате, авторы приходят к двум важнымвыводам:наводящие вопросы вызывали значимо больше ошибок памяти, чем гипноз, и этивлияния носят аддитивный характер, так что сочетание наводящих вопросов игипноза вызывало значимо больше ошибок, чем каждая процедура по отдельности;гипноз усиливает тенденцию уступать сбивающим вопросам.отмечается значимое увеличение объема точного воспроизведения в ходе гипноза,но оно не сохранялось вне его.Итак, гипноз может выступать средством, актуализирующим реконструктивныемнестические процессы, однако, в измененном состоянии сознания память становитсячрезвычайна чувствительна к факторам, вызывающим ее искажение.Каковы же механизмы, ответственные за усиление конструктивных процессовпамяти в измененных состояниях сознания?Авторы предполагают наличие еще двух механизмов, отвечающих за увеличениеошибок памяти, наблюдаемых в гипнозе:1.Широко распространённое убеждение о том, что гипноз улучшает память(Whitehouse et al.
















