Диссертация (1098795), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Положения атрибутивной теории гипнотических иллюзий поддерживаетсярядом исследований (McConkey, 1991; Sheehan, 1991,1992; Barnier and McConkey, 1992;McConkey et al, 1998; Whittlesea and Williams, 1998, 2001; Breen et al, 2000; Neuschatz et al,2003).Итак, с социально-когнитивной точки зрения гипноз можно определить, какситуацию, в которой испытуемые реагируют на инструкции, задействующие ихвоображение (Braffman and Kirsch,1999). Независимо от того проводилось ли перед этимпогружение в гипнотическое состояние или нет. Однако, в настоящее время большинствочленов научного сообщества изучающего эту область, придерживаются мнения, согласнокоторому ИСС все же лежат в основе гипноза, а объяснения, базирующиеся на действиитолько социально-когнитивных факторов, не являются исчерпывающими (Gruzelier,1996;Christensen, 2005).
Данное мнение поддерживается отечественными авторами. Так,например, гипнолог Л.П. Гримак, посредством гипнотических внушений вызывал уиспытуемых изменение биохимических и физиологических показателей (Гримак, 2009),таких, как например, состав костной ткани, что очевидно невозможно в результатефантазированияилипростогоподыгрыванияиспытуемымэкспериментатору.Слободянник приводит графики плетизмограмм пациентов, которым в состояниивнушенной анестезии прокалывали кожу булавкой. Сосудистая реакция оказываетсянеизменной, что в обычном состоянии сознания у людей с нормальными болевымипорогами невозможно (Слободянник, 1977).
В исследовании, проведенном подруководством профессора Тихомирова (Тихомиров, Райков, Березанская, 1975) были80обнаружены качественные отличия в процессах мыслительной деятельности у актеров,играющих роль и у загипнотизированных испытуемых при внушении роли великогочеловека.1.4.2.4. Психоаналитическая теория гипноза.Истоки психоаналитического трактования гипнотических феноменов связывают смнением известного французского врача-невропатолога Жана Шарко. Он настаивал напатологической природе гипнотических состояний и отмечал, что гипноз сходен спроявлениями истерии. Зигмунд Фрейд выдвинул предположение о том, что симптомыистерии представляют собой манифестации самонаведенных гипнотических состояний,которые вызывались угрозой прорыва ранних травматических переживаний в сознание ипоследующей конверсией этих воспоминаний в соматической или функциональной сфере(Breuer and Freud, 1893-1895 (излагается по Nash, Barnier, 2012)).Целый ряд исследований (Fromm, 1972; Woody and Farvolden, 1998; Oakley, 1999) вкачестве доводов о сходстве изменений, вызываемых в гипнозе и в психопатологии,указывают на три важных наблюдения:1.Между внушенными в гипнозе феноменами и психопатологическимисимптомами существует по крайней мере фенотипическое сходство.
Кроме того,утверждается, что структуры мозга, затрагиваемые психопатологией, в некоторой степенисовпадают со структурами, обеспечивающими ответ на гипнотические внушения,изменяющие восприятие, ощущения и т.д. (Cleghorn et al., 1992; Rainville et al., 1997;Marshal et al., 1997; Szechtman et al.,1998; Bryant and McConkey, 1999; Oakley, 1999;Halligan et al., 2000; Oakley et al., 2003; Ward et al., 2003; Blakemore et al., 2003; Cervero,2005).2.Феномены, возникающие в гипнозе даже без конкретного внушения(фоновые) можно легко принять за признаки диссоциативных, психотических, тревожныхрасстройств и ПТСР (Frankel, 1990; Павлов, 2015).3.Еще одним аргументом в пользу наличия общего базового процесса,связывающего гипноз и психопатологию, является двухсотлетняя история клиническогоприменения гипноза для лечения психических расстройств.
Предполагается, что еслигипнотическое вмешательство может ослабить или снять патологические симптомы, товероятно, оно влияет на механизм, лежащий в основе этих процессов (анестезия: Sellickand Zaza, 1998, Montgomery et al., 2000 лечение никотиновой зависимости: Green and Lynn,2000, Elkins and Rajab, 2004; восстановление иммунитета: Miller and Cohen, 2001,Gruselier, 2002; расстройство тревожного круга - синдром раздраженного кишечника:81Harvey et al., 1989; сопроводительная терапия гипнозом психических расстройств: Kirschet al., 1995) Однако, существуют и принципиальные различия: гипнотические феноменызначительно более кратковременны и обратимы.
К тому же манифестация психопатологиикуда чаще сопровождается дисфорией, чем в гипнозе, в котором субъект чаще получаетудовольствие или нейтрален (Coe and Ryken, 1979).Дляобъясненияцелогорядапсихическихсостояний,такихкаксон,психопатологические состояния, процессы переноса, самонаблюдения и гипноза, Фрейдиспользует концепцию психологической регрессии.
Он отмечает, что и моторный параличво сне, и нечувствительность органов чувств в гипнозе связаны с реорганизациеймыслительных процессов, которые проявлялись в доминировании первичных процессов(мышление базируется на воображении; оно не дифференцировано, непоследовательно,алогично; ориентировано на немедленное удовлетворение потребностей). В «Толкованиисновидений» Фрейд выделил два типа регрессий: темпоральную и топографическую.Темпоральная регрессия заключается в возращении к ранним формам психическогофункционирования (см. Nash, Barnier, 2012) Однако, большинство возрастных психологов(Peterfreund, 1978; Rubinfine, 1981; Westen, 1998; Eagle, 2000) утверждают, что наиболееранние формы психической организации не сохраняются в первоначальном виде, ихпреобразовываютпоследующееразвитиеиполучаемыйопыт.Большойобъемисследований (Harter, 1986; Harter and Buddin, 1987; Westen, 1989) не находитподтверждения аналогии между психопатологией взрослых и этапами нормальногоразвития детей.
Более того, тщательный анализ более ста лет исследований (Nash, 1987)темпоральной регрессии в гипнозе также не обнаруживает однозначного соответствиямежду поведением и переживаниями взрослого в гипнозе и поведением настоящих детей.Топографическая регрессия характеризуется сдвигом от вторичных психическихпроцессов (соотносятся с принципом реальности) к первичным (ориентированы наудовлетворение потребностей). Действительно, ряд исследований подтверждают факттого, что гипнотические состояния сопровождаются топографической регрессией. Вопервых,вгипнозепроисходятизменениямышленияотпоследовательных,вербализованных, логических в сторону более наглядных, образных форм (Fromm et al,1970; Levin, Harrison 1976; Crawford et al, 1986; Wallace, 1992). Во-вторых, гипнотическиесостояния способствуют непосредственному доступу к аффективно заряженнымпереживаниям (Nash et al, 1985; Rainville et al, 1999, 2002).
В-третьих, гипноз вызываетизменения телесных ощущений, в том числе и схемы тела (Hilgard et al, 1961; Freundlichand Fisher, 1974; Haber et al, 1979) В-четвертых, гипноз порождает смещение базовыхустановок в отношении значимых других на гипнотизера (Shor, 1979; Frauman et al, 1984;82Sheehan, 1992). И в-пятых, в гипнозе происходит регрессионный сдвиг ощущенияпроизвольности, так, что внушаемые действия и переживания воспринимаютсяпроисходящими сами по себе (Bowers and Davidson, 1991; LaBerge, 2000).1.4.3. Суггестивный диалог как средство конструирования альтернативныхавтобиографических эпизодов.Применительноктематикеавтобиографическойпамятиособенностифеноменологии, вызываемой измененным состоянием сознания, позволяют моделироватьпроцесс становления автобиографической памяти как высшей психической функции вонтогенезе.
Так, известно, что автобиографическая память формируется ребенком всовместной речевой деятельности с взрослым, возникая сначала как интерпсихическаяфункция, а затем превращаясь в интрапсихическую, внутреннюю форму (Нуркова, 2000).Благодаря рассказам и обсуждениям конкретных событий из жизни ребенка, посредствамобразов и слов формируется корпус значимых воспоминаний, на основе которыхвпоследствии развивается личная история субъекта. Показательно, что стиль диалогаматери с ребенком, то на какие моменты она обращает внимание, то как онаинтерпретирует те или иные события, определяет характеристики формируемойавтобиографической памяти (Fivush, 2007; Haden, Heine, Fivush, 1997; Nourkova, 1998).Мы полагаем, что измененное состояние сознания, позволит совершить своего родатопографическую регрессию.
Особенностью этого состояния будет: переход отпонятийного к синкретическому и комплексному мышлению; «выход на первый план»чувственной ткани сознания, благодаря чему появится возможность актуализации вобразной сфере эмоционально окрашенных элементов прошлого опыта; диалог спсихологом будет восприниматься как внутренняя речь (т.е. по сути – общение синтроектом, в качестве которого обычно выступает значимая для субъекта личность, втом числе учитывая наличие регрессии – личность значимого взрослого).
Следовательно,актуализированныйипереинтерпретированныйблагодаряработеспсихологомавтобиографический материал может быть укоренен в автобиографической памятисубъекта как часть личной истории. Важно, что открывается возможность моделироватьмультимодальные, эмоционально окрашенные образы с заданными перцептивнымихарактеристиками.Отечественными психологами (Кучеренко, 1990; Кучеренко, 2012; Петренко,Кучеренко, 2012) показаны аналогичные феномены при применении разработаннойоригинальной методики индуцирования ИСС, названной сенсомоторным психосинтезом.Метод сенсомоторного психосинтеза позволяет управлять состояниями сознания субъектав процессе особого суггестивного диалога, и в результате формировать мультимодальный83образ иллюзорной реальности. Данный метод позволяет индуцировать те же феноменыИСС, что и гипноз, но имеет ряд чрезвычайно важных для лабораторного исследованияпреимуществ: позволяет формировать образ иллюзорной действительности с заданнымиперцептивными характеристиками; позволяет контролировать глубину и форму ИСС; независит от степени гипнабельности испытуемых и позволяет добиваться необходимыхфеноменов даже у низко гипнабельных людей; не сопровождается состояниемгипнотического сна, не подавляет активности механизмов сознательного контроля, аслужит формой организации сознательных усилий субъекта, направленных на повышениеэффективности суггестивных приемов.
















