Диссертация (1098795), страница 17
Текст из файла (страница 17)
1991; Yapko, 1994; Poole et al., 1995; Johnson, Hauck,1999; Green et al.,2006; Legault, Laurence, 2007; Ost et al., 2013), может приводить к сдвигу критерияответа. Данный сдвиг заключается в том, что уровень определенности, требующийсячеловеку, для уверенного утверждения о реальности события прошлого снижается, чтоприводит к склонности сообщать в гипнозе информацию, в отношении которойиспытуемые ранее не были уверены (Dinges et al., 1992; Erdelyi, 1994; Scoboria, Kirsch,Mazzoni, Milling, 2002).
Такой сдвиг субъективного критерия приводит к увеличениюобъема воспроизведения как истинной, так ложной информации. Сбивающие вопросыведут к сдвигу критерия от «я не знаю» ответов к ошибкам, повторяющим ложнуюинформацию, содержащуюся в самом вопросе (Scoboria et al., 2002). Интересно, что,если испытуемые (средне и низкогипнабельные) получали предостережение овероятности ложных воспоминаний в гипнозе, наблюдалось уменьшение количестванеточных воспоминаний (Green et al., 1998; Burgess, Kirsch ,1999).2.Ряд авторов полагает, что причина особой чувствительности памяти кконструктивным процессам в гипнозе кроется в особой яркости созданных в трансеобразов, которые ошибочно могут быть приняты за воспоминания (Dywan, 1995,1998;Mazzoni, Memon, 2003).
Вероятно, именно поэтому высокогипнабельные испытуемые66даже будучи предупрежденными о том, что образы, возникающие у них во времясеанса гипноза, скомпилированы, все же продолжают отстаивать собственное доверие ктаким гипнотическим «воспоминаниям» (Burgess, Kirsch, 1999; Bryant, Barnier, 1999).Действительно, в трансовом состоянии, говоря языком отечественной психологии,чувственная ткань сознания выходит на первый план (Петренко, Кучеренко, Россохин,1998) человек погружается в мир ярких образов, эмоционально насыщенных сюжетов,переживаемых настолько причастно, что субъект оценивает их как реальнопроизошедшие.Итак, гипнотические состояния позволяют актуализировать феномен гипермнезии.Однако в изменённом состоянии сознания происходит усиление как реконструктивных,так и конструктивных мнемических процессов. Наряду с увеличением количества точновоспроизведенныхвоспоминанийувеличиваетсяколичествоошибок.Данноенепроизвольное усиление конфабуляторных процессов может происходить за счетнекорректносформулированнойтрансовойинструкции(например,содержащейнаводящую информацию); за счет насыщения трансового опыта яркими образными иэмоциональными переживаниями и наконец, благодаря убежденности испытуемого в том,что гипноз способствуем усилению памяти.1.3.2.
Проблема целенаправленного формирования единичных фиктивныхвоспоминаний и целостной ложной идентичности в измененных состоянияхсознания.Конструктивные процессы в контексте гипермнезии – феномен негативный,возникающий незапланированно, зашумляющий воспоминания о реально произошедшихсобытиях. Однако, история психотерапевтической и психоррекционной практики знаетмного случаев целенаправленного формирования ложных воспоминаний. Еще Пьер Жанеописывал случай пациентки Мари, страдающей параличом левой стороны лица ислепотой левого глаза. В состоянии гипноза Мари вспомнила ситуацию детства, в которойона проснулась в одной постели с ребенком, лицо которого обезображено струпьями.Мари вспомнила пережитой ужас отталкивающего зрелища. В ходе гипнотическогосеанса Жане внушил ей ложное воспоминание, в котором Мари просыпается и обнимаетпрекрасного младенца.
После завершения сеанса зрение пациентки восстановилось,паралич отступил (излагается по McConkey, Barnier, Sheehan, 1998). В настоящее времяприемыэриксонианскогогипнозаинейролингвистическогопрограммированияиспользуются для создания альтернативного опыта реагирования в ситуациях, когдапривычные модели поведения являются неудовлетворительными для субъекта (Гриндер,Бендлер, 1994; Зейг, 2003).67Эмпирические исследования также доказывают возможность целенаправленногоформирования ложных автобиографических эпизодов.
В работе Лоранс и Перрииспытуемым в состоянии гипнотической регрессии внушали, что в одну из ночей напредыдущей неделе они проснулись от сильнейшего шума. 76% испытуемых спустя ещенеделю, даже после прослушивания аудиозаписи проводимого с ними исследования, всеже были убеждены в реальности «воспоминания» о пробуждении от грохота.
(Laurence,Perry, 1983). Результаты данного исследования в последствии были подтверждены наматериале различного автобиографического опыта (от первого школьного дня, доромантических свиданий в юности) (см. обзор Cox, Bryant, 2012).Однако, в трансе возможно конструирование не только единичных ложныхавтобиографических воспоминаний, но и достигаются такие состояния, в которыхсубъектом в качестве собственной автобиографической памяти осознается не личныйопыт, а знаемые им представления о другой личности.Приемы внушения личности известных персон (например, политиков, певцов ит.д.) широко используются в эстрадном гипнозе (Шойфет, 2006).В исследованиях, проведенных на факультете психологии МГУ под руководствомпрофессора О.К.Тихомирова, испытуемым в гипнотическом трансе внушали образыизвестных, талантливых личностей (шахматисты, художники и т.д.). Интересно, что уиспытуемых,находившихсявобразевеликойличностирезкоповышалсяинтеллектуальный и творческий потенциал, как во время исследования, так и некотороевремя после его завершения (Тихомиров, Райков, Березанская, 1975).Существуют данные, подтверждающие, что внушение под гипнозом ложнойидентичности влияет на функционирование автобиографической памяти:Кокс и Барнье проверили связь между внушенным искажением самоидентичностии доступностью автобиографических воспоминаний.
Испытуемым внушали, что онибудут становиться похожими на одного из своих сиблингов. В итоге, высокогипнабельныеучастникисформировалибольшоеколичествоспецифических«воспоминаний»,соответствующих новой идентичности, включая воспоминания с обилием сенсорноперцептивных элементов (Cox, Barnier, 2013).Берн, Барнье, Макконки внушили испытуемым, находящимся в гипнотическомсостоянии, черты противоположного пола. Затем, участникам исследования предлагалипрослушать две истории: одну о мужчине, другую о женщине.
В итоге, испытуемыелучше воспроизводили историю, совпадавшую с внушенным полом и оценивали ее какболее самореферентную и личностно значимую (Burn, Barnier, McConkey, 2001).68Изменение, посредством гипноза, идентичности влияет на функционированиеавтобиографической памяти; однако, нам не удалось найти эмпирических исследований,демонстрирующих обратную закономерность.
Признанные эксперты в области гипноза иавтобиографической памяти Маззони, Лоренс, Хип в своей недавней статье отмечают:«Можно экстраполировать, что гипноз в будущем выступит средством измененияорганизации личностной идентичности через изменение воспоминаний. Хотя вклинической практике гипноз время от времени использовался на протяжении двухпрошедших столетий в целях создания определенных положительных личностныхпсевдовоспоминаний, на сегодняшний день практически отсутствуют эмпирическиеданные по оценке использования гипнотических внушений для создания сетипсевдовоспоминаний,способнойсформироватьпозитивнуюфункциональнуюсамоидентичность» (Mazzoni, Heap, Laurence, 2014, стр.161).1.3.3. Феномен пострансовой амнезии.В контексте целевого конструирование ложных автобиографических воспоминанийс целью изменения самоидентичности, особым образом встает вопрос о феноменегипнотической амнезии.
С этической точки зрения нам представляется принципиальноважной возможность сохранения в памяти испытуемого воспоминаний о собственномактивном участии в процессе трансовой работы; а также сохранение в памяти субъекта, свозможностью произвольной актуализации, как исходных автобиографических эпизодов,так и сконструированных в гипнозе альтернативных «воспоминаний».Что же представляет из себя феномен гипнотической амнезии, всегда ли онвозникает и обратим ли он?Различают спонтанную и внушенную амнезию (Овчинникова, Насиновская, Иткин,1989).Спонтанная амнезия возникает самопроизвольно и является одним из критериевглубины транса.
По шкале гипнабельности, предложенной В.М. Бехтеревым идоработанной впоследствии П.И. Булем и Е.В. Рожновым самопроизвольная полнаяпосттрансовая амнезия является проявлением глубокой стадии гипноза (сомнамбулизм)(Руженков,2005).Пошкалегипнабельности,разработаннойЕ.С.Катковым,посттрансовая амнезия также возникает на третьей стадии гипноза (из трех) (Буль, 2015).Таким образом, в связи с тесной взаимосвязью автобиографической памяти и личности,моделирование ложных автобиографических эпизодов этически оправдано не на глубоких(сомнамбулических)стадиях.Наиболееприемлемойглубинойтрансадляконструирования «воспоминаний» представляется третья ступень второй стадии (поКаткову), показателями которой являются отсутствие мыслей, тетаническая каталепсия,69реализация двигательных и образных иллюзий (при закрытых глазах), анестезия.
Работана второй стадии гипноза (по Каткову) обеспечивает возможность формированияэмоциональнозаряженныхассоциированныхмультимодальныхобразовложныхавтобиографических эпизодов таким образом, чтобы испытуемый помнил о фактепрохожденияисследованияинеамнезировалсодержаниесконструированныхвоспоминаний.Внушеннаяиспытуемымпосттрансовая(Barnier,Wright,амнезиядоступнаMcConkey,только2004).высокогипнабельнымПостгипнотическаяамнезиявоспринимается субъектом как непреодолимая, однако она обратима (Barnier, 2002; Cox,Barnier, 2003). Так, например, в исследовании Барнье высоко и низкогипнабельныхиспытуемых просили вспомнить самый запоминающийся эпизод из их первого дня всредней школе или из их первого дня в университете.
Затем, испытуемых ввели вгипнотическое состояние и внушили, что они забудут данный эпизод. После выхода изтрансовогосостояниябольшинствовысокогипнабельныхиспытуемыхнемогливоспроизвести целевые эпизоды. Но после особого, заранее включенного в трансовуюинструкцию «сигнала отмены», воспоминания «потоком хлынули назад» (Barnier, 2002).Эти результаты были подтверждены на материале автобиографических эпизодов сразличным содержанием (моменты романтических отношений, семейные торжества и т.д.)(Barnier, Levin, Maher, 2004; Barnier, Hung, Conway, 2004). Однако, несмотря на то, что врезультате действия посттрансовой амнезии испытуемые не могли эксплицироватьсодержание воспоминаний, при предъявлении целевых эпизодов в ряду большого наборадругих возможных жизненных событий, амнезированные воспоминания оценивались каквысоковероятные (сходно с испытуемыми, не подвергавшимися манипуляциям спамятью).
Авторы пришли к выводу, что в процессе постгипнотической амнезиипроисходит диссоциация между эксплицитной и имплицитной памятью. Несмотря на то,что воспоминания временно недоступны сознанию, они продолжают оказывать влияниена когнитивную обработку информации (Barnier, 2002, Cox, Barnier, 2003).1.3.4. Выводы по параграфу.Трансовое состояние способствует появлению таких феноменов памяти какамнезия, гипермнезия, феномен ложных воспоминаний.
В измененных состоянияхсознания становится доступным перевод информации из пассивного запаса памяти вактивный, и данный процесс сопряжен с увеличением количества ложных воспоминаний.Исследования показывают, что под гипнозом можно сформировать мультимодальные,эмоциональнозаряженныеассоциированныеобразы,которыевпоследствии70воспринимаются испытуемым в качестве реально пережитого опыта. Более того, вкачестве личного автобиографического материала могут выступать не только единичныесконструированные образы, но и целые пласты знаний о другой личности, которые могутвосприниматься испытуемым в качестве собственной автобиографической памяти.По нашему мнению, наиболее противоречивым в теоретическом плане являетсявопрос о симметричности взаимодействия сформированных в состоянии транса«воспоминаний» и самоидентичности.
















