Автореферат (1097304), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Ломоносова, 2003;филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012), наМеждународном научном семинаре «Attention and Objects» (Роверето, Италия,2011), на Международной конференции «Философские проблемы когнитивнойнауки» (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 2011), на Международнойконференции «Нейронаука и познание: сознание и когнитивный контроль»(Брюссель, Бельгия, 2012), на Международной конференции «Гуманитарныечтения РГГУ» (Москва, 2012, 2014), на Международной конференции«Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» (Ереван,Армения, 2013), на Шестой международной конференции по когнитивной науке(Калининград,2014),наВторомМеждународномсеминаре«Экспериментальные исследования языка и речи» (Санкт-Петербург, 2014), на57-й Международной конференции по экспериментальной психологии(Хильдесхайм, Германия, 2015), на Шпетовских чтениях (ПИРАО, Москва,2015).Полученные в диссертации результаты нашли отражение в курсах«Общая психология» (раздел «Память и внимание»), спецкурсах «Современныеисследования перцептивного внимания человека» и «Введение в когнитивнуюнауку» на факультете психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова, в обязательномкурсе «Психология познавательных процессов» и спецкурсах «Основыкогнитивной науки», «Психология познания в экспериментах» и«Экспериментальное планирование: сбор и статистическая обработка данных»на отделении теоретической и прикладной лингвистики филологическогофакультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в ряде научно-популярныхпубличных лекций (лекторий Политехнического музея, Фестиваль науки наВДНХ, лекторий Московского молодежного многофункционального центраДепартамента культуры Москвы и др.).Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в27 научных публикациях в журналах, рекомендованных ВАК РФ (общий объем− 23,35 п.л.; авторский вклад − 13,95 п.л.); в 2 коллективных монографиях(общий объем глав − 2,8 п.л.; авторский вклад − 1,95 п.л.); в 22 статьях в другихизданиях (общий объем − 16,05 п.л.; авторский вклад − 10,8 п.л.); в авторскомучебнике по психологии внимания (объем 30,5 п.л.), а также в 30 публикациях всборниках материалов всероссийских и международных конференций.Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двухчастей, включающих 11 глав; заключения и списка литературы. Объем работысоставляет 370 страниц, включая 8 таблиц и 21 рисунок. Список литературысодержит 548 наименований, из них 375 на иностранном языке.13ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо Введении обосновывается актуальность исследования, его научнаяновизна; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования;указываются теоретические подходы и школы, с позиций которых строилисьгипотезы исследования; аргументируется его теоретическая и практическаязначимость; формулируются положения, выносимые на защиту; приводятсяданные об апробации результатов исследования.Часть I «Теоретико-методологические основания конструктивнодеятельностного подхода к зрительному вниманию» содержит обоснованиевозможности рассмотрения зрительного внимания человека через призмуконструктивизма с позиций психологической теории деятельности, а такжеобзор и анализ исследований, реализующих принципы данного подхода.Глава 1 «Методология конструктивизма в психологии познания»посвящена рассмотрению конструктивизма как направления в философии ипсихологии, основанного на идее активности познающего субъекта впостроении представления об окружающем мире.В § 1.1.
«Конструктивистский подход в психологии» рассматриваютсяосновные источники и направления конструктивизма. Основы методологииконструктивизма заложил Ж. Пиаже. Он постулировал, что когнитивноеразвитие представляет собой постоянную реорганизацию, перестройкупсихических процессов, которая обусловлена как биологическим созреванием,так и опытом, который ребенок получает при взаимодействии со средой. Накаждом этапе развития ребенок конструирует определенное пониманиеокружающего мира (Piaget, 1975).В настоящее время в психологии принято говорить не о«конструктивистском подходе», а о «конструктивистских подходах», поменьшей мере трех (Raskin, 2002): это радикальный конструктивизм (Э.
фонГлазерсфельд, У. Матурана, Ф. Варела); социальный конструктивизм, илисоциальный конструкционизм (К. Джерджен) и теория личных конструктовДж. Келли. Рассматриваются отличительные черты этих подходов. Вотечественной психологии конструктивистский подход представлен культурнодеятельностным конструктивизмом (Асмолов, 1996, 2014) и экспериментальнойпсихосемантикой (Петренко, 2002, 2010).Важным для становления деятельностной методологии конструктивизмаявляется понятие задачи как «цели, поставленной в данных условиях»(Леонтьев, 1975). Это понятие, ключевое для физиологии активностиН.А. Бернштейна (1966), было успешно применено в исследованияхзрительного восприятия и глазодвигательной активности человека в ходерешения различных задач (Гиппенрейтер, 1978, 1983).
Задача направляетвыстраивание многоуровневой функциональной системы, обеспечивающей её14решение, и определяет, что именно будет воспринято субъектом.В § 1.2. «Когнитивная психология и конструктивизм» отмечается, чтокогнитивная психология с момента возникновения воплощала основныеособенности конструктивистского подхода, поскольку интересовалась вкладомне столько воздействия, сколько «промежуточных переменных», прежде всегоопыта познающего субъекта, в его поведение. Уже в первых работах попроблемам восприятия и памяти в явном виде сформулирована мысль о том, чтообразы/репрезентации не запечатлеваются (извлекаются), а выстраиваются,причём активность субъекта играет здесь не меньшую роль, нежелиособенности воздействия.
Эти идеи были заложены в работах Ф.Ч. Бартлетта,автора исследований памяти как конструктивного процесса (Bartlett, 1932),который считается одним из основоположников конструктивизма в психологиипознания и одновременно одной из ключевых фигур в становлениикогнитивной психологии (Gardner, 1987). Введенное им понятие схемы как«активной организации прошлых реакций и прошлого опыта» стало одним изосновополагающих понятий когнитивной психологии.В исследованиях восприятия основы конструктивного подхода заложилГ. фон Гельмгольц (1878/2011), первым подчеркнувший двойственную природуперцептивного образа: его, с одной стороны, внешне детерминированный, а сдругой стороны – активный характер.
Далее эту линию развивал целый рядкогнитивных психологов, обозначивших вклад познающего субъекта вконструируемый образ восприятия с использованием разных понятий: «объектгипотезы» (Gregory, 1970, 1997); «перцептивные категории» (Брунер,1973/1977); «схемы» (Найссер, 1976/1981).
И хотя представление о конкретныхмеханизмах восприятия у всех этих авторов различается, содержание образаопределяется в конечном итоге этими внутренними структурами, чтовыражается в иллюзиях восприятия, выступающих в качестве одного из важныхобъектов исследований в конструктивном подходе к восприятию.В исследованиях внимания в качестве аналога иллюзий восприятияпредлагается рассматривать ошибки внимания, связанные с неспособностьюобнаружить и/или верно опознать то или иное воздействие и обусловленныеорганизацией процесса переработки информации.
Их изучение позволяетпонять, как устроена перцептивная система и как познающий субъект способенсам перестраивать эту систему, выбирая ту или иную стратегию решениязадачи.§ 1.3. «Проблема активности и социокультурной детерминации познанияв современной когнитивной науке» содержит анализ новых тенденций вкогнитивных исследованиях. Эти тенденции свидетельствуют о сближениикогнитивной науки с подходом к познанию человека, который на протяженииХХ в.
складывался в отечественной психологии, в частности, в культурноисторической психологии и в психологической теории деятельности. Мывыделяем по меньшей мере четыре направления сближения: (1) «воплощенноепознание» (embodied cognition), или познание человека как «телесного15материального субъекта» (Леонтьев, 1973); (2) «ситуативное (контекстнообусловленное) познание» (embedded cognition), или познание в контекстереальной деятельности (ср. П.И. Зинченко, 1959; А.А. Смирнов, 1966);(3) «эмоциональное познание» (emotional cognition), реализующее «принципединства аффекта и интеллекта», сформулированный Л.С.
Выготским;(4) «распределенное познание» (distributed cognition), или рассмотрениепознавательных процессов как функций, разделенных между двумя и болеелюдьми (ср. Выготский, 1983). Отмечается, что прошедшее десятилетиеознаменовалось лавинообразным ростом числа работ в этих направлениях, идается их краткий обзор, включая новейшее исследовательское направление,затрагивающее проблематику взаимосвязи культуры и познания (Cole, 2003), атакже его мозговых механизмов (Ames, Fiske, 2010; Chiao, Ambady, 2007; Kim,Sasaki, 2014).Подчеркивается, что по мере того как «система переработкиинформации» наделяется плотью и способностью двигаться и переживать,встраивается в социальную среду и культурный контекст, в когнитивной наукепроисходит основательный пересмотр теорий и моделей познания.
Выдвигаетсяпредположение, что итогом такого развития станут качественно новые теории имодели,которыепридуткфундаментальнымтеоретическимиметодологическим принципам, оформившимся в отечественной психологии кмоменту зарождения когнитивной науки, но оставшимся без достаточногоэмпирического обоснования и без достаточного освещения в зарубежнойлитературе. В качестве оптимальной исследовательской стратегией с позицийотечественной науки обосновывается движение во встречном направлении.Глава 2 «Проблема существования внимания в классической исовременной психологии» содержит детальный анализ подходов к решениюцентральной для психологии внимания проблемы: а именно, проблемы егостатуса как отдельного процесса.§ 2.1. «Постановка проблемы существования внимания» начинается санализа классической психологии сознания, которая стала не толькоисторически первым направлением психологии как науки, но и первымнаправлением, в котором была поставлена проблема внимания.