Автореферат (1097304), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Первымисследователем, который попытался экспериментально подойти к изучениювнимания, стал основатель научной психологии В. Вундт. Его идеи разработалЭ.Б. Титченер, а в качестве научного оппонента выступил У. Джеймс. Каждыйиз них предложил собственную метафору сознания и свое понимание того, чтотакое внимание и каковы его свойства и механизмы. Более того, каждыйпытался по-своему решить «проблему существования внимания».
Отдельныетеории находятся в этом вопросе по разные стороны баррикад, которые вслед заУ. Джеймсом обозначаются как «теории причины» и «теории эффекта», причемэто различение актуально даже для новейших моделей внимания (см. FernandezDuque, Johnson, 2002). В первом классе теорий внимание выступает как16причина изменений, которые происходят в субъективном опыте и продуктивныхпоказателях активности, когда человек внимателен. Во втором вниманиерассматривается как эффект или следствие функционирования иныхмеханизмов (например, физиологических). Подход к вниманию В. Вундтапредставлял собой вариант «теории причины», подход Э.
Титченера – пример«теории эффекта», а в работах У. Джеймса и гештальтпсихологов восприятияможно найти двойное решение проблемы существования внимания.В § 2.2. «Внимание и понятие ограниченной пропускной способности вкогнитивной психологии» отмечается, что в последние десятилетиякогнитивные психологии приходят к идее о том, что внимание прямо связано состроением, осуществлением и становлением познавательной активности ипрактическойдеятельностичеловекаивыступаеткакпроцесс,обеспечивающий приспособление человека к окружающему миру и решение имтой или иной задачи. К такому подходу приводит неудовлетворенностьисследователей объяснительной силой понятия «ограниченной пропускнойспособности» системы переработки информации. Подробно раскрываютсяиздержки этого понятия, включая парадоксальность центральной длякогнитивной психологии внимания идеи единых «ограниченных ресурсов» итак называемую «проблему гомункулуса», неизбежно встающую припостроении моделей распределения ресурсов внимания.В § 2.3.
«Внимание как действие и внимание для действия: основыконструктивистского подхода к вниманию в когнитивной психологии.Внимание и схемы» подробно анализируются взгляды авторов, работы которыхвоплощают принципы конструктивизма и содержат трактовку внимания черезпризму целенаправленных действий субъекта.
Это «конструктивный подход квниманию» У. Найссера и его теория «перцептивного цикла» (Найссер,1976/1981), работы представителей подхода «Внимание для действия» (Allport,1980, 1987, 1996; Neumann, Allport, van der Heijden, 1987; van der Heijden, 1987;Neumann, 1987) и модель управления вниманием Д. Нормана и Т.
Шаллиса(Norman, Shallice, 1986). Именно эти исследователи ближе всего подходят кидеям, которые сложились в ходе разработки проблемы внимания с позицийпсихологической теории деятельности.В § 2.4. «Варианты деятельностного подхода к проблеме существованиявнимания» прослеживается неразрывная связь понятий внимания идеятельности через категорию активности. Ставится вопрос об ихсоотношении: можно ли говорить о внимании как отдельной деятельности, чтоозначает возможность выделения и изучения структуры данной деятельности (вчастности, отдельных действий и операций внимания), или, напротив, вниманиеследует рассматривать как сторону, проявление любой другой деятельности.Этот вопрос приводит к особой постановке «проблемы существованиявнимания», причем ее полярные решения вновь сводятся к различию между«теориями причины» и «теориями эффекта».Обсуждается трехплановый анализ явлений внимания, предложенный17Ю.Б.
Гиппенрейтер (1983). Этот анализ включает, во-первых, деятельность и ееуровневую структуру; во-вторых, сознание как совокупность явлений,задающих внимание по субъективному критерию, а также его субъективныеэффекты; в-третьих, физиологические механизмы, которые могут бытьрассмотрены с опорой на физиологию активности и, в частности, уровневуюконцепцию построения движений Н.А. Бернштейна (1966) и понятие задачи.Для Ю.Б.
Гиппенрейтер наиболее важна идея о том, что смысловая структурарешаемой человеком задачи определяет ее двигательный состав и ведущийуровень, на котором решение задачи будет выстраиваться и регулироваться приподдержке «фоновых» уровней. Несмотря на то что у Н.А. Бернштейна задачавсегда двигательная, в принципе, она может быть перцептивной (Величковский,1999; Velichkovsky, 2002; Уточкин, 2008).Согласно данной схеме анализа, при реконструкции процесса решенияперцептивных задач можно опираться как на субъективный отчет испытуемого,так и на объективные (физиологические) индикаторы внимания.
В качестветакого индикатора в исследованиях 1970-х гг. были использованынепроизвольные микродвижения глаз человека – в частности, фиксационныйопто-кинетический нистагм (ФОКН). Изучая его свойства, В.Я. Романов (1971)обнаружил, что параметры ФОКН чувствительны к структуре деятельности.Подробно обсуждаются эти исследования, а также работы С.Д. Смирнова(1970), показавшего изменение ведущего уровня регуляции слежения приусложнении дополнительной задачи относительно отслеживаемого объекта.Несмотря на то что в этих работах используется понятие «внимание», оно нигдене выступает как отдельный процесс, но оказывается стороной перцептивногодействия, направленного на достижение стоящей перед человеком цели, а егоэффекты и проявления в сознании связаны со структурой и динамикойдеятельности.
В соответствии с этим подходом Ю.Б. Гиппенрейтер определяетвнимание как «феноменальное и продуктивное проявление работы ведущегоуровня организации деятельности» (1983, с.172).Согласно альтернативной гипотезе в рамках трехпланового анализадеятельности, внимание рассматривается как отдельный компонент этойсистемы – «акт, направленный на функционально-физиологическую системудеятельности» (Дормашев, Романов, 1995, с.226; Дормашев, 2003), как особаядеятельность со своим собственным содержанием и функциями.Окончательный выбор в пользу одной из гипотез о существованиивнимания как отдельной деятельности едва ли возможен даже с использованиемстрогих экспериментальных методов когнитивной психологии, однако вполневозможно использование представлений о соотношении внимания идеятельности при планировании конкретных исследований.
Обе гипотезы ждутсвоей разработки, для которой может быть полезно соотнесение способовтеоретического описания, сложившихся в отечественной психологии и всовременной зарубежной когнитивной науке.В главе 3 «Восходящие и нисходящие процессы в обработке18зрительной информации и понятие перцептивной задачи» теоретическаятрадиция отечественной психологии, основанная на объяснительных понятияхкультурно-исторической теории и различных вариантах психологическойтеории деятельности, соотносится с объяснительными конструктами,сформулированными на языке информационного подхода.В § 3.1.
«''Задачи на внимание'' в когнитивной психологии. Зрительныйпоиск» рассматривается многообразие методик, используемых для изучениявнимания в когнитивной психологии, и намечается классификация «задач навнимание». В качестве прототипического примера таких задач подробноанализируются задачи зрительного поиска.В § 3.2. «Восходящие и нисходящие процессы в зрительной системе» вцентре обсуждения находится тенденция к описанию процессов решенияперцептивных задач в терминах восходящих и нисходящих процессовобработки информации. Эти термины фиксируют различение вклада самогосубъекта и внешнего воздействия (объекта) в процесс познания.
Проводитсяразличение восходящих и нисходящих процессов и восходящих и нисходящихвлияний на ход обработки (Печенкова, Фаликман, 2010). Рассматриваютсяпримеры восходящих и нисходящих влияний на решение зрительных задач: содной стороны – перцептивная группировка (Pomerantz, 2003); с другойстороны – «эффект превосходства слова» (Reicher, 1969; Wheeler, 1970;McClelland, 1976; Marchetti, Mewhort, 1986; Prinzmetal, 1992 и др.), выбранный вкачестве модельного феномена в наших исследованиях.Ставится проблема изучения не только вклада восходящих и нисходящих«потоков» информации в зрительное восприятие, но и возможностейвзаимодействия между восходящими и нисходящими влияниями на решениеперцептивной задачи.