Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 9

PDF-файл Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 9 Педагогика (55080): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах) - PDF, стр2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Также двемодальности содержит и гротеск.Таким образом, формирование понятийного мышления – необходимоеусловие, влияющее на качество образовательного процесса. Умение проводитьлогические связи, развитие аналитических способностей обеспечат высокийуровеньпроведениячитателями-школьникамианализалитературныхпроизведений. В процессе формирования теоретико-литературных понятий,обеспечивается высокий уровень обобщения и абстрагирования, установленияпричинно-следственных связей.Отметим, что интермодальный контент, присущий природе гротеска,реализуется как в вербальных, так и в визуальных категориях.

Следовательно,рецепция и анализ зрительной, визуальной модальности гротеска могутвыражаться на словесном и изобразительном уровне. «Любой объект искусстваможетбытьописанпроизведенияминаразличныхязыкеформсемантическихискусствапространств,можетбытьимеждуустановленосинергетическое соответствие и метафорическая аналогия» [Петренко, 2012: 60].Исходя из чего можно сделать вывод, что анализ гротескных средств на урокелитературы, осуществляемый только на словесном уровне, не достаточноэффективен – необходимо «запустить» образно-семантические механизмы48визуального мышления. В данном контексте накопление читательского опыта –это также обогащение образно-визуальной базы знаний, поскольку пониманиеподразумевает расшифровку кодов искусства.Визуальнаясфераиграетдоминирующуюрольвмироощущениисовременных людей.

Среду, в которой живет человек начала XXI века, ученыеопределяют как зрительно ориентированную [Виноградов, 2010: 26–39], акультуру – визуалоцентричную [Митчелл, 2015, 2017]. Разумеется, школьники,представители «цифрового» поколения Z, большую часть информации получаютпосредством зрительных образов, поэтому образовательные траектории следуетвыстраивать с учетом данных обстоятельств.Распознаваниевизуально-семантической«кодировки»литературногопроизведения заложит основу для эффективной аналитический деятельности науроках по изучению таких текстов, в которых активно используются приемыгротеска, гиперболы, метафоры, аллегории и т.д., а синтетический характервизуального мышления будет способствовать переводу визуальных образов ввербальные и наоборот.1.3.

Интегративный подход к формированию теоретико-литературногопонятия «гротеск» в практике школьного преподаванияПроцессу формирования отвлеченных понятий на протяжении ряда летметодисты уделяли особое внимание: Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова,О.

М. Буранок,Н. И. Кудряшев,В. Г. Маранцман,Н. И. Прокофьев,М. А. Снежневская, Л. В. Тодоров и другие ученые внесли весомый вклад висследование механизмов и условий усвоения детьми разного возрасталитературоведческих терминов. Учитывая возрастные особенности учащихся,методисты определили последовательность формирования абстрактных понятий,связь теории литературы с изучением произведений.

Эти вопросы получилиотражение и в действующих авторских программах по литературе. Определяяперечень планируемых метапредметных и предметных результатов, разработчики49данных программ указали на необходимость овладения таким универсальнымспособомдеятельности,как«оперированиеобразамииотвлеченнымипонятиями» [Примерные программы по учебным предметам, 2010: 7–8].Следуетотметить,чтоещеклассикиотечественнойметодикиВ. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, В. П.

Острогорский выдвинули в качестве одногоиз непременных требований изучения предмета работу с теоретическимипонятиями, основанную на принципах научности и системности. М. А. Рыбниковаи В. В. Голубков полагали, что «формирование у учащихся основных понятий вобласти той или иной дисциплины, имеющее целью дать им систему научныхзнаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа поформированию понятий, так же как и все другие виды учебных занятий, должнабыть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае онарискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность угрожает ипреподавателю литературы, если только он станет рассматривать формированиетеоретико-литературных понятий у учащихся как нечто самодовлеющее, какособый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитиемречи» [Голубков, 1962: 202–203].А.

Г. Балыбердин выделял три этапа формирования понятий: на первомпроисходит отбор понятий для рассмотрения, на втором – наблюдение надфактами, выявление существенных признаков, завершающееся определением, инатретьем–обогащениепредставленийобизучаемомматериале[Балыбердин, 1981: 11, 21].В системе Н. И. Прокофьева выделены такие этапы, как накоплениефактов, формулировка определения, применение знаний в процессе анализалитературного явления, развитие понятия, обогащение его новыми признаками[Прокофьев, 1961].Значительный вклад в изучение теории литературы внес А. В. Дановский,разработавший концепцию системно-функционального подхода к формированиютеоретико-литературных знаний, содержащего учетнравственно-эстетических50связей искусства и действительности, направления, художественного метода истиля [Дановский, 1989].Как отмечает И. А.

Подругина, проблема формирования понятийногомышления является одной из самых актуальных в системе образования насегодняшний день [Подругина, 2014: 156]. Ученый-методист подчеркивает, чтоподходы к преподаванию должны меняться в связи с введением новыхобразовательных стандартов.

«Новая методология ФГОС влечет за собойобновление содержания системно-понятийного мышления, формируемого ушкольников на уроке. Теперь в него должны быть включены понятия структуры исодержания деятельности, системного анализа изучаемого объекта, логическихприемов мышления, универсальных учебных действий, системных связей»[Подругина, 2014: 157].Совершенствованием системы формирования понятийного мышления врамкахпримененияФГОСнаурокелитературы,поутверждениюИ. А. Подругиной, станет следующее: «выстраивание «микросистемы» понятия,то есть выделение признаков понятия, их дифференцирование на родовые ивидовые,однопорядковыесистемообразующихформируемогосвязей,понятиясиразнопорядковые,определение«макросистемой»,проведениеструктурысоанализапонятия;смежнымисвязиявлениями,родственными понятиями теории литературы» [Подругина, 2014: 159–160].Исходя из Требований стандартов второго поколения, на уроках поформированию понятий достигаются результаты:– метапредметные (использование универсальных способов деятельностиучащихся, таких как: запоминание, оперирования образами и отвлеченнымипонятиями, приемами словесного описания, объяснения, формулировки вопросови проблем);– предметные (формирование у учащихся ряда литературоведческихнавыков, таких как: определение смысла художественного произведения,выявление нравственных ценностей и его актуальности, умение анализировать51литературное произведение, его принадлежность к роду и жанру, владениетерминологией, раскрытие идейно-художественного содержания, пониманиеавторской позиции и выражение своего отношения, формирование эстетическоговкуса, умение проводить интегративные связи с другими видами искусства)[Примерные программы по учебным предметам, 2010: 7–8].Однако Е.

Р. Ядровская подчеркивает, что «компетентностный подход вотношениикпредметукорректно,сучетом«литература»природыдолжениспользоватьсяинтерпретационнойпредельнодеятельностиигуманистических целей литературного образования» [Ядровская, 2012: 35].Следует не только научить школьников по типологическим признакамопределять гротеск в тексте, но и уметь анализировать данный прием как элементсоздания художественного образа, как компонент поэтики и эстетики творчестватого или иного автора. В противном случае литература станет восприниматьсяучащимися не как вид искусства, а как совокупность структурных средств длявыражения писательского замысла.В своей монографии «Литературное развитие школьников в процессеобучения» Н.

Д. Молдавская отмечала, что «отношение к искусству и еговосприятие формируются по законам, которые не всегда совпадают с законамиразвитиятеоретическогомышления,хотяисвязанысними»[Молдавская, 1976: 6]. Дело в том, что понятие, по утверждению методиста,содержит неизменный набор логически обусловленных представлений опредмете, и это знание хранится в опыте многих поколений. В художественномже образе не может быть жестких общепринятых представлений, если только этоне устоявшийся символ или аллегория, что «значительно усложняет весь процесснакопления художественного опыта ребенком и, следовательно, процесс еголитературного развития» [Молдавская, 1976: 6].С точки зрения методистов, решение учебных задач должно происходить сиспользованием языка логики в единстве с образно-эстетическим подходом.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
434
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее