Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Эффективность методики подтверждается даннымиэкспериментальногообучения,оценкакоторыхпроводиласьнаосноведиагностических срезов и анализа устных и письменных ответов обучающихся,их творческих работ.Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялись впроцессе опытно-экспериментального обучения в МОУ гимназии № 3, в лицее№ 7, частной школе «Поколение» г. Волгограда. Основные результаты работыбыли изложены в докладах и выступлениях автора на X международномфестивале «Учитель русской словесности» (Москва, 2010), на международныхнаучных и научно-практических конференциях «Рациональное и эмоциональное влитературе и фольклоре» (Волгоград, 2009, 2011, 2013), «Славянская культура:истоки, традиции, взаимодействие.Кирилло-Мефодиевские чтения» (Москва,2011, 2012, 2015), «Образовательная среда как основа развития индивидуальностиобучающихся и их социализации» (Волгоград, 2015); на всероссийских научнопрактических и научно-методических конференциях «Особенности духовнонравственного формирования личности в современных условиях» (г.
МихайловкаВолгоградской области, 2010), «Проблемы и перспективы филологическогообразования в школе и вузе» (Орск, 2011), «Филологическая наука в XXI веке.Взглядмолодых»(Москва,2013);наобластнойнаучно-практическойконференции «Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» впроцессе преподавания филологических дисциплин» (Волгоград, 2010). Основныеположения диссертации отражены в 11 публикациях, три из которых – в научныхрецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.На защиту выносятся следующие положения:211.Обращение к приемам использования вербальных и визуальныхсредств репрезентации гротеска как инструменту формирования данного понятияи анализа сатирических произведений с гротескной направленностью, которымсвойственна авторская установка на создание определенных зрительныхассоциаций, обусловлено диалогической словесно-изобразительной природойгротеска,ментальными возможностями восприятия литературы, созданиемвпечатления«зримости»испецифическимигротесковымипризнаками:визуальной семантикой, двуплановостью, дихотомичностью.2.Рассмотрение гротеска как исследовательского поля для наблюдениянад вербальнымии визуальными его репрезентациями в сатирическихпроизведениях способствует формированию активной читательской позицииучащихся и развитию умения критически осмысливать и интерпретироватьлитературные произведения.3.Использование приемов изобразительного и словесного выражениягротеска, служащих его индикаторами в процессе аналитической рецепциихудожественныхтекстов(нарушениесимметрии,пропорциональности,деформация; алогизм, избыточность фразы, оксюморон, антитеза, реализацияметафоры), а также особенностей гротеска (визуальность, биполярность),связанных с работой воссоздающего воображения и способностью за внешневыраженным планом увидеть знак, совершенствуют интерпретационные уменияучащихся, в том числе при анализе современных форм бытования искусства(энвайронмент, арт-перформанс).4.В процессе анализа текста с наличием гротескной образностиучитываются принципы рецептивной эстетики, структурно-семиотическогометода и филологической герменевтики (различения первичной и вторичнойрецепции вербального и визуального текста, понимания и интерпретации,герменевтическогодекодирования,круга,вертикальногонаращиваниясмысла,контекста,фоновогопроблематизации,знания,метасмысла,иконического знака, символа), раскрывающие присущую гротеску знаковость,22которая требует от читателя отношения к нему как к зашифрованному письму;принципы системно-деятельностного и интегративного подходов (принципсубъектности,рефлективностидеятельности,амплификации,целостности,универсальности), способствующие выстраиванию многоуровневого диалогамежду двумя видами искусства.5.Эффективностьиспользованиемметодикивербальныхиформированиявизуальныхпонятиясредствего«гротеск»срепрезентацииобеспечивает сочетание традиционных (выделение ключевых вербальных ивизуальныхточекпредпонимания;сравнительно-сопоставительныйанализвербальных и визуальных гротескных средств, бинарных оппозиций; созданиесловесных и изобразительных ассоциативных рядов и др.) и специфическихприемованализатекста(«письмоавтору»;прием«конструктор»,предполагающий создание схемы понятия или восстановление литературноготермина по признакам; «пирамида признаков»; прием индикации или выявлениясловесных и изобразительных признаков-индикаторов понятия).6.Предложенная система работы по формированию понятия «гротеск»,апробированная на уроках по творчеству М.
Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя,М. А. Булгакова, В. В. Маяковского, А. П. Платонова, способствует изучениюсмежных теоретико-литературных явлений, интерпретации семиотическогозначения гротеска, его функции в культуре, влияет на качество эстетическоговосприятия и полноценность анализа произведений литературы и визуальныхформ искусства.Объем и структура работы определяются поставленной целью ихарактером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения,спискаиспользованнойлитературы,насчитывающего239 источников. Общий объем работы – 203 страницы, в том числе объемосновного текста (без списка литературы) – 179 страниц.
В текст включено14 таблиц, 54 рисунка.23ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1. Теоретические основы формирования понятия «гротеск»в процессе литературного образования в современной школеВ данной главе представлен аналитической обзор исследований по теориигротеска, приема, сопровождающего развитие художественной культуры напротяжении многих веков. Анализ работ позволил выделить основные признакиданного явления, которые легли в основу разработки особых методическихсредств, представленных во 2 главе. Второй и третий параграфы включаютописанияпсихологическихзаконовфункционированияпонятийногоивизуального мышления и систематизацию исследований по формированиютеоретических понятий, использованию интегративного принципа в методикеобучения литературе.1.1.
Философско-эстетическая и литературоведческая интерпретациягротеска как семиотической структуры и как вида художественнойобразностиСреди ряда сложных для изучения в школе литературоведческих понятийособое место занимает гротеск – один из древнейших приемов искусства,составивший образно-эстетическую основу многих произведений, запечатлевшихпереломные периоды человеческой истории и культуры в изобразительном исловесном творчестве.
Ученые по сей день считают гротеск неразгаданнымфеноменом художественного и научного сознания, и это во многом объясняется спозиции культурно-исторической. Со времени XV века, когда Рафаэль прираскопках в гротах (подземельях древнеримских зданий) обнаружил настенныеузоры с фантастическими орнаментами, где растительные побеги сплетались счеловеческими фигурами, прошел не один век. Сменялись эпохи, явлениефантастическогопереходазапределыдействительностипо-разномуосмысливалось философами, искусствоведами и литературоведами, но и внастоящее время теория и история бытования гротеска активно исследуются24отечественными и зарубежными учеными.
Так, в мае 2004 года в Российскомгосударственном гуманитарном университете (г. Москва) прошла международнаянаучная конференция «Гротеск в литературе», посвященная 75-летию профессораЮ. В. Манна, в работе которой принимали участие ученые из России, Италии,Канады, Германии, Швейцарии. Исследователи на примере анализа произведенийнескольких эпох доказали, что гротеск является одним из востребованныххудожественных приемов.
Разумеется, некоторые вопросы остались открытыми,спорными или рассмотренными недостаточно, что проявилось в вариативностидефиниций самого понятия и отождествлении его с другими художественнымиприемами и явлениями.Мы остановимся на подробном рассмотрении эволюции данного типахудожественной образности для того, чтобы подобрать комплекс наиболееэффективных методических средств при формировании понятия, поискеоперационального его определения, выявлении признаков, свойств и функций,отделении от смежных явлений.Как явление гротеск возник на основе архаических мифов, относящихся кпериоду хтонизма.
Известно, что для мифологического мышления характеренстрах перед «хаотическим нагромождением природных явлений, которые все ещеостаются непонятными, ужасающими, всесильными» [Лосев, 1957: 16]. Этоощущение получило выражение в создании образных представлений о некихсилах, наделенных фантастическими свойствами, совмещающими в себе чертычеловеческого, животного и растительного мира (Химера, Сфинкс, кентавр и т.д.).В классический период, по мнению М. М.
Бахтина, гротеск вытесняется запределы официального искусства, продолжая функционировать в областисмеховой живописи и смеховой литературы карнавального типа. Однако«эстетическая и искусствоведческая мысль античности развивалась в руслеклассической традиции, и потому гротескный тип образности не получил ниустойчивогообобщающегоназвания,осмысления» [Бахтин, 2010: 41–42].нитеоретическогопризнанияи25Слово «гротеск» (итальянское «la grottesco» от «grotto» – грот, пещера)употребил Рафаэль при раскопках дворца Нерона в Риме в XV веке, им былиназваны необычные орнаменты, приемы построения которых в дальнейшемхудожник использовал при росписи «Лоджий» в Ватикане. Этот орнаментпоразилсовременниковнеобычнойпричудливойигрой,сплетениемрастительных, животных и человеческих форм, порождающих друг друга,отсутствием привычной статики.
«Движение перестает быть движением готовыхформ – растительных и животных – в готовом же и устойчивом мире, апревращается во внутреннее движение самого бытия, выражающееся в переходеодних форм в другие, в вечной неготовости бытия. В этой орнаментальной игреощущается исключительная свобода и легкость художественной фантазии»[Бахтин, 2010: 43]. Как вид пластического искусства гротескный тип живописи искульптуры существовал до XVIII века в Европе.В контексте литературного творчества понятие «гротеск» впервыепоявилось в «Опытах» М. Монтеня (1580), где была проведена аналогия сархитектурным орнаментом.