Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
<…> Из всех черт человеческого лица вгротескном образе тела существенную роль играют только рот и нос. <…>Формы головы, уши и тот же нос приобретают гротескный характер лишь тогда,когда они переходят в звериные формы или в формы вещей. Глаза же вовсеникакой роли в гротескном образе лица не играют. Гротеск имеет дело только свыпученными глазами, так как его интересует все, что вылезает, выпирает иторчит из тела, все, что стремится прочь за пределы тела.
В гротеске особоезначение приобретают всякие отростки и ответвления, все то, что продолжаеттело и связывает его с другими телами или с внетелесным миром. Гротескноелицо сводится, в сущности, к разинутому рту, – все остальное только обрамлениедля этого рта, для этой зияющей и поглощающей телесной бездны»[Бахтин, 2010: 339–340].М. М. Бахтинанализировалгротескспозициимировоззренческихориентиров смеховой культуры средневековья и Возрождения, объясняяпроисхождение данного явления через феномен карнавализации, превращениястрашноговсмешное,выделялгротескамбивалентный,сатирический,трагический, указывая на их различие по содержательным контрастам и наличиюопределенных признаков.31Ученыйвиделдиалогическуюприродуфеноменакакединствапротивоположностей. Амбивалентность гротеска, как отмечал М.
М. Бахтин,обладала огромною творческою жанрообразующею силой. Он «захватывал ипостигал явление в процессе смены и перехода, фиксировал в явлении оба полюсастановления в их непрерывной и зиждительной, обновляющей сменяемости»[Бахтин, 2002: 185]. Исследователь также определял гротеск как «несмеющийсясмех» сатиры, полагая, что это явление есть его функциональность.В работах последних десятилетий [Дормидонова, 2008; Юрков, 1997, 2003и др.] гротеск соотносится с этапами формирования модуса ментальности,актуализациямоментамиобращениявисториикданномукультуры,понятиюкоторыеобъясняетсявыражаютсяпереходныминетольковправдоподобных, но и в условных художественных формах.Понимая произведения искусства как некие модели ментальности,исследователи указывают на особую роль гротеска в периоды общественныхдеформаций, формируемые новым типом сознания, новой системой взглядов,ознаменованные или «верой в преобразовательные силы человека, в егоспособность создавать и утверждать себя в мире» [Шапошникова, 1978: 155], илиже, наоборот, осознанием краха прежних ценностных структур.
Выделяяренессансный,романтический,реалистический,модернистскийипостмодернистский гротеск, ученые соотносят каждый из этих видов «сопределеннымтипомсознания,наосновекоторогопроисходитмиромоделирование» [Дормидонова, 2008: 162].В контексте смены ментальных и художественных парадигм гротеск, помнению С. Е. Юркова, «выступает как прием адаптации хаоса, как егоэстетическая и психологическая сублимация» [Юрков, 1997: 160]. Через«гротескное окно» в альтернативный мир просвечивается опасность стабильностичеловечества.Многимиисследователямиотмеченаструктурно-семантическаяизменчивость данного явления [Геллер, 2004; Тюпа, 2004; Юрков, 2003]. «Гротеск32– не определившееся жанровое единство, это «пафос», модус письма,передающий некое видение мира и способный работать во всех соединениях»[Геллер, 2004: 24].С позиции семиотики гротеск рассматривается как особый вид письма,создающий знаковое сообщение на языках разных художественных систем,общий принцип которых строится на отсылке к внешнему, к плану выражения, кформе и ее модификациям: в структуре образа, композиции, хронотопе, стиле.Гротеск проявляется на уровне художественных образов, соединяя разнородныеэлементы, на сюжетно-композиционном – в процессе сдвига композиционныхпланов, добавления невероятных сюжетных поворотов, на пространственновременном – с сужением или сдвигом плоскостей, различными деформациямихронологии, на уровне языка – как нарушение стилистической сочетаемости исемантическойвалентностислова,нормязыка,окказиональности,«несоответствие тона повествования содержанию» [Николенко, 2012: 7].Гротеск существует и как «форма антиповедения» [Юрков, 2003],создающего пространство антимира, дисгармонии как источника трагическогопереживания.
Состояние неприязни, страха, вызванного гротескным образом,вытесняет комизм, придавая его образу чудовищность. Он потрясает, пугает,шокирует, «стремится «возбудить» равнодушных зрелищем странным и чудным»[Панченко, 1984: 85]. Свойство переходности, гибкости гротеска отчетливореализуется в колебаниях между комическим и трагическим, разработка мотивовпоследнего связана с изменениями эстетического сознания, когда нарушениегармонии несет значение разрушения, краха.Семиотичность гротеска заключается в его «переводимости» [Барт, 2003],возможности перекодировки на другой художественный язык, со словесного навизуальный и наоборот, ибо феномен гротеска масштабен, он захватывает всесферы искусства. Вербальные и визуальные знаковые его признаки можновыделить в числе элементов художественного языка сатиры.33В системе научных концепций формальной школы гротеск понимается какприем остранения, выводящий восприятие из режима автоматизма, особый способвидения [Шкловский, 1983; Зунделович, 1995], а с позиций учения о семиосфере[Лотман, 1992: 11] – как код мировой культуры, входящий в сумму знаков,символов, расшифрованные смыслы которых формируют иерархию ценностей,систему представлений человека о мире и осознании себя относительно них.Как часть категории безобразного, гротеск находится на пограничномуровне, он «ни субъект, ни объект» [Кристева, 2003: 36], и это связывается сизменением восприятия и погружением читателя/зрителя в то состояние сознания,в каком порождаются новые значения и новое видение вещей и явлений.Семиотическое функционирование гротескараскрывается через егоотношение к смыслу.
«В культурно-семиотическом плане гротеск представляетсобой изображение (визуальное, вербальное или речевую фигуру), отражающеесобой один из моментов движения смысла по пути к его утрате» [Юрков, 2003].Исходяизсказанноговыше,отметимто,чтогротеск–этокоммуникативное, изобразительное средство сатиры, требующее расшифровкизначений как на субтекстовом (общеязыковые значения), текстовом, надтекстовом(функции текстов в системе культуры) [Лотман, 1992: 138], так и на вербальном,визуальном и смысловом уровнях (Табл.1, 2).Таблица 1Уровни выражения гротеска в текстеСловесный уровень(вербальный)Изобразительный уровень(визуальный)Смысловой уровеньСловесные индикаторыгротескаИзобразительныеиндикаторы гротескаСмысловые индикаторыгротескаПрием избыточности фразы,тавтологииГрубое нарушение гармонииформы, пропорций тела,симметрииМорально-нравственная,духовная, телесная ущербностьАвторский неологизм, большоеколичество неожиданныхопределений, каламбурыДеформация, карикатурноеискажениеОснова гротеска – алогизм,несоответствие, намереннаядеформация34Сочетание несочетаемыхпонятий, парадоксальностьмыслиПротиворечиво воспринимается читателями/зрителямиАлогизмыИмеет двойственный характер:одно тело состоит из двухСостоит из оппозиций.Двойственный характерОксюморон, антитезаПризнак безобразногоИмеет оценочную,обличительную функциюРеализация метафорыГротеск – это незавершеннаяметаморфоза, перевоплощениеГротеск связан с социальнойиерархией, с концептамивласти, личностного, духовнонравственного статусаДинамиченПо принципам смежности гротеск можно соотнести с категориямипрекрасногометафоризации–безобразного,иприемамитрагическогосоздания–комического,неправдоподобияРисунок 1.
Гротеск и смежные категории и понятияформами(Рис.1).Таблица 2Уровни и признаки гротескаИспользуется в переломные моменты развития культурыХарактеренобновлениямс изжившимпериодамизменениякультуры,ееза счет противостояния или диалогаСловесные индикаторы:ИзобразительныеНадтекстовый уровень гротескаПрием избыточности фразы,тавтологииГрубое нарушение гармонииформы, пропорций тела,симметрииАнтитеза, оксюморон,алогизмы, каламбурыТекстовый уровень гротескаСочетание несочетаемыхпонятий, парадоксальностьмыслиДеформация, карикатурноеискажениеИмеет двойственный характер:одно тело состоит из двухРеализация метафорыПризнак безобразногоПодтекстовый уровень гротескаАвторский неологизм,большое количествонеожиданных определенийГротеск – это способизображения странного,ущербногоиндикаторы:Имеетоценочную,обличительную функциюМожет быть связан с социальнойиерархией, с концептами власти,потерей личностного, духовнонравственного статусаГротеск – это незавершеннаяметаморфоза, динамиченВ основном используется вобличении пороков, выявленииостросоциальных проблем36Подводяитогизложенномувпараграфе,отметим,чтоименнонеоднозначность толкования понятия «гротеск» обусловила наше обращение кистории возникновения данного феномена.
Семантика термина интерпретируетсяучеными по-разному, терминологические границы понятия время от времениразмываются: гротеск часто понимается слишком широко, что обусловленоисторически. Впервые слово «гротеск» было употреблено Рафаэлем не в качестветермина, поэтому не имело четких рамок понятия: «Гротеск древнее своегоназвания» [Геллер, 2004: 21].Вариативность понимания гротеска связана еще с тем, что в процессезаимствования в другие знаковые системы искусств транслировались тольковнешние признаки гротеска – анатомо-морфологические деформации.