Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 5

PDF-файл Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 5 Педагогика (55080): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах) - PDF, стр2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Размышляя над словесным искусством, французскийписатель и философ эпохи Возрождения попытался метафоризировать данноепонятие. В XVIII веке К. Флегель в работе «История гротескной комики» (1788),которую литературоведы по праву считают первым крупным исследованием вданной области, дал определение гротеска и выделил две его особенности какразновидности фантастики и совмещения контрастов.Гротеск стал одним из часто используемых приемов в эпоху романтизма, оносмысливался романтиками как категория философско-эстетическая и какхудожественный пример для выражения мировосприятия. Немецкий писатель ифилософ Ф.

Шлегель разработал некоторые положения теории романтическогогротеска в труде «Разговор о поэзии» (1800), а А. В. Шлегель, Ф. Шеллинг,И. Кант и Жан Поль называли гротеск «свободной красотой», «уничтожающимюмором», выделяя связь комического и трагического.26Отдельную группу исследований занимает рассмотрение гротеска в рамкахэстетики с позиции столкновения представлений о прекрасном и безобразном, гдеданный художественный прием «визуализирует» контраст по отношению кэстетическому идеалу: суть его амбивалентного характера – в сочетании красотыс безобразием.Согласно идеям Фомы Аквинского, компонентом прекрасного наравне спропорциональностью и ясностью является целостность, «ибо через нее вещьдолжна явить все свойства, сообщенные материи ее формой» [Аквинский, 2002:71].

Как правило, гротескный тип строится посредством нарушения законовпропорциональности и целостности, в результате чего образ приобретаетуродливые черты, неприятную и отталкивающую наружность. Не зря гротескнаиболеечастосоставляетособенностьпоэтикимногихсатирическихпроизведений. С помощью гротескной изобразительности художник утрируетнравственные изъяны человеческой натуры, преувеличивает их, выводит из планавнутреннего во внешний, видимый, воплощает в образе с нарушеннойанатомической целостностью, тем самым выделяя в персонажах отвратительное,неестественное и приближая их к области безобразного, того, к чему, пообыкновению, испытывается неприязнь. Как писал Ницше, «…ничто небезобразно,кромевырождающегосячеловека…<…>Еслиповерятьфизиологией, то все безобразие ослабляет и огорчает человека. Оно напоминаетему о гибели, опасности, бессилии.

<…> Когда человек вообще подавлен, то ончует близость чего-то “безобразного”. <…> Предпосылки к этому в невиданномизобилии содержатся в инстинкте. Безобразное понимается как намек навырождение и его симптом: что хоть самым отдаленным образом напоминает овырождении, то вызывает в нас суждение “безобразно”. Каждый признакистощения, тяжести, старости, усталости, всякого вида несвобода, как судорога,паралич, прежде всего запах, цвет, форма разложения, тления, хотя бы даже всамом разреженном виде символа, – все это вызывает одинаковую реакцию, всеэто “безобразно”» [Ницше, 2009: 20].27В ХVIII веке анализ гротеска в рамках эстетических теорий нашелотражение в работах немецких писателей и философов, что берет свое начало, пословам В.

Б. Байкеля, с трактата Мезера «Арлекин или защита гротескнокомического» [Байкель, 1994].В XIX веке немецкие и французские исследователи главным признакомгротеска считали проявление фантастического. Резюмируя их работы, можноотметить, что они трактовали данное понятие как контрастность в любых формах(А. Ботц, И.

Фолькельт) или как фантастику и неестественное преувеличение (К.Флегель, Ф. Шлегель, Ф. Фишер), однако не всегда отличали гротеск от смежныхявлений.В. Гюго в предисловии к «Кромвелю» (1827) так определял место гротеска вэстетике: «Гротескное есть лишь как бы передышка, мерка для сравнения,исходная точка, от которой поднимаешься к прекрасному с более свежим ибодрым чувством» [Гюго, 1956: 89]. Т. Готье в книге «Гротески» объяснялпоявление данного феномена путем совмещения контрастов в искусстве:прекрасного и ужасного, возвышенного и низменного – иными словами, онсчитал основой гротеска закон оппозиции.

Теория гротеска получила своедальнейшее развитие в работе В. Кайзера «Гротеск. Его становление в живописии поэзии» (1957), автор которой осмысливал содержательные особенностигротеска, характеризуя его как контраст, отчужденный мир. По словамисследователя, создание гротесков – это игра с абсурдным.В российских справочных изданиях XIX века гротеск определялся как нечтопричудливое и фантастическое. Обнаружил связь гротеска с глубиннымивопросами жизни и внешними проявлениями, связанными со сферой шутовства,подчеркнув двойственность данного понятия, В. Г. Белинский в своей статье«О русской повести и повестях г.

Гоголя».В XX веке актуализировался интерес к гротеску как к способу выраженияидей,неимеющих«внешнепланового»содержания,икаккформемироощущения. Многие литературоведы, рассматривая гротеск как способ28создания образов, выдвигали на первый план изучение структурных критериев,иными словами, исследовали поэтику гротеска. Б. М.

Эйхенбаум в статье «Каксделана “Шинель” Гоголя» (1919) определял гротеск по его функциональности,утверждая, что он использовался «не с дидактической и не с сатирической целью,а с целью открыть простор для игры с реальностью, для разложения и свободногоперемещенияееэлементов,такчтообычныесоотношенияисвязи(психологические и логические) оказываются в этом заново построенном миренедействительными, и всякая мелочь может вырасти до колоссальных размеров»[Эйхенбаум, 1969: 306–326]. Поэтому на фоне созданного гротеском стиля«малейший проблеск настоящего чувства» смотрится более выразительно,приобретая вид чего-то потрясающего, даже предметное описание вещейгиперболизируется гротеском.

«Ясный прием гротескной композиции – выставитьв преувеличенных подробностях детали, а то, что, казалось бы, заслуживаетбольшего внимания – отодвинуть на задний план» [Эйхенбаум, 1969: 323].В. В. Виноградов в своей работе «Натуралистический гротеск. Сюжет икомпозиция повести Гоголя “Нос”» анализировал гротескный мир черезсемантико-синтаксическиесвязи.ХарактеризуягротескГоголякакмир«фантастической чепухи», ученый выделял «семантический путь» тропов впространстве гротескного сюжета и игру переносными значениями слов.Исследовательрассматривалгротесквисторико-культурномконтексте,раскрывая механизм перехода фактов реальной жизни в художественнуюфантастику.Анализируя сущность данного понятия, Я.

О. Зунделович в книге «Поэтикагротеска» (1925) отмечал, что в нем «утрируется какое-нибудь явление путемперемещенияплоскостей,вкоторыхэтоявлениеобычностроится»[Зунделович, 1925: 67]. З. С. Ефимова в статье «Проблемы гротеска в творчествеДостоевского» (1927) определяла прием как «резкий неожиданный срыв, излом,смещение некомического в плоскость смешного», причем фантастичность, помнению исследователя, являлась частным случаем гротеска [Ефимова 1927: 149].29В связи с вопросами правомерности использования условности вреалистическом искусстве в 1950-е годы вновь актуализировался научныйинтерес к осмыслению гротеска. Г. А. Недошвин в работе «Очерки теорииискусства» связывает возникновение данного понятия с употреблением влитературефантастическихформвкачествехудожественногоприема:структурный принцип гротеска проявлен в деформации, которая «осуществляетсяв целях наиболее наглядного обнаруживания скрытой сущности уродливого всамой жизни», потому что гротеск необходим «открытому изображениюсоциальной жизни со всеми ее конфликтами, трагедиями, противоречиями»[Недошвин, 1953: 188], он есть средство «преувеличения, заострения образа вцелях наиболее полного выявления его типичности» [Там же: 215].А.

С. Бушмин и Ю. Б. Борев выделяли в гротеске фантастичность, крайнююстепень деформации, резкое нарушение границ правдоподобия, реальности иусловности. По мнению ученых, «гротеск приобретает реалистическое значениетолько тогда, когда он подчиняется более широкому признаку реалистическойобразности – воссозданию жизни во всей ее конкретно-чувственной полноте»[Бушмин, 1964: 219].В работах Ю. В. Манна гротеск представлен как принцип типизации, а неотдельный прием, исполняющий служебную роль. Он имеет «содержательную,идейнуюфункцию–служитхудожественному,образномупознанию,осуществляемому особыми средствами» [Манн, 1966: 7].

Гротескный образразвиваетсяв зависимостиот предмета художественноготворчества имировоззрения художника. Ю. В. Манн разграничивал реалистический имодернистский гротеск, указывая на его предметность и вещность. Основойданного понятия он считал алогизм.Д. П.Николаевсчитал,чтофантастикаявляетсяобязательнымсодержательным элементом гротеска [Николаев, 1968: 84]. В работе «СатираЩедрина и реалистический гротеск» (1977) автор прослеживал историюгротескной образности в литературе XIX века.30Особый вклад в теорию гротеска принадлежит литературоведу и философуМ.

М. Бахтину. В своей работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековьяиРенессанса»(1965)исследовательстремилсявыявитьуниверсальный критерий для определения данного понятия, указывая на «наличиев образе двух разноплановых элементов, находящихся в состоянии еще незавершенной метаморфозы» [Бахтин, 2010: 31]. По мнению М. М. Бахтина,грандиозное влияние на появление гротеска оказывал космический «страх передбезмерно большим и безмерно сильным», перед силами и стихийностью природы,в народной культуре преодолеваемый смехом, отелесниванием природы икосмоса. «В основе гротескных образов лежит особое представление о телесномцелом и о границах этого целого.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее