Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
<…> Мышление – это движение мысли, раскрывающеесвязь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.Мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, иобобщенное познание объективной реальности» [Рубинштейн, 2002: 384].Постигая окружающую действительность посредством зрения и слуха, человековладеваетпредметнымсодержаниемзнания,чтоявляетсярезультатом43рассудочной деятельности, которая свойственна только научному мышлению. Пословам С. Л. Рубинштейна, «мысль расчленяет восприятие и выделяется из него»[Рубинштейн, 2002: 442].На предварительном этапе мышление можно назвать «ситуативным»,эмпирическим. На новом этапе в систематизированном, предельно обобщенномсодержании знания, добытого опытным путем, мысль, обретя опорные точки,начинает двигаться по установленным связям от случайных совпадений ксущественным. Именно этот процесс оказывает влияние на выведение ребенкомумозаключений и на его мышление в целом.Надо отметить, что действие по выполняемым им функциям проходит триэтапа: ориентировочный, исполнительный и контрольный.
В теории поэтапногоформирования умственных действий П. Я. Гальперин выделяет насколько стадий:• этап формирования мотивационной основы действия (происходитзнакомство с содержанием учебного материала);• выполнение действия во внешней форме с реальными предметами(в ходе чего появляется операциональная схема действий);• этап проговаривания вслух;• проговаривание про себя;• этапвнутреннейречи–завершающийэтапформированияумственного действия.Исследуя формирование научных понятий, Н.
А. Менчинская подчеркивает,что процесс усвоения понятия не может быть осуществлен вне его применения вдеятельности. Лишь в этом случае содержание понятия усваивается в егосущественных связях и отношения. «В процессе применения знаний не толькораскрываются новые существенные стороны фактов и явлений, не замеченныеранее, но и вырабатываются приемы мыслительной работы, создается умениемыслить» [Менчинская, 1989: 20].Поскольку учащийся является и объектом, и субъектом учебной ситуации,необходимо не только управлять мыслительными процессами извне, но и44организовать рациональное самоуправление в процессе обучения. Именно этообстоятельство влияет на отношение ребенка к учебной и практическойдеятельности через его самостоятельную работу. Таким образом, с точки зренияпсихологии, формирование отвлеченного понятия происходит в несколько этапов,включающих:• восприятие нового учебного материала;• осмысление,подразумевающееглубинныйпроцесспониманиявнутренних связей и отношений;• запоминание;• применениеусвоенногоматериалавсвоейпрактическойдеятельности.Стоит отметить, что некоторые ученые, говоря о содержании иформированиипознавательнойпонятий,определялидеятельностисопоследнеесложнойкакинтегральныймногоуровневойитогструктурой,включающей в себя обобщенное и абстрактное знание наравне со зрительными идругимичувственно-сенсорнымипредставлениями.ИменнопоэтомуМ.
А. Холодная выделяла две стороны процесса обучения: усвоение понятий иобразование понятий как когнитивных структур. Результатом данного процессастановитсявыстраиваниевментальномопытеребенкапонятийныхпсихологических структур. «С психологической точки зрения образованиепонятий – это процесс превращения определенных единиц объективносуществующего знания в субъективные ментальные структуры, существующиеуже «внутри» опыта человека в качестве психических новообразований»[Холодная, 2002: 226]. Понятийные психические структуры, по мнениюпсихолога, – это «интегральные когнитивные образования, психическимматериалом которых являются три модальности опыта: словесно-речевая,визуальная и чувственно-сенсорная» [Холодная, 2002: 226].
Из чего можнозаключить, что познавательный процесс невозможен без визуального опыта, безрепрезентации опыта через визуализацию.45Исследователи в области когнитивной психологии установили общиезакономерности и взаимозависимость между восприятием и деятельностью какэффекторными компонентами перцепции и определили, что «зрительныеощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силенмоментчувственногосозерцания.Зрительныевосприятия–наиболее«опредмеченные», объективированные восприятия человека», поэтому ониоказывают большое влияние на процесс познания и на практические действиячеловека [Рубинштейн, 1989: 227].Исследуя онтогенез человеческого поведения, психологи установили, что нараннихстадияхразвитияребенканевозможноразделитьперцептивные,мыслительные и исполнительные акты.
На следующей же ступени онтогенезазрительная система доминирует на перцептивном уровне «благодаря свойстваминтеграции и преобразования сенсорных функций, переводу сигналов любоймодальности на предметно-пространственные схемы, то есть визуализации всегочувственного опыта в целом» [Ананьев, 1996: 86]. Воспринимая ритмокружающейреальностичерезнаиболеезначимыйисточникполученияинформации о мире – зрение, в процессе филогенеза человек формируется как«существо оптическое» [Рубинштейн, 1989: 227]. Практическим подтверждениемданных выводов может служить воспоминание основателя гештальт-психологииМ.
Вертгеймера о том, как он после шести недель напряженной работы развилспособность визуализировать сложные пространственные образы, мысленнообъединяя и сопоставляя их [см.: Вергтгеймер, 1987]. Итак, именно образное иливизуальное мышление является средством формирования замысла, идеи,гипотезы, схемы перехода к новому образу.Рассматривая художественное восприятие как динамичный творческийпроцесс, а не пассивный созерцательный акт, американский психолог Р. Арнхеймполагал,чтозрительноевосприятиеимеетпродуктивныефункции,конструирующие визуальные модели, оно, по сути, является чувственныманалогом интеллектуального познания. По мнению исследователя, в акт46восприятия входит процесс «активного зондирования, выбора, схватываниясущественныхчерт,упрощения,комплектации,исправления,абстрагирования,сравнения,решенияанализазадач,исинтеза,комбинирования,разделения и включения в контекст» [Арнхейм, 1974: 59].
Сам же механизмвизуального мышления функционирует с опорой на структурные единицы –«визуальные понятия», содержащиеся в различных жанрах искусства. В результатеработы визуального мышления формируется процесс обработки информации взрительной памяти, состоящий из функциональных блоков (сенсорного регистра,иконической памяти, сканирования, опознания, оперирования образами) и блокасемантической обработки (извлечение и придание смысла) [См.: Зинченко, 2010:230].Визуальное мышление связано со способностью творческого решения задач,потому как оперирует и визуальными, и языковыми, логическими средствами и«представляет собой диалог двух семиотических систем – понятийной и образноиконической.
Через определение взаимодействия образного и вербально-логическогов познании раскрывается проблема диалогизма мышления» [Лагун, 2009: 22].Анализируя опыт психологов и педагогов, рассматривающих механизмыработы визуального мышления у детей младшего школьного возраста истаршеклассников,Н. Г.МолодцоваиА. В.Лагунособовыделяютихфункциональность как неотъемлемую часть мыслительных процессов, как«продукт» умственных действий.Синтетический характер визуального мышления способствует переводувизуальных образов в вербальные при изучении гротеска, активизирует восприятие,представляя в наглядной форме особенности данного художественного явления.Развитиевизуальногомышленияактивновлияетнаментальныевозможности восприятия литературы, образные структуры которой создают всознании читающего впечатление «зримости».Художественный гротескный тип отличается наличием авторской установкина создание определенных зрительных ассоциаций.
К тому же, как отмечает47В. Ф. Петренко, некоторые тропы, понятия теории литературы, заключающие всебе функцию метафоризации, являются формами «ментальных операций,связанных с работой по порождению, преобразованию и трансформации смысловхудожественной реальности» [Петренко, 2011: 20]. Гротеск, наряду с ними,обладает визуальной семантикой. «Мозг как бы стремится на основе восприятияодноймодальностиреконструироватьцелостныйинтермодальныймир,обеспечивая многомерность восприятия» [Петренко, 2012: 60]. Это ярко отраженов художественном языке, содержащем множество метафорических конструкций,свидетельствующихофеноменесинестезии.Метафоравзаимодействие двух смысловых пластов (визуальногоподразумеваетили вербального,слухового или тактильного) внутри одного слова или выражения.