Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
В то жевремя гротеск – это еще и «аналитическая категория» [Невярович, 2014: 18],характеризующаяся установкой на рефлексию, раскодировку символическихзначений.В современной науке данное явление принято рассматривать в контекстетеоретической, исторической поэтики и эстетики. Исторический подход связан сосменой культурно-исторических форм сознания в рамках ментальной картинымира и рассматривает гротеск как рецептивный и когнитивный феномены,теоретическаяпоэтика–каксемиотическоеобразование,эстетика – какамбивалентное сочетании красоты с безобразием.Гротесковые модели мышления характерны и для современной культуры.Гротесковый сдвиг связан с выходом мифологического сознания на доминантныйуровень, обуславливающий появление гротесковых физиологем.
Нарушениеустоявшихся в обществе представлений, художественных канонов и норм,физиологизация становятся средствами «выражения определенного ценностноориентированного отношения художника к феноменам духовным» [Дормидонова,2008: 162].Потребность в гротеске связана с переломными моментами развитиякультуры, с ее обновлением, появлением принципиально нового, вступающего со37старымвотношенияпротивостоянияилидиалогапосредствомхаоса,разрушающего привычные основы бытия и угрожающего тем самым культуре.Всеэтифункцииоднозначность,выполняетиспользуяоппозиционностиигротеск,признакипреодолеваяоднолинейностьпротиворечивости,антидогматичности.Виизменчивости,причудливых,странныххудожественных формах выражается странность мира, ее чужеродность, которая«свидетельствует, что человек столкнулся с неизвестным, неподдающимсяобъяснению».Чуждыйобъект,«компонентабсурдизации»,противостоиткультуре как организованной целостности» [Юрков, 1997: 160].В процессе разработки методической модели формирования данногопонятия в системе школьного преподавания литературы необходимо учитывать,что гротеск реализуется на уровнях текста – ментальном (создает в сознаниизрительный образ) и вербальном и активно используется всеми видами искусств.Возникнув как прием в изобразительном искусстве, гротеск перешел в литературу,сохранив визуальные свойства.Гротескухарактерналогикаобратности,диалогическаяприродадвойственности, семантическая двуплановость.
В его основе – закон оппозиции.Гротеск структурно дихотомичен, он выражен вербальными и визуальнымирепрезентациямидеформацийвтекстах(личностныхискусстваиииспользуетсяобщественных),дляразличныхизображениянеразрешимыхпротиворечий, возникающих в кризисные эпохи перехода, становления культуры.Универсальнымкритериемявляетсято,чтовгротескномобразеприсутствует наличие двух разноплановых элементов, находящихся «в стадиинезавершенной метаморфозы» [Бахтин, 2010: 31].Признаками гротеска можно назвать чрезмерное преувеличение, алогизм,парадокс,амбивалентность,элемента,оппозиционность,семиотичность,визуальность,иносказательность,выражающуюбиполярностьналичиеборьбупротивоположностей,динамизм,сдвоенность, переходность, дихотомичность, оценочность.фантастическогодвуплановость,38В рамках изучения литературы гротеск может соотноситься с понятиями«гипербола», «сатира», «фантастика», «карикатура», «абсурд», «парадокс»,«алогизм», «иносказание» (Рис.1).1.2.
Психолого-педагогический аспект формирования понятийного ивизуального мышления учащихсяВ педагогическом сообществе в последнее время все чаще говорят онеобходимости создания инновационных методических моделей и примененииальтернативных технологий, что, в первую очередь, связано со сменой стандартови реформированием системы образования в целом.
Принятие радикальных меробусловлено состоянием социокультурной реальности, а также глобальнымипеременами в сознании людей и культуре XX века, когда аристотелевская системазнаний, служившая фундаментом преподавания наук до наступления техническойэры, стала неактуальной. До XX столетия классический метод гуманитарногопознания строился по принципу дедукции, «ступенек», когда от ядрафундаментальных понятий знания выстраивались с учетом логических переходовот общего к частному. «Двигаясь от одного узла сети знаний к другому, каждыйакт познания проходил через ряд жестко связанных между собой этапов, и «экранзнаний» напоминал тогда по своей фактуре паутину или ткань, прочносоединенную поперечными нитями» [Моль, 2005: 44].
Вот почему в процессеобучения «соединительных тканей» становилось больше, они уплотнялись,образуя прочную и крепко связанную структуру.Анализируя состояние общественной мысли второй половины XX столетия,французскийкультурологисоциологА. Мольотмечаетспособностьсовременного человека изучать мир, руководствуясь методом проб и ошибок и неосознавая целостности знаний. В этих условиях и причины, и следствияоткрываются одновременно, в результате случайности, поэтому совокупностьзнаний носит хаотичный характер и определяется статически.
Таким образом,фактура«экраназнаний»,претерпеваясильныеизменения,обладает39информационной фрагментарностью. Картина мира складывается из обрывковобширного информационного потока, связывающихся случайными связями иотношениями. При этом отдельные фрагменты не образуют структуры, нообладают большой силой сцепления. Все это и определяет мозаичность сознаниясовременного человека.«Мозаичная», или «клип-культура» (Э. Тоффлер) состоит из случайных,соприкасающихся, но не систематизированных фрагментов, «где нет точекотсчета, нет ни одного подлинного общего понятия, но зато много понятий,обладающихбольшойвесомостью(опорныеидеи,ключевыеслова)»[Моль, 2005: 45]. По вполне справедливому мнению философа Жана Бодрийяра, вмире все больше и больше информации, но все меньше и меньше смысла.Этот процесс в значительной мере оказывает воздействие на формированиене только спонтанных («житейских» по Л.
С. Выготскому) понятий, но инаучных. Обучение не воспринимается детьми как труд, требующий волевыхусилий, развивающий способность концентрироваться на мыслительном процессепри чтении или решении учебных задач. Клиповая культура формирует особуюформу восприятия – «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping – переключениеканалов телевизора): новый образ создается в сознании из обрывков текста ифрагментов впечатлений в момент безостановочного переключения каналовтелевизора, перелистывания страниц в Интернете, он не требует рефлексии,работы воображения, осмысления.
Такой операциональный механизм восприятиястановится привычным и, начиная действовать в образовательном процессе,приводит к рассеянности и плохому «сцеплению» знаний. Поэтому, анализируямышление современных подростков, психологи часто говорят о мышлении«мозаичном», «клиповом», «прерывистом». Дети Интернет-поколения Z могутделать уроки, одновременно слушая музыку и общаясь в социальных сетях.Процесс работы с информацией в их сознании строится с учетом особенностейинтуитивного мышления, таких как «нечувствительность к противоречиям,40привычка строить субъективные связи и отношения, не существующие вобъективном мире» [Фрумкин, 2010: 28].Усиление воздействия технических средств бросает вызов педагогическомусообществу, поэтому в последнее время ощущается острый дефицит практик иметодов,помогающихформироватьнавыкиобработкииосмысленияинформации.
В кризисном для гуманитарных наук состоянии возрастает рольлитературного образования. Постигая богатство искусства слова, читательвовлекается в творческий процесс личностного восприятия и осмыслениявнешнего, окружающего мира, и своего, внутреннего, поскольку чтение – этоособый вид человеческой деятельности. Школьники не просто осваивают системузнаний, изучая предмет, в это время происходит углубленное художественноеосвоение искусства, сопряженное с личным эмоциональным и эстетическимпереживанием,активизациейформированиеммыслительнойобщечеловеческихдеятельности.ценностныхСправедливооснов,утверждениеЭ.
В. Ильенкова, что ум не роскошь, а гигиена духовного здоровья, которая важнатак же, как здоровье физическое. «Но далеко не каждый, даже весьмаобразованный человек понимает, что ум, умение мыслить, способность умелодумать – не врожденное свойство, не дар природы, а именно умение»[Ильенков, 1991: 21].Современные психологи предупреждают, что недооценка роли различныхформ мышления может привести к нереализованности процесса обработкиинформации и усвоения знаний. Поэтому, планируя уроки, необходимо не толькоосновываться на гуманистических и эстетических установках педагогическоговоздействия, но и учитывать особенности развития психики ребенка, принципыстановлениявысшихпсихическихфункций,культурно-историческуюобусловленность формирования высших форм мышления, которые разрабатывалисьЛ. С.
Выготским. Учет данных факторов позволит реорганизовать учебныйпроцесс, сделав более эффективной систему обучения.41К сожалению, сформировавшийся на рубеже XX – XXI веков мозаичныйтип культуры ослабил понятийный аппарат мышления современного человека. ПоданнымлабораториисоциальнойпсихологииСанкт-Петербургскогогосударственного университета и центра «Диагностики и развития способностей»,мониторинг интеллектуального развития школьников и студентов показал, чтосформированность понятийного мышления у них слабая: меньше 20 %испытуемых продемонстрировали нужный результат [см.: Ясюкова, 2005].Вышеприведенные данные вызывают опасения, потому как затруднения,связанные с понятийным мышлением, отрицательно влияют на процесс обученияв целом. Безусловно, умение мыслить понятиями – высшая психическая функциячеловека, развитие которой обусловлено не законами физиологическогосозревания, а лишь культурно-историческим «взрослением», ибо формируетсяона в процессе учебной деятельности ребенка и овладения им научными знаниями.Проблема формирования отвлеченных понятий получила отражение вцеломрядепсихолого-педагогическихисследованийЛ.
С. Выготского,П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна и др. Характеризуяприродупонятийногомышления,ученыеуделялибольшоевниманиедефиниции самого термина «понятие». В гносеологической трактовке«понятие» определяется как познание объекта в единстве его признаков иотношений, оно является формой мыслительного отражения, «выступающей вкачестве общего принципа различения предметов и явлений по критериюпринадлежностиихнекоторомуобъективномуоснованию»[Ясюкова, 2010: 386]. Понятие рассматривается и как сущность явления, каквысшаяступеньобобщения,кактеоретическоепознание,котороепротивопоставляется познанию чувственному. Само понятие признаетсяотвлеченным образованием, законы существования которого отличны отзаконов функционирования образных структур.
Известно, что не существуетединичных понятий, они всегда образуют систему через подчинение родовомупонятию: правила образования понятия установлены еще Аристотелем, который42открыл иерархическое строение категорий. Формирование понятий происходитв процессе познания объективного мира, его «объективных естественных игуманитарных законов» [Ясюкова, 2005].По мнению Л. С. Выготского, понятийное мышление «всегда движется впирамиде понятий» [Выготский, 1982: 179].
Понятие возникает в результатеинтеллектуальной операции, а не игры ассоциаций. В его образовании участвуют«все элементарные интеллектуальные функции в своеобразном сочетании, причемцентральным моментом этой операции является функциональное употреблениесловавкачествесредствапроизвольногонаправлениявнимания,абстрагирования, выделения отдельных признаков, их синтеза и символизации спомощью знака» [Выготский, 1982: 179].«Понятие» Л.
С. Выготский определяет как «выделение сходных черт исовокупность этих выделенных общих признаков ряда сходных предметов»[Выготский, 1982: 179].Ученый выделяет следующие стадии формирования понятий у детей:• «поиск и отбор существенных характеристик предмета или явлений наоснове совершенно случайных признаков;• объединение в группы на основе общих объективных признаков;• отбор предметов в группы по их существенным признакам;• определение понятий с выделением в них наиболее общих исущественных признаков» [Выготский, 1982].Определяя путь формирования понятия, психологи утверждают, что «всякоемышление совершается в обобщениях, то есть идет от единичного к общему, отобщего к единичному.