Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Бахтина, Ю. Б. Борева, А. С. Бушмина, Л. М. Геллера,Т. Ю. Дормидоновой, Я. О. Зунделовича, Д. В. Кобленковой, Ю. В. Манна,Н. Ю. Невярович,Л. Е. Пинского,Г. А.В. Я.Недошвина,Проппа,Д. П.Н. Д.Николаева,Тамарченко,О. Н.Николенко,В. И.Тюпы,О. В. Шапошниковой, Б. М. Эйхенбаума, С. Е. Юркова и др. о знаковой природе ихудожественной функции гротеска;– исследования С. П. Лавлинского, В. Я.
Малкиной, Н. Д. Тамарченко,В. Е. Хализева и др. по проблемам визуального в литературе;– исследования Г. И. Богина, в которых рассматриваются принципыфилологической герменевтики;– исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской,С. Л.
Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, М. А. Холодной, Л. А. Ясюковой и др.,содержащие опыт осмысления проблем формирования научных понятий,понятийного, вербального мышления;– исследования Р. Арнхейма, М. Вертгеймера, В. П. Зинченко, посвященныепсихологическим основам визуального восприятия и визуального мышления;14– работы А. Г. Балыбердина, Г. И. Беленького, О. Ю. Богдановой,В. В. Голубкова, А. В. Дановского, Н. И. Кудряшева, М. А. Снежневской,Н. И. Прокофьева, М. А.
Рыбниковой, Л. В. Тодорова и др., посвященныеметодическим аспектам изучения теории литературы в школе;– работы С. А. Зинина, Г. Н. Ионина, Л. И. Коноваловой, В. Г. Маранцмана,Е. С. Романичевой И. В. Сосновской, В. Ф. Чертова, Е. Р. Ядровской и др.,посвященныепроблемамгерменевтическогоподходавлитературномобразовании;– статьи и монографии Г.
Л. Ачкасовой, Т. Г. Браже, В. С. Гречинской,В. А. Доманского, Е. Н. Колокольцева, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана,Н. Д. Молдавской, З. С. Смелковой, в которых рассматриваются особенностиреализации принципов интеграции литературы и изобразительного искусства;– исследования А. М. Антиповой, посвященные взаимосвязи теоретиколитературных понятий и эстетических категорий в школьном курсе литературы, иработы Е. В. Гетманской по проблемам работы с невербальными текстами,влияния мультимедийной среды на процесс чтения.Для реализации поставленных задач были определены следующие методыисследования:–теоретический:психологических,анализпедагогическихфилософских,источниковлитературоведческих,всоответствиисметодологическими установками данного исследования;– социолого-педагогический: анализ учебных программ, учебников,методических рекомендаций в аспекте исследуемой проблемы; разработкаметодической системы; наблюдения за процессом использования вербальных ивизуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирическихпроизведений; беседы с учениками и учителями; анализ и обобщение опыта попроблеме диссертации;– экспериментальный: организация и проведение констатирующего,обучающего и контрольного экспериментов;15–статистический: анализ и обобщение в процессе исследованияэкспериментальных данных.Организация и этапы исследования: эксперимент осуществлялся напротяжении семи лет с 2010 по 2017 год в средних общеобразовательныхучреждениях: гимназии № 3, лицее № 7, частной школе «Поколение» городаВолгограда.
В педагогическом эксперименте участвовал 161 учащийся 7 – 11-хклассов.Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов:Первый этап (2010 – 2011 гг.) содержал изучение литературоведческих,философских, психолого-педагогических, методических источников по темеработы; определение целей, задач, гипотезы, разработку теоретической базы исоставление программы экспериментальной части исследования; проведениеконстатирующегоэкспериментасцельювыявленияначальногоуровнясформированности у учащихся понятия «гротеск» посредством анкетирования,бесед с учащимися и учителями, наблюдения и анализа.Второй этап (2012 – 2015 гг.) был посвящен разработке методики,направленной на формирование у учащихся понятия «гротеск» с использованиемвербальных и визуальных средств его репрезентации, и проведению обучающегои контрольного экспериментов, в ходе которых была проверена эффективностьпредложеннойнамиметодики;анализупредварительныхрезультатовикорректировке обучающего эксперимента.Третий этап (2016 – 2017 гг.) предполагал доработку методическихрекомендаций, завершение обучающего и контрольногоэкспериментов,обобщение и анализ полученных результатов, оформление работы.Научнаяновизнадиссертационногоисследованиязаключаетсявследующем:•предложена, теоретически обоснована и экспериментально проверенаметодика формирования понятия «гротеск» с использованием вербальных ивизуальных средств его репрезентации при изучении сатирических произведений16с учетом семиотической природы данного явления и диалогического пересеченияего словесных и изобразительных признаков;•уточнены приемы изобразительного и словесного выражений гротеска,служащие его индикаторами в процессе аналитической рецепции художественныхтекстов (нарушение симметрии, пропорциональности, деформация; алогизм,избыточность фразы, оксюморон, антитеза, реализация метафоры);•выделены особенности гротеска (визуальность, биполярность), связанные сработой воссоздающего воображения и способностью за внешне выраженнымпланом увидеть знак и используемые в рамках развития интерпретационныхумений при анализе современных форм бытования искусства (энвайронмент, артперформанс);•определена функция вербальных и визуальных средств репрезентациигротеска,используемыхвкачествеинструментаанализасатирическихпроизведений, работа с которыми строится на основе принципов рецептивнойэстетики, структурно-семиотического метода и филологической герменевтики(различения первичной и вторичной рецепции вербального и визуального текста,понимания и интерпретации, герменевтического круга, вертикального контекста,фонового знания, декодирования, наращивания смысла, проблематизации,метасмысла, иконического знака, символа);•отмечены способы использования гротеска в современном искусстве,составившие методическую основу для развития умения анализировать реалииактуальный культуры постмодернизма (при создании в рамках современной модыгибридныхформкостюма,трансформирующихестественноестроениечеловеческого тела, а также как способ художественного конструированияпространства и времени в арт-практике энвайронмента);•предложены задания, ориентированные на развитие рецептивных ианалитических умений, связанные с анализом и интерпретацией художественныхпроизведений, включающие в себя традиционные (выделение ключевыхвербальных и визуальных точек предпонимания; сравнительно-сопоставительный17анализ вербальных и визуальных гротескных средств, бинарных оппозиций;создание словесных и изобразительных ассоциативных рядов и др.) испецифические («письмо автору»; прием «конструктор», предполагающийсоздание схемы понятия или восстановление литературного термина попризнакам; «пирамида признаков»; прием индикации или выявления словесных иизобразительных признаков-индикаторов понятия).Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:•проанализирована и раскрыта роль использования вербальных и визуальныхсредстврепрезентациигротескакакинструментаанализасатирическихпроизведений с опорой на научные исследования в области философии,литературоведения, психологии и методики преподавания литературы;•применительноканализусатирическихпроизведенийпроведеноразграничение гротеска со смежными теоретическими понятиями (гиперболой,аллегорией, фантастикой, сатирой, карикатурой), уточнены признаки гротеска(резкое преувеличение, неправдоподобие, динамизм, двуплановость, сдвоенность,переходность, оппозиционность, визуальность, дихотомичность, оценочность,алогичность), представляющие собой материал для школьного научногоисследования гротескной образности;•классифицированы словесные и изобразительные средства выражениягротеска в текстах, необходимые для детального анализа художественных образов(нарушениесимметрии,пропорциональности,деформация;алогизм,избыточность фразы, оксюморон, антитеза, реализация метафоры);•выявлены уровни функционирования гротеска (текстовый, подтекстовый,надтекстовый),обогащающиеинтерпретационнуюдеятельностьучащихсясмысловыми опорными точками для наблюдения и анализа над художественнымиявлениями;•определены условия рецепции гротеска школьниками (различение впроцессе эстетического восприятия прекрасного и безобразного, переход отсубъективнойкобъективной,аналитическойпозициивсматривания,18настраивание творческого ракурса видения, готовность к пониманию условнойреальности,символическоготекста),выявленычитательскиеустановки,затрудняющие восприятие гротескных образов (установка на развлечение,установка на пустое поглощение, а не осмысленное потребление информации,основанное на познавательном интересе);•описанорганизующийалгоритмструктурно-семиотическогоучебно-исследовательскую,анализапознавательнуюгротеска,деятельностьучащихся в рамках интегрированного изучения художественного произведения,продуктомкоторойстанетопределениеструктурыиобъемапонятия,формулирование дефиниции;•проанализированы подходы к анализу гротескной образности с позициирецептивной эстетики, структурно-семиотического метода (учет первичного ивторичного восприятия гротескных образов на начальном этапе анализа,направляющее мыслительную деятельность в сторону выявления вербальных ивизуальных средств, последующего декодирования, осмысление их знаковойприроды) и филологической герменевтики (понимание и интерпретациягротескной образности классических сатирических произведений и сравнение стакими примерами современного искусства, как арт-перформанс и энвайронмент);•охарактеризованы этапы реализации методики формирования теоретико-литературного понятия «гротеск» на уроке литературы, включающие:1)на вступительных занятиях – применение приемов, снимающихблокировку восприятия гротескных образов и вызывающих интерес к разгадкезашифрованного смысла, что позволит выделить вербальные и визуальные точки«предпонимания» и сформулировать вопросы к непонятному месту в тексте илипрояснить семантику слова;2)на этапе анализа текста – выделение вербальных и визуальныхиндикаторов,бинарныхоппозиций,созданиесловесно-изобразительныхассоциативных рядов, разделение их на наиболее важные или второстепенные длявыстраивания «пирамиды признаков» гротеска, создание схемы понятия для19проведения сравнительно-сопоставительного анализа гротескных образов влитературном произведении и произведении изобразительного искусства,составление словаря символики цветов текстов и иллюстраций;3)на заключительном этапе – создание схемы «круг понятий» дляразличения смежных явлений; вербальных и визуальных сценариев, в процессечегоотражаетсяцелостноепредставлениеучащихсяохудожественномпроизведении.Практическая значимость работы заключается в том, что:– разработаны планы уроков по анализу сатирических произведений встарших классах, которые могут быть использованы учителями-словесниками;– предложены дидактические материалы (задания, иллюстрации, конспектыуроков, видеофрагменты) к урокам по творчеству М.
Е. Салтыкова-Щедрина,Н. В. Гоголя,М. А. Булгакова,В. В. Маяковского,А. П. Платонова,А. А. Кабакова;– представлены схемы и таблицы по изучению теоретико-литературныхпонятий, близких гротеску;– предложены темы письменных работ, связанные с анализом вербальных ивизуальных текстов;– подготовлен перечень материалов визуальных искусств, рекомендованныхкиспользованиюнаурокахпоизучениюсатирическихпроизведений(графические иллюстрации, примеры авангардной живописи, энвайронмента иарт-перформанса, короткометражные фильмы);– предложены методические рекомендации для учителей старшей школы поиспользованию вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска впроцессе анализа сатирических произведений.Достоверность и обоснованность научных результатов исследованияобеспечиваютсявыводами,литературоведческих,полученнымипсихологических,входеанализапедагогических,философских,методическихисточников, учебных программ, учебников, методических рекомендаций в20аспекте исследуемой проблемы, обобщением педагогического опыта и личнымопытом преподавания, а также наблюдением в процессе разработки методическойсистемы за процессом использования вербальных и визуальных средстврепрезентации гротеска при изучении сатирических произведений, беседами сучениками и учителями.