Диссертация (Феномен игры в стратегиях идентичности. Философско-антропологический анализ)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен игры в стратегиях идентичности. Философско-антропологический анализ". PDF-файл из архива "Феномен игры в стратегиях идентичности. Философско-антропологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»На правах рукописиТебякина Елена ЕвгеньевнаФеномен игры в стратегиях идентичности. Философскоантропологический анализ.Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наукпо специальности 09.00.13 –Философская антропология, философия культурыНаучный руководитель:д-р филос. наук, профессорМарков Борис ВасильевичСанкт-Петербург 20172СодержаниеВведение……………………………………………………………………….3Глава 1: Феномен игры: особенности, история, структура……………….111.1 Игра как антропологический феномен…………………………………111.2 Особенности и трудности классификации игр………………………...291.3.
Типы игр, игроки, игрушки…………………………………………….36Глава 2: Идентичность как проблема философской антропологии……...542.1 Особенности и проблемы формирования термина идентичность……542.2 Самоидентичность. Я и Другой………………………………………...652.3 Идентичность как граница………………………………………………76Глава 3: Игра как модель построения идентичности……………………...833.1 Способы формирования идентичности в детских играх……………...843.2 Ролевые игры как идентификационная модель………………………..893.3 Настольные игры в контексте идентификационной парадигмы……101Заключение………………………………………………………………….111Список литературы…………………………………………………………114Приложения………………………………………………………………...1283ВведениеАктуальность темы исследования.
Современный мир - мир эпохипостмодерна,непрерывноизменяющийся,эклектичный,безостановочнотиражирующий различную информацию. Это мир повторов и копий, в которомстановиться необычайно сложно найти самого себя и точку опоры собственнойсамости. Именно поэтому вопрос о поиске подлинной идентичности стоитсегодня особенно остро. Однако, основная проблема поиска идентичностисостоит не только в огромном количестве различных идентификационныхмоделей, которые могут предложить государственные и социальные институты,этнические и возрастные модели и т.п., но и в необходимости новогоосмысления феномена идентичности.
Прежде всего, следует отметить, что,даже исходя из своего первоначального значения от латинского «idem» – «тотже самый», «в высшей степени сходный», «тождественный» и «ipse», - «себясамого», т.е. тождественности самому себе, само это понятие тождественности(исамотождественности)предполагаетвнутреннююоднозначностьисовпадение, а значит и допущение о чём-то едином и неизменном. Между тем,существованиеврамкахунифицированной,постоянной,законченной,тождественной самой себе субстанции невозможно в нынешнем состоянииэпохи постмодерна и, даже неприемлемо для современного человека. Именнопоэтому необходимо переосмыслить проблему идентичности на новыхоснованиях. Точкой опоры должен стать феномен, который бы не толькоотражал саму суть жизни, её пластичность, изменчивость, эклектику, но игармонично совмещал в себе действительное и воображаемое, а также имелчёткий антропологический модус, без отсылки к которому невозможенсовременный философский дискурс.
И в качестве данного феномена наиболееподходящей представляется игра. Не что иное, как игровой процесс являетсятем, что, будучи границей действительного и воображаемого, постоянноактуализирует виртуальные смыслы. Кроме того, как раз игра, благодаря4моменту условности и (связанной с ним) безграничностью творческогопотенциала, поможет выстроить новую идентификационную модель, котораяпозволит человеку существовать в сфере современного мира относительнопродуктивно (в витальном смысле), а также экзистенциально надёжно.Феномен игры имеет довольно широкое значение и применение, позволяяраспространить игровой подход на обширный класс явлений - деловые исоциальные игры, игры на бирже, игры с судьбой и т.п. Игра как деятельностьизначально целая, всепоглощающая и свободная страстно захватываетотдающегося ей человека.
Амбивалентная по своей сути, игра, тем не менее,способна обратить человека к истоку собственного существования, который, всвою очередь, может стать отправной и точкой для построения идентичности вновых условиях. Двойственность игры выражается ещё и в том, что благодарямоменту условности игра совмещает свободное творчество и фантазию игроковс жёстким следованием правилам, устанавливающим контекст игры.
Так играстановиться сутью самой Жизни, наделяя последнюю экзистенциальносозидательным смыслом.Поиск идентификационного механизма и новых способов его построенияособенно важен сегодня. Когда парадигмы XX развенчавшие идею всеобщегопрогресса и следующего за ним непременного благополучия, универсальностьхристианских ценностей и связанную с ней идею единой всеобщей истории иединого взгляда на весь исторический процесс, наступил процесс тотальногокрушения мономифов или, как говорил Л. Шестов, «апофеоз безпочвенности 1».ИзысканияшколыАнналовсформировалиновуюметодологическуюпрограмму описания альтернативных микроисторий, заставив отказаться отевропоцентризма и однозначных оценок исторических событий. При этомразнообразных вариантов развития подчас даже одного исторического событияоказалось так много, что утратилась возможность не только единой традиции,Шестов Л.
Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления.- Л.: издательстволенинградского университета, 1991.- 216 с.15но и исходной «точки сборки» истории отдельного человека. А между тем,ощущениеисторичностиостаётсянеобходимойпредпосылкойдляформирования собственного бытия.Существование человека в новом социально-культурном контексте,изменение которого характеризуется и увеличением свободного времени иосвоением сферы отдыха и развлечений рыночной экономикой, радикальноизменяет оценку игры как модуса экзистенции человека. Она является уже непривилегией скучающих аристократов, а времяпрепровождением широких масси таким образом оказывает воздействие на формирование новой искусственнойсредыобитания,становитсяважнейшейэкзистенциальнойиантропологической потребностью каждого человека.Целью данного исследования является рассмотрение игры в культурноисторическом контексте как практика идентичности.
Для достижения даннойцели ставятся и решаются следующие задачи:• рассмотреть историю формирования игр;• реконструировать основные подходы и концепции игры;• обозначить различные типы игр и особенности их классификации;• выявитьпроблемыформированияидентичностивкачествеантропогенного последствия игровых пространств;• предложить определение идентичности, используя эвристические иметодологические возможности понятия границы;• обосновать эффективность применения игрового подхода припостроении механизма идентичности.Объектом данного исследования является механизм формированияидентичности, предмет – реконструкция идентификационного механизма вигровом процессе.Методологияиметодыисследования.Методологическаябазадиссертации определяется ее целью и задачами.
Основной регулятивной идеейвыступает общенаучный принцип системности и целостности знания. При6сравнении различных подходов к феномену игры в рамках философии,психологии, социологии, социальной инженерии, педагогики, культурологии,искусствоведения используется диалектический подход для синтеза различныхформ знания.Среди общеметологических приемов учитывается герменевтическийметод.
Его эффективность продиктована самой структурой научной работы,включающей интерпретацию, как самих игровых феноменов, так и разногорода документов, а также теоретико-философских концепций и культурноисторических парадигм.Компаративистский и кросскультурный подход также эффективноиспользован при сравнение разных концепций, а также способов осмысленияфеномена игры в различных отраслях знания - философии, психологии,педагогике, культурологии, социологии.
Исторический метод также открываетвозможность не только осмыслить трансформацию игр, нои увидетьнаправления и перспективы их развития.Структурный метод и топологическая рефлексия помогают выстроитьструктуру идентичности на основе характеристик игрового пространства, адиалектика границы раскрывает его пластичность и проницаемость.Осмысление феномена игры в антропологической перспективе, вчастности, как способа сборки самого себя, собственной телесности позволяетполнее и глубже описать идентификационный механизм.Степеньразработанностипроблемы.Литература,связаннаясвопросами осмысления игры и идентичности весьма обширна.
Это касаетсяопределения и классификации обоих феноменов, выявления их сущности иметодов исследования. В процессе осмысления игры возникло множествоконцепций, связанных как с внутренними противоречиями самих феноменов,так и их взаимодействиями друг с другом.Наиболее подробные и проработанный концепции игры как феноменакультуры, социального бытия и жизни в целом можно найти у таких авторов7как М.
Фуко, Э. Берн, С. Браун, Л. Витгенштейн, Р. Кайуа, Й. Хёйзинга, Ф. Г.Юнгер. Интересные игровые концепты, исходящие из личностного подхода,предлагают в своих работах американские психологи С. Браун, Э. Берн,П.Парлеба. Отечественные исследователи - Э. В. Эльконин, А.Д. Автомонов,М. Костюхина, Б.В. Куприянов, А.Е.