Диссертация (Поэтика прозы Блеза Паскаля), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтика прозы Блеза Паскаля". PDF-файл из архива "Поэтика прозы Блеза Паскаля", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Все это привносит особую смысловуюинтонацию в разговор о биографическом авторе и о поэтике произведений.То, что задача эта не только литературная, но собственно научная,делает доказательным ход предлагаемых рассуждений.2.1 Историко-литературный контекст. Время ПаскаляФранцузский XVII век прорастает из периода постмедиевальной ипредновейшей истории. В отечественной историографии он вписан впанорамный взгляд на Старый Свет через Мир-Систему140.138Pascal Bl. Pensées / Bl.
Pascal // Pascal Bl. Oeuvres complètes. Préface d‘Henri Gouhier.Présentation et notes de Louis Lafuma. – Р.: Seuil. 1963. – Р. 590.139Buffon J.-L. Discours sur le style / J.-L. Buffon. – P.: Editions Climatis. – Р. 30. Смотриразбор «Речи…» Бюффона в книге М.В. Разумовской «Бюффон-писатель(Французские естествоиспытатели XVIII в. и литература)». – СПб.: ИздательствоСанкт-Петербургского Университета, 1997. – С.
21-35, а также концептуальныйразбор «Речи…» А.Ф. Лосевым в работе «Проблема художественного стиля». – К.:Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. – С. 32-36.71«Люди, жившие в раннее Новое время, отмечали присущий ему духобновления»141,вызванныйнарастаниемтемпаисторическойсобытийности, ростом демографии и грамотности населения в связи сизобретениемполитическимикнигопечатания,потрясениями,социальными,когдаэкономическими«знаменательныеиизмененияпроисходят <…> с самой материей государства»142.Для Франции единство XVI, XVII и XVIII веков, по мнениювыдающегося знатока истории «старого порядка» Э. Ле Руа Ладюри,«определяется необычайной устойчивостью королевского строя.
В странеутверждается «классическая монархия», <…> проходящая на единомдыхании лет от Людовика XI до Людовика XV»143. При этом,«сакральность суверена имеет <…> драматические последствия: корольпри коронации дает клятву искоренять ересь в своем королевстве. Такимобразом, классическая монархия во Франции и в других странах врелигиозном плане <…> является веронетерпимой, несмотря на то, чтовремя от времени и в течение достаточно долгого периода наблюдаетсяфеномен ограниченного сосуществования с еретическим инакомыслием».Религиозный монополизм опирается «на апофегму XVI века –«единый закон, единая вера, единый король», а также и на афоризм«Религия королевства есть религия его подданных». Правильно понятый140Юсим М.А.
Введение / М.А. Юсим // Мир в раннее Новое время. Всемирнаяистория. Т. 3. Ответственные редакторы тома В.А. Ведюшкин, М.А. Юсим. – М.:Наука, 2013. – С. 5-9.141Юсим М.А. Введение / М.А. Юсим // Мир в раннее Новое время. Всемирнаяистория. Т. 3. Ответственные редакторы тома В.А.
Ведюшкин, М.А. Юсим. – М.:Наука, 2013. – С. 8.142Юсим М.А. Некоторые черты социально-экономической и политической жизни вXVI-XVII веках / М.А. Юсим // Мир в раннее Новое время. Всемирная история. Т. 3.Ответственные редакторы тома В.А. Ведюшкин, М.А. Юсим. – М.: Наука, 2013. – С.52-61, – С. 57.143Ле Руа Ладюри Э.
Королевская Франция (1460-1610). От Людовика XI до ГенрихаIV. Пер. с франц. Е.Н. Корендясова и В.А. Павлова / Э. Ле Руа Ладюри. – М.:Международные отношения, 2004. – С. 5.72или кажущийся понятым интерес государя вынуждает его отстаиватьопределенное единообразие веры среди королевских подданных»144.Понятие «классическая монархия» – не только определение«системы» власти. Речь идет о сакральном характере монархическогоинститута и о вертикальной заданности власти, закрепившейся в емкойформуле галликанизма о ее божественном происхождении.Широкое значение термина «абсолютизм» включает в свое полемомент «поиска абсолюта», что запечатлевается в «католическомвозрождении», «интеллектуальном и культурном расцвете под эгидойгосударственной Церкви» 145.Позже, после французской революции и обширных процессовсекуляризации XIX века, жизнь государства «определяет не христианствои,вчастностинекатолицизм,нокультура,подчасчистопосюсторонняя»146.Время Паскаля, не только в хронологии его собственной жизни, но ив системе координат событий и эпохи, соотносится с первой половинойXVII века, который возможно исчислять с 1598 года и подписанияНантского эдикта147.
Этот документ, признав католицизм главной религиейкоролевства, допуская свободу вероисповедования и ряд политическихправ для гугенотов, создал условия для возрождения Франции. Первая144Ле Руа Ладюри Э. Королевская Франция (1460-1610). От Людовика XI до ГенрихаIV. Пер. с франц. Е.Н. Корендясова и В.А. Павлова / Э. Ле Руа Ладюри. – М.:Международные отношения, 2004.
– С. 6.145Le Roy Ladurie E. L‘Etat royal. De Louis XI à Henri IV. La monarchie de la Renaissance(1460-1610) / E. Le Roy Ladurie. – P.: Flammarion, 1987. – P. 8-9.146Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Том II. «Новоевремя». Пер. с нем.
Научный редактор А. Пахомова / Й. Лортц. – М.: ХристианскаяРоссия, 2000. – С. 8, 11, 27.147Brunel P. Le siècle de Louis XIII / P. Brunel // Histoire de la littérature française. – Р.:Bordas, 1972. – Р. 176. Известный исследователь французской литературы П.Брюнель, оглядывая литературную карту первой половины XVII века, в которойосновное место отведено творчеству Паскаля, начинает век коронацией Генриха IV в1594 году и завершает кончиной кардинала Мазарини в 1661 году.73половина XVII века – время борьбы за единство страны, кровавых схватокс Фрондой и трагического противостояния католиков и протестантов –было временем государственного строительства. Завершение этогопериода связано с началом самостоятельного правления Людовика XIV(1661-1715) в 1661 году148.Историческая хронология сопряжена с гуманитарным содержанием.Здесь особое значение имели постановления Тридентского Собора (15451563), предложившего системные ответы на вопросы Реформации149 идавшего импульс для взаимоисключающих процессов – «католическоговозрождения»150 и укрепления абсолютизма в политической сфере.
Такимобразом, в дальнейшем на французской почве остроту получилиотношения между духовной властью и властью имперской. Французскиепарламентарии и дворянство мантии в большинстве своем являлисьпоследовательными сторонниками «свобод галликанской Церкви». Под«галликанской Церковью» понималось «ни больше и ни меньше как―ЦерковьФранции‖»151.Вэтоосвобождающеепространствогосударственности и вписывается поначалу французская Ораторианскаяконгрегация – «общежитийное содружество священников, подчинявшихсясвоим епископам», организованная П.
де Берюллем, первая французская148Малов В.Н. Франция в XVII веке / В.Н. Малов // Мир в раннее Новое время.Всемирная история. Т. 3. Ответственные редакторы тома В.А. Ведюшкин, М.А.Юсим. – М.: Наука, 2013. – С. 565- 580.149Michel A. Trente (Concile de) / A. Michel // Dictionniare de théologie catholique,contenant l'exposé des doctrines de la théologie catholique leur preuves et leur histoire /Commencé sous la direction de A. Vacant, EW.
Magnenot, Mg. E. Amann. T. XV.Première partie. – Paris –VI, 1946. – Р. 4.149Decrees of the Ecumenical Councils. In two volumes. Ed. by Norman P. Tanner S.J. Ed.:Sheed & Ward and Geogretown U. P., 1990.150Willaert L, s.j. Après le concile de Trente. La restauration catholique. 1563-1648 / L.Willaert. P.: Bloud et Gay, 1960. – P. 11-13, 15-31; 367-407.151Mesnard J. Introduction I. Port-Royal: culture et société / J. Mesnard // Dictionnaire dePort-Royal. Elaboré sous la direction de Jean Lesaulnier et Antony McKenna.
– P.: HonoréChampion Editeur, 2004. – P. 16.74семинария Сен-Сюльпис, созданная ораторианцем Ж.-Ж. Олье152, а такжедуховно-культурное движение Пор-Рояля. Жизнь, деятельность и трудысвятого Венсана де Поля и святого Франциска Сальского становятсямоделями нового благочестия для мирян французского королевства того,что обозначают как «французская школа духовности» («école française despiritualité») 153.Одновременно собственно французское понимание церковныхобновленийвступает в противоречие с «модернистским» деятельнымдухом ордена Иезуитов. Из этого антагонизма вырастают основныедуховные, культурные и литературные споры века, например, спор о«янсенизме» 154.Время Паскаля – это и время закрепления систематическогонаучногознания.Концепт«классическаянаука»хронологическиопределен начиная с эмблематической фигуры Коперника (1473-1543) изаканчивая деятельностью Ламарка (1744-1829). Он соотносится с разнымиобластями знания: естественные науки и изучение человека; исследованиезаконов движения и света, алгебры и геометрии.
При этом процессекаждый из элементов занимает свое место в общей порождающей системезнаний155. Классическая наука отличается содержанием и методамикоренным образом от науки Аристотеля, Птолемея или Гальена.152Малов В.Н. Франция в XVII веке // Мир в раннее Новое время. Всемирная история.Т. 3.