2 (Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника), страница 2
Описание файла
Файл "2" внутри архива находится в следующих папках: Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника, отзывы. PDF-файл из архива "Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Интересна отдельная фиксация автора, что развитое понятийное мышление в сфере моральных ценностей, не гарантирует подлинно нравственной позиции. На втором этапе в специально организованных условиях рассматривалось влияние средств образно-символического мышления педагогов на развитие ценностно-смысловых образований личности. Поражает обширность репертуара образно-символических средств, сформированных и используемых педагогами в многообразии школьных ситуаций, требующих или предполагающих нравственно осмысленное действие.
Вот только несколько примеров из их объемного списка: художественные образы из разнообразных видов искусства, научные и исторические факты, ситуации обыденной жизни, педагогическая реплика, рассказ, иллюстрация, социально-ролевая групповая деятельность и т.д. и т.д. Итоговая диагностика показала, что явным и устойчивым образом стали обнаруживать себя такие важнейшие духовно-нравственные образования личности, как потребность в нравственном поведении; доброта; мировоззренческие убеждения; патриотические чувства; ответственное отношение к семье, родителям, друзьям; гражданская позииия; забота о другом и многое, многое другое.
В заключение хочу отметить, что диссертационное исследование Л.Т. Потаниной осуществлялось с учащимися и педагогами общеобразовательных школ и экспериментальных площадок в разных регионах России, апробировано на многочисленных международных и отечественных конференциях. Полученные результаты убедительно подтверждают сформулированные автором гипотезы исследования, точно соответствуют его поставленным целям и задачам и могут служить хорошей основой для дальнейшего научного поиска.
По материалам работы опубликована монография «Образно- символическое мышление и развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника» (2013). Результаты проведенного исследования представлены в большом числе публикаций, в журналах, рекомендованных ВАК (18) и других изданиях. Диссертация Л.Т. Потаниной является завершенным теоретическим и практико-ориентированным исследованием, которое открывает новые возможности в изучении становления и развития ценностно-смысловой, духовно-нравственной сферы личности, позволяя решать важные научнопрактические задачи, связанные с образованием современных школьников.
Положительная, в целом, оценка диссертационного исследования не исключает замечания и пожелания, которые, в основном носят дискуссионный и рекомендательный характер. 1. Вызывает несогласие утверждение автора о существовании некого ряда смыслов: индивидных, субъектных, личностных (особных). Замечу, «индивид», «субъект» — это не самостоятельные онтологические сущности, а некие абстракции, модусы человеческой реальности.
Они может быть удобны для размышления об отдельных аспектах этой реальности, но сомнительны для понимания, для удержания ее, как она есть сама в себе. 2. Не могу согласиться также с предложенной автором интерпретацией, разрабатываемой мною категории «со-бытийная общность» и периодизацией ее развития в онтогенезе. Предложенная интерпретация слишком социологизирована, но такая общность — это не социальная организованность, не формальная структура (В. Тернер), имеющая внешнюю детерминацию по типу групп, команд, коллективов. Это онтологическая реальность, участники которой неслияннынераздельны в своих связях и отношениях друг с другом. В диссертации Лейлы Тахировны есть теоретический выход на подобное понимание, когда обсуждается совместная смыслопорождающая деятельность, преобразующая обыденную действительность (как совокупность утилитарных ценностей) в бытийное, онтологическое пространство, определяемое теперь уже непрагматическими ценностями и смыслами подлинного события.
3. В работе сделан чрезмерный акцент в духовно-нравственном становлении личности на предметном содержании тех или иных ценностей и смыслов, на их формализованных группировках и характеристиках (по сферам, способам их презентации; по уровням, глубине, широте их охвата). Тогда как суть нравственной позиции — в чувствительности, в предельной зоркости различения их валентности, в различении добро и зла в .