Диссертация (972196), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Они подчеркивают, что категория дискурса является более сложной, чемтекста, так как ориентирована на человека и учитывает коммуникативныефакторы речевой деятельности, в то время как текст является упорядоченнымматериальным результатом дискурса.Данная точка зрения впоследствии развивается в работах других ученых. Помнению М.Ф. Резуненко, «понятие «дискурс» расширилось и не совпадает спонятием «текст»».
Более того, «любой дискурс является текстом, но не каждыйтекст представляет собой дискурс» [Резуненко 2007: 38]. Т.В. Дроздовавысказывает мнение о том, что «не существует текста вне дискурсивнойдеятельности:любомузафиксированномутекступредшествуетдискурс»[Дроздова 2003: 21].Когнитивная лингвистика уделяет внимание функциональному описаниюязыковых средств с учетом социальных, прагматических, экстралингвистическихи пр. факторов, ученых в большей степени интересуют языковые явления всовокупности с особенностями когнитивных процессов человеческого сознания и43коммуникативных аспектов речевого взаимодействия. Рассмотрим данные точкизрения подробнее.Р.У.
Лэнекер рассматривает «дискурс как реальное событие употребленияязыка,основукоторогосоставляетосознаннаяконцептуализациядействительности» (“comprehensive conceptualization”) [Langacker 2001: 144],составляющаяполноепониманиевыражениявконтексте.Идеиоконцептуализации в дискурсе прослеживаются также в работах К.
Харта, которыйучитывает употребление языка в зависимости от идеологической функции всоциальных и политических контекстах, где осуществляется концептуализациядействительности [Hart 2016: 329].Д. Эдвардс рассматривает дискурс как ситуативно обусловленное речевоевзаимодействие с целью реализации интенций говорящих, где происходиткорреляция с понятиями когниции, ментальных пространств, психологическихособенностей, которые играют значимую роль в активном участии в речевомобщении и тексте [Edwards 2006: 41]. Интенциональность связывается смыслительной способностью человека и помогает предугадывать поступкиучастников общения, с категоризацией этих поступков и определением своихдальнейших коммуникативных действий.
Д. Эдвардс полагает, что дискурсявляется категорией надындивидуального или коллективного уровня сознания ихарактеризуется включением ментальных конструктов [Edwards 2006: 43].Ю.С. Степанов характеризует дискурс как «особое использование языка длявыражения особой ментальности; особое использование влечет активизациюнекоторых черт языка, особую грамматику и особые правила лексики» [Степанов1995: 38].
По его мнению, дискурс является средством репрезентацииментальности народа, который имеет свою неповторимую специфику, дискурсуприсущииндивидуальныеособенностиупотреблениялексическихиграмматических единиц языка.Наиболее полная и точная дефиниция дискурса была сформулирована Е.С.Кубряковой, которая отметила, что «за термином «дискурс» сегодня стоит такаяразветвленная структура знания, непременными компонентами которой ужеявляются знания о речи и речевой деятельности, о том, что ее источником могут44являться и одно лицо, и два, и еще гораздо большее количество участников, чтоона может и должна рассматриваться во всех социо-, культурно- и личностнообусловленных прагматических условиях ее порождения, по ходу ее протекания,проявляя зависимость от указанных факторов, а также, что по мере осуществленияречи строится за счет определенным образом выбираемых языковых средств новаяданность, выражающая интенции ее отправителя и оказывающая воздействие надругих участников коммуникативного акта, а также отражающая и порождающаяособый мир (ментальное образование), могущий быть репрезентированным в видетекста» [Кубрякова 2005: 24-25].В соответствии с точкой зрения Л.А.
Манерко, «дискурс, представляемый ввидемоделиподтекст,ментальногокоторыйдиапазоном,пространства,такжеявляетсявключающейхарактеризуетсяпроцессуальным,некоторымдеятельностнымвосстанавливаемыйпространственнымидинамическимявлением» [Манерко 2000: 6]. Она определяет дискурс как «ментальноепространство»,внепосредственнокоторомсвязанныеформируютсяспроцессамиифункционируютвосприятияизначения,интерпретацииинформации.
Деятельностный подход к изучению дискурса заключается врассмотренииегокакединстватекста,контекста,социокультурных,лингвистических и прочих компонентов.Следовательно, дискурс является комплексной лингвоментальной структуройчеловеческогосознания,состоящейизразличныхформатовзнания,вербализованных в языке с учетом прагмалингвистических и социокультурныхособенностей речевого общения, и являющейся средством отражения картинымира1 участников речевого общения.
Существенным является желание «выяснить,1Картина мира связана с формированием «исходного глобального образа мира, лежащего в основемировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей иявляющегося результатом всей духовной активности человека» [Роль человеческого фактора в языке 1988: 21].Она запечатляет в сознании нации то, как люди в целом (широкое понимание) воспринимают окружающую ихобстановку, происходящие события, все устройство жизни, что впоследствии «находит непосредственноеотражение в их поступках, профессиональной и речевой деятельности, которые передаются от поколения кпоколению, предопределяют ход мыслей в речи» [Гончарова 2012: 396]. Она представляет собойзафиксированный в человеческом сознании (узкое понимание) результат восприятия и осмысления человекомокружающей действительности, сформированный в течение и в условиях его жизнедеятельности; «картинамира является мировоззрением, заключая в себе тип социальной практики» [Бердникова 2014: 26].45какими структурами знания2 обладает человек, когда мы говорим об определеннойкартине мира в его голове, о ментальных репрезентациях и законах» [Болдырев2001: 11].В рамках когнитивной лингвистики ученые опираются на понятие «концепт».По определению М.Я.
Блоха, «концепт – это выделенное сознанием знание онекотором предмете (то есть предмете мысли, составляющем элемент бытия –действительного или воображаемого)» [Блох 2010: 37]. Дискурс «концентрируетсявокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающийдействующие лица, объекты, обстоятельства, времена, поступки и т.п.»[Демьянков 1982: 7]. Данные точки зрения позволяют сделать вывод о том, чтоучастникам коммуникации, принадлежащим к одному народу, присуща общаякартина мира, которая отражает сформированные в сознании коммуникантовзнания в рамках конкретной концептосферы.«Интерсубъектность» или «способность человека учитывать и соотноситьразные точки зрения, встраивать перспективы в дискурсе» заключаются ввозможности «эксплицитного апеллирования к нескольким точкам зрения – своейи чужим» [Ирисханова 2014: 34] в рамках «существования культуры».В дальнейшем будет рассмотрен судебный дискурс как значимый компонентправовой сферы человеческой деятельности и правовой коммуникации в целом.1.3.Исследование социальной и институциональной природысудебного дискурсаСудебный дискурс обладает признаками, определяющими его роль и место всистемеинституциональнойправовойкоммуникации.Выполняяправорегулирующую функцию, он оказывает влияние на жизнь социума иобеспечивает принцип законности и правопорядка в государстве.2Человеческое знание определяется, как «проверенный общественно-исторической практикой иудостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное отражение в сознаниичеловека объективной реальности в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [ФЭС 1983: 192].
Знания,репрезентируемые языком, являются «естественными структурами, структурами опыта, осмысления и оценокмира, разделяемыми всеми членами данного языкового сообщества и потому входящими в область такназываемого «разделенного знания» (shared knowledge)» [Кубрякова 2001(1): 8].461.3.1.
Изучение юридического и судебного дискурса в зарубежнойи отечественной традицияхПо мере знакомства с мнениями зарубежных и отечественных языковедов,занимающихсяописаниемюридическогоисудебногодискурса,четковыстраиваются три основных группы работ, описывающих данные явления. Сразуследует определить, что юридический дискурс – это более общее явление, котороеносит междисциплинарный характер и интересует специалистов в областиюрислингвистики (Forensic (juridical) linguistics) и лингвокультурологии, асудебный дискурс является подтипом юридического дискурса.Первая точка зрения представлена в зарубежной и отечественной литературе,где дискурс приравнивается к тексту (П.