Диссертация (972014), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Бахтина, который в категории автора художественного произведениявидит реакцию художника на мир: «познавательно-этическая оценка окружающей действительности воплощается в конкретно-воззрительное и смысловое "целое" именно в процессе борьбы художника с самим собой, со случайным, с явлением ради познания сущности характера, типа, явления» [16,с. 9]. По мысли ученого, автор должен рассматриваться как участник художественного события [16]. Он подчеркивал внутреннюю устремленность автора к созданию другой реальности, способной к содержательному саморазвитию.
По М.М. Бахтину, автор пользуется языком как материей и преодолевает его как материал, выражая некое новое содержание в соответствии сосвоим внутренним стремлением и целями. Автор вступает в отношения с читателем не как конкретное биографическое лицо, не как другой человек и некак литературный герой, а как «принцип, которому нужно следовать».
В художественном произведении автор, по Бахтину, — «авторитетный руководитель» читателя [16].Согласно данному подходу, в категории автора определяющим является идеологическое, концептуальное начало, и для понимания произведенияважно определить в первую очередь именно позицию автора как систему еговзглядов.Не меньший интерес, чем само понятие «автор», представляет понятие«образ автора», которое в некоторых работах определяется примерно так же,20как и авторская позиция. Так, Н.С. Валгина пишет, что «личностное отношение к предмету изображения, воплощенное в речевой структуре текста (произведения), – и есть образ автора» [38, с.
103]. В работе В.Е. Хализева образавтора рассматривается как одно из значений термина «автор» и понимаетсякак изображение писателем самого себя в созданном им художественномпроизведении [235, с.68–69]. Л. Тимофеев рассматривает данное понятие кактождественное понятию «образ повествователя», определяя его как «носитель авторской (т.е.
не связанной с речью какого-либо персонажа) речи впрозаическом произведении» [214, с. 248]. Б.О. Корман отмечает, что художественный образ автора не похож на реальный биографический образ писателя. В основе образа автора всегда находятся мировоззрение, идейная позиция, концепция писателя [103, с.10].Анализируя представленные выше подходы к определению понятия«образ автора», мы пришли к выводу, что данное понятие следует отличатьот термина «авторская позиция» и не отождествлять с термином «автор».
Авторская позиция включает в себя концептуальное содержание произведения,раскрывая сложность отношения автора к изображенной действительности,представляет собой сложную систему оценок. Границы понятий «автор» и«образ автора» представляется нам наиболее размытыми, трудными для различения, в связи с чем мы представляем возможным рассматривать понятие«образ автора» как образ некоего субъекта сознания в произведении, складывающийся у читателя в процессе постижения текста. С учетом этого, нампредставляется продуктивным предложенный Б.О.
Корманом метод, заключающийся в том, что биографию и творчество писателя следует изучать раздельно, причем начинать нужно именно с изучения биографии [103, с. 18–19]. Такой подход дает возможность осмысления различий автора биографического и автора как художественного образа, обеспечивает возможностьформирования у обучающихся представления о теоретико-литературном понятии «автор».21С проблемой проявления автора в художественном произведении связано понятие «точка зрения», имеющее различные толкования. По мнениюЮ.М. Лотмана, точка зрения представляет собой «…отношение системы ксвоему субъекту» [121, с. 320]. Близкое толкование термина «точка зрения»как отношения между субъектом сознания и объектом сознания есть уБ.О.
Кормана [103]. Ряд исследователей рассматривает точку зрения как положение субъекта сознания (носителя речи) в художественном произведении,его пространственной организации (Н.Д. Тамарченко [210, с. 425–432, с.430], М.М. Бахтин [16]).В трудах Б.О. Кормана и Б.А. Успенского можно встретить классификацию точек зрения. Подход Б.А. Успенского связан с определением точекзрения, с которых ведется повествование в художественном произведенииили строится изображение в произведении изобразительного искусства.
Исследуявзаимодействиеэтихточекзрениявразличныхаспектах,Б.А. Успенский различает: «идеологическую оценку»; «фразеологическуюхарактеристику»; «перспективу» (пространственно-временную позицию);«субъективность/объективность описания» (точку зрения в плане психологии) [222]. Б.О. Корман выделяет следующие типы точек зрения: «прямооценочную»; «косвенно-оценочную»; временную точку зрения; физическую(пространственную) точку зрения [103].На основании анализа представленных подходов, можно сделать вывод, что понятие «точка зрения» не всегда равнозначно понятию «авторскаяпозиция», так как подразумевает в том числе пространственное положениесубъекта сознания в произведении, некий ракурс, под которым рассматриваются изображенные в тексте явления.
Поэтому понятия авторской позиции иточки зрения следует разграничивать в зависимости от контекста, в которомони употребляются.Таким образом, в приведенных выше примерах классификаций точекзрения отражено, что автор как внутритекстовой субъект, воплощенный в22художественном произведении, может присутствовать на различных уровняхпроизведения и проявлять себя в разных типах оценочности.В текстах литературных произведений наблюдается многообразиеформ участия в повествовании субъектов сознания: автора-повествователя,рассказчика, персонажа и т.д. Авторская позиция проявляется в тексте за счетспецифических приемов, применяемых писателем при создании текста сознательно или бессознательно и составляющих особую художественную систему.
Тем не менее, при постижении авторской позиции важно не только выявить, какие именно приемы использованы автором, но и понять, как ониприменены. В связи с этим, на наш взгляд, особое внимание заслуживаетуточнение значения термина «авторская стратегия» и его соотношения с понятием «авторская позиция».В связи с изучением эпических произведений мы принимаем в качественаиболее подходящего определение авторской стратегии С.А.
Байковой, которая понимает ее как «сознательно избранную тем или иным художникомповествовательную модель с особым, индивидуально-авторским наборомприемов, тем, сюжетов, мотивов, образов и вовлечением в повествовательный дискурс автора – текста – читателя» [13, с. 4], считая при этом обоснованным отождествление авторской стратегии со стратегией повествовательной [13, с. 4].Таким образом, понятие авторской стратегии предполагает обобщенную модель повествования, представляющую использование системы взаимосвязанных друг с другом определенных повествовательных приемов и, соответственно, выбор (сознательный или бессознательный) автором тех илииных форм выражения авторской позиции.
Именно осознанное постижениеавторской стратегии, заключающееся в определении системы приемов проявления идейной и эмоциональной составляющей авторского сознания, даетвозможность понимания авторской позиции и того, как именно она выраженав конкретном произведении.23В настоящее время термин «авторская стратегия» используется нетолько в литературоведении. Он встречается в научных работах, посвященных искусствоведению, что позволяет считать его универсальной категорией,когда речь идет о формах проявления авторского сознания в том или иномпроизведении искусства.
На наш взгляд, введение в практику литературногообразования понятия «авторская стратегия» способствует формированию устудентов представлений о возможном воплощении авторского начала в произведениях искусства в целом и является метапредметным. Следовательно,введение данного термина в процесс литературного образования студентовпрофессиональных образовательных организаций, получающих специальность, связанную со сферой искусств, способствует реализации контекстногои культурологического подходов при обучении литературе указанного контингента студентов.Проблема воплощения авторской позиции в эпическом произведениирассматривалась многими учеными, в трудах которых можно наблюдать разные подходы к ее решению и выводы о невозможности создания единой универсальной классификации видов проявления авторского сознания. Тем неменее, на основе анализа подобных научных работ представляется возможным определить наиболее типичные для повествовательных текстов формывыражения авторской позиции.Одной из форм выражения авторской позиции являются прямые авторские оценки.
С точки зрения А.Б. Есина, чтобы постичь авторскую позицию,мы должны не только понять тему, проблему и идею произведения, но и определить «систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведения» [71, с. 38]. Авторская позиция может быть выражена, к примеру, ясно иоднозначно сформулированными логическими суждениями. В качестве примера можно привести лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя: автор прямо ставит проблему, делится своими переживаниями и мнением по поводу происходящего. Авторские оценки являются прямым способом24выражения авторской позиции, они составляют отдельную систему и к томуже играют важную роль в произведении.Тем не менее, для постижения авторской позиции в произведении недостаточно проанализировать систему прямых авторских оценок, о чем упоминал М.М.
Бахтин: «Авторская позиция проявляется, например, в отборефактов, в том, в каких ситуациях автор показывает персонажей, как построенсюжет, какие точки зрения на людей и события выражены в произведении.<…> Словом, авторская позиция проявляется во всех основных сторонах литературного произведения» [16, с. 166–168]. Примером такого отбора фактовпри выражении авторской позиции является эпизод падения Молчалина слошади в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Автор показывает персонажей в бытовой ситуации, которая не только открывает чувства Софьи кМолчалину, но и косвенно проясняет характер Молчалина. Анализируя эпизод, Л.И. Петриева приходит к выводу, что Молчалин садится на лошадь сцелью самоутверждения (получил новый чин, становится ближе к дворянству, а все дворяне умеют ездить верхом), и его падение – пример косвенноговыражения авторской позиции: «Как же относится автор к этому герою? Ещеодна деталь: “лошадь на дыбы”. Лошадь сбросила Молчалина, она его непринимает» [168, с. 59].