Диссертация (971920), страница 11
Текст из файла (страница 11)
На данный53момент теория социальных представлений имеет несколько подходов, однако длянас ведущим является структурный подход, который совмещает в себе какописание структуры социального представлений, так и его динамики. Кроме того,структурный подход обладает расширенной методической базой, которая даетвозможность проведения валидного эмпирического исследования.Выбирая объект исследования социальных представлений, мы должныпомнить о требованиях к нему, а именно о наличии социокогнитивнойвыпуклости: возможности включать в себя ряд более узких понятий, активноеиспользование данного объекта в коммуникациях, а также высокой степениреферентности для изучаемой группы. К таким объектам, безусловно, относятсяпервоосновные понятия: «жизнь», «смерть», «любовь», «счастье», «красота» идругие. Однако некоторые понятия, не являющиеся основой бытия, тем не менее,прочновходятвструктурунашегосознанияблагодарядлительномуисторическому и культурному формированию. К одним из них относится понятие«гендер», которое представляет собой социокультурный феномен.
Подробней наего описании мы остановимся в следующем параграфе.1.2.2. Изучение социальных представлений о статусе в социальнойпсихологииКоличествоисследований,посвященныхизучениюнепосредственнопредставлений о статусе в обществе крайне невелико. Остановимся на тех из них,которые наиболее близки к интересующей нас теме.Целью работы С.В.
Федотовой стал анализ феномена социального статуса[122]. Полученные элементы социального представления автор разделяет на двегруппы:характеристики,описывающиеразличныеуровнисоциальныхотношений и формальные показатели, отражающие положение человека вобществе. Данные представления имеют четкую структуру, в которой выделяютсяключевыекатегории,относящиесялибоксференепосредственныхмежличностных контактов, либо к объективным показателям активности идостижений человека, а также элементы, отражающие внешние проявления54статуса, различные характеристики личности, наконец, оценку обществом самихпозиций статуса и его атрибутов.
Ядро представлений содержит категории«положение», «общество», «богатство». Наиболее высокочастотная категория вобразе представителя среднего статуса описывает его типичность с помощьюпонятий «средний, серый, обычный». Низкий же статус ассоциируется сэлементами «пассивность» и «слабость», при этом данный человек отличается«безынициативностью», «депрессивностью», он «ленивый» и «неуверенный всебе». На основании анализа социальных представлений обо всех трех статусныхкатегориях С.В.
Федотова делает вывод о том, что существуют общие категориидляописанияразделениястатусныхотношений:««деньги,богатство»,«образование», «семья, семейное положение» и «работа, карьера». При этом такиекатегории, как пол, возраст и самооценка респондента по показателямуспешности, образованности, карьеры и др. не имеют влияния на восприятиесоциального статуса человека.
Кроме того, в данном исследовании значительныйупор сделан на изучение вопроса восприятия статуса незнакомого человека.В рамках этой задачи описана схема восприятия социального статуса индивида,где первостепенное место занимают невербальные признаки.Несмотря на несомненную значимость данного исследования для развитияизучения представлений о статусе, отметим ряд противоречий и методическихнеточностей, встречающихся в работе С.Ф. Федотовой. Во-первых, выборкаисследования,несмотрянаеёописаниекакмонохромнойструктуры,включающая респондентов от 18 до 30 лет, при дальнейшем анализе подвергаетсядроблению на неутонченные группы, при этом делается вывод о том, что возрастреспондента не является ведущим фактором в восприятии статуса. При этом триблока исследования были проведены на различных по составу группах, что непозволяет сформировать единую картину и сопоставить полученные данные.
Вовторых, анализ представлений о типичном представителе высокого, среднего инизкого статуса строится лишь на данных частотного анализа проявления тех илииных категорий ассоциаций, что не позволяет сделать окончательный вывод оструктуре представления. Автор также говорит о невысокой значимости фактора55социального положения индивида на его представления о статусе, хотя даннаяпеременная была оценена респондентами субъективно.
На наш взгляд, в рамкахсоциально-психологического исследования любопытно было бы изучить связь нетолько социального положения индивид в обществе по его субъективнымпредставлениям, но учитывать объективное положение индивида в структуремежличностных отношений в референтной для него группе. Обнаруженныепротиворечия, несомненно, диктуют необходимость более глубинного изучениявосприятия феномена статуса в общественном сознании для уточнения иобъяснения эмпирических данных.Кобсуждаемойпроблематикеотносятсяисследованиянетолькосоциальных представлений о статусе, но и о смежных категориях, которые, такили иначе, относятся к иерархичности положения в обществе. Таковым являетсяпонятие «успех», ведь в одном из определений данного понятия он описываетсякак «достижение поставленных целей в жизни, имеющих значение для общества игруппы,которыеобеспечиваютопределенныйуровеньположения,положительного отношения со стороны окружающих и личное удовлетворение»[64, С.
32]. Именно поэтому мы рассматриваем данную категорию, какприближенную к статусным характеристикам. Р.М. Шамионов и А.Р. Тугушева всвоей работе определили ядерную структуру представления об успехе [130].По мнению психологов, она состоит из умения общаться, знания норм этикета,уверенностивсобственныхсилах,значимостииценностидоверия,профессионального мастерства, возможности максимально раскрыть и проявитьсебя, умения переживать за окружающих и ощущать полноту сил и энергии.Л.И. Дементий и О.П. Нечепоренко также поясняют особенности социальныхпредставлений об успехе [33]. Они выделили две основные группы ассоциаций,встречающихся при оценке успешности: внешние признаки успешного человека иличностные особенности успешного человека.
Авторы выявили, что социальныепредставления лиц с различным социальным статусом (преподаватели иработники министерства) имеют отличия. Лица с высоким социальным статусомосновываютсяна внутренних,личностно-ориетированных характеристиках56успеха и описывают успешного человека как целеустремленного, ответственного,доброжелательного, уверенного в себе, со стремлением преодолевать трудности.Менее статусные респонденты отмечают внешние, социально-признанныепоказатели успеха: материальная обеспеченность, счастливая семья, внешняяпривлекательность,уважениесостороныдругих.ДругоеисследованиеЛ.И. Дементий и О.П.
Нечепоренко было направлено на изучение представленийо неуспешности [34]. Авторы обнаружили, россияне понятие неуспеха чаще всегосвязывают с профессиональной сферой. Показаны также различия в описаниинеуспешногочеловекапредставителямиразличныхстатусныхгрупп.Для низкостатусных респондентов (безработных, стоящих на учете в службезанятости)прототипомнеуспешногочеловекаявляетсянеактивный,безынициативный человек с пассивной жизненной позицией.
Для респондентов сустоявшимся высоким социальным статутом (имеющих постоянное место работы,достаточно высокий оклад и руководящую должность) прототипом неуспешногочеловека выступает инфантильный, личностно незрелый образ, обладающийхарактеристиками легкомыслия, избалованности, невоспитанности и эгоизма.Гендерный компонент социальных представлений студентов об успехеизучила Н.И. Нефедова [78]. Она установила, что юноши видят в образеуспешного человека богатого и счастливого мужчину. При этом ведущий способдостижения успеха для мужчин – отождествление себя с отцом, приобретениемаскулинных качеств и увеличение разницы между своими и фемининнымичертами.Девушки,напротив,вобразеуспешногочеловекавидятвысокостатусную богатую и счастливую женщину, олицетворяя её с матерью, ноне похожую на них самих.Категория «лидерство» также была изучена с точки зрения теориисоциальных представлений.
В исследовании Л.Г. Почебут и Е.Н. Газогареевойвыявлено, что для большинства респондентов важно, чтобы лидер был активным,смелым, уверенным и решительным [90]. Высоко также были оцененыкоммуникативныекачества.Выявленгендерныйаспектсоциальныхпредставлений о неформальном лидере: женщины хотели бы видеть человека,57обладающего эмоциональной отзывчивостью (эмпатией), а мужчины ожидаютлидера с инструментальной направленностью, быстро решающего поставленныезадачи.
В работе Е.В. Селезневой и О.Б. Долотовой о представлениях студентов окачествах и поведении лидера показано, что наиболее характерными факторамиявляются стремление к превосходству, проницательность, умение сохранять своюрепутацию, добиваться взаимопонимания, собранность и справедливость [107].При этом наименее характерными качествами стали зазнайство, трата времени иумалчивание о сути дела. Дополнить данное исследование может работа А.В.Солимчук, в которой также был выявлен гендерный аспект представлений онеформальном лидере группы. В нем актуализировался лингвистический аспектпонятия «лидер», который стал равен понятию «мужской пол», а также быливыявлены маскулинные лидерские качества, такие как «сильный физически»,«готовый идти на риск» [113].1.3.
Гендерные представления как область исследований в социальнойпсихологииГендерные исследования направлены на изучение взаимодействия мужчини женщин как на уровне общества, так и в малых социальных группах. Гендерныйподход применим и при изучении социальных представлений. Ж. Дювен,занимающийся данной проблематикой, обосновывает значимость развитиягендерных исследований.
Он говорит, что понимание гендерных различий итрансформациявзглядовнанихимеетпервостепенноезначениеприформировании идентичности человека [158]. Действительно, как в историческом,так и в онтологическом понимании, гендерная социализация является одной изпервых форм, с которой встречается человек. В историческом контексте половоеразделение труда датируется еще каменным веком [54]. Неудивительно, что застолько долгое развитие полового неравенства каждая культура выработала своепонимание образа мужчины и женщины. Поэтому ребенок, рождаясь, сразу жепогружается в мир, обусловленный гендером. Как отмечает О. Серрано«благодаря гендерным социальным представлениям социальные субъекты58упорядочиваются, чтобы объяснить реальность и позиционировать себя всоциальном мире» [182, С.