Диссертация (958830), страница 25
Текст из файла (страница 25)
В связи с этим, сама его сущностьамбивалентна: с одной стороны, он – классический герой мифа, совершающийпутешествие,сдругой–безликий,безымянный,среднестатистическийамериканец. В отношениях с нуминозными сущностями он также играет две роли.Сначала Тень выступает как посторонний наблюдатель, чья точка зрения ничемне отличается от взглядов среднестатистического человека.
Он − представитель215Campbell J. The Hero with a Thousand Faces – Princeton: Princeton University Press, 2004. – Р. 27.110обыденной реальности, эмпирического пространства, выступающий в качественекоего контрастного элемента, антитезы к образам богов и персонификаций. Вдальнейшем Тень развивается, достигая статуса мифического героя, в результатечего получает возможность соприкасаться с сакральным хронотопом и влиять наисход конфликта богов. Гейман описывает Тень как классического, стереотипногогероя: он высокий, привлекательный, способен к магии, сильный, умный, любитпрекрасную женщину.
При этом происхождение героя – не просто сына бога, нобога Одина, обладающего навыками шамана, − предполагает наличие этихкачеств и у Тени. Шаманизм Тени проявляется, в частности, в его способности ксновиденью. Именно во сне он получает важные подсказки и узнаёт сакральныевещи.Само имя героя – Тень – подчеркивает его статус посредника между двумямирами. В романе упоминается только его фамилия – Мун, сам герой всегданазывает себя Тенью (Shadow Moon). С другой стороны, собственного имени унего как будто и нет.
Он – тень. Тень Одина, которого сопровождает, теньгрядущих событий, тень самого себя: «- Тень, − повторила она. – Славное имя.Когда тени становятся долгими, наступает мой час. А ты – длинная тень»216, −говорит ему при встрече Зоря Вечерняя. «Человеком-тенью» называет его один изворонов Одина. «Да, ты тень. А я свет <…> Всё, что есть на земле, отбрасываеттень»217, − метафорически обозначает его суть Гор. Трактовок этого имени можетбыть несколько. В теории архетипов К.Г. Юнга тень означает тёмную,подавленную сторону личности индивида.
В то же время, она представляет собойисточник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. С этойточки зрения, имя героя в романе символически обозначает человека,сражающегося со своей слабостью, с тёмной стороной своей души посредствоммистических испытаний и нисхождения в царство смерти. Если имя Тениотражает его внутреннюю, психологическую конфронтацию, тогда становитсяочевидным и ожидаемым «вмешательство» солнца в эту борьбу, как силы,216217Гейман Н. Американские боги: роман - М.: АСТ: Астрель, 2009. – С. 81.Там же. С.
487.111антонимичной луне (фамилия Тени – Мун − Луна). Сначала герой получает вподарок золотую монету – символ солнца, но отдаёт её своей умершей жене,отказываясь, таким образом, от света и жизни. После его смерти на стволеМирового Древа, его воскрешают Гор − египетский бог солнца, однажды ужевоскресивший собственного отца, и кельтская богиня Истер – персонификацияжизненной силы.С другой стороны, имя героя можно рассматривать в соответствии с егофункцией медиатора между сакральным и профанным мирами. Подобно тени,отбрасываемой телами при свете солнца и луны, он занимает промежуточноеположение между людьми и богами, между светом и тьмой, между жизнью исмертью.
После своего возвращения из царства смерти, Тень выступает в качествепосредника между архаическими богами и современными персонификациями,поскольку он принадлежит обоим временам: старому, как сын Одина, и новому –как человек. В то же самое время, как полубог, на протяжении всего действияромана, он представляет собой тень своего отца Одина, его человеческогодвойника.Путь героя (кэмпбелловский мономиф) играет существенную роль вформировании структуры романа, поскольку все события и действия тесносплетены с этапами путешествия Тени как в горизонтальном эмпирическом, так ивертикальном сакральном пространстве. События, о которых повествуется впроизведении, образуют внешний каркас сюжета, так как совершаются помимоволи героя и имеют сверхличностный, общественно-значимый масштаб.«Действие всегда имеет источник и направление, оно происходит в пространствеи времени, поэтому каждое такое действие включает в себя и концепт места,времени, субъекта и объекта»218.
Есть действия, которые совершает герой, исобытия, в которых он участвует. В мифе о поиске, отмечает Нэнси Говард(Howard Nancy)219 герой находится на пороге великой перемены, через его218Лобин А.М. Повествовательное пространство и магистральный сюжет современного историко-фантастическогоромана – Ульяновск: УлГТУ, 2008.
– С. 34-35.219Howard N. The Quest Motif in Literature [Электронный ресурс] – 2009. – Режим доступа:http://commons.wvc.edu/nhoward/215/Course%20Documents/MYTH%20OF%20QUESTf09SF.pdf (дата обращения:13.10.2015).112посредничество реализуется судьба мира, поскольку путешествие в мифе илитературе символизирует абсолютную необходимость радикальной, творческойперемены в жизни индивида.Путь героя в романе соответствует трём основным фазам, которые выделяетКэмпбелл: исход – инициация – возвращение. Этапы, составляющие эти фазы,также просматриваются в схеме путешествия Тени по территории Америки.Подобно мифологическому герою, он слышит зов и встречает вестника,подталкивающего его к дороге испытаний; преодолевает эту дорогу, добываяволшебные дары и встречая сверхъестественных помощников.
Он дваждыпереживает состояние временной смерти: в Кейро и в Лейксайде, вступает в«священный брак» с богиней, противостоит своему божественному отцу испускается в царство смерти, где выдерживает последнее испытание перед тем,как ему откроется высшее благо единения с миром и самим собой.Фактическим рождением Тени, можно считать его выход из тюрьмы, где онсидел за драку, а первым фактором, разрывающим все связи с прошлой жизнью ипризывающим к приключениям, становится для него известие о гибели жены.Герой начинает свой путь субъектом, утратившим прошлое, с зыбким настоящими без какого-либо определённого будущего.
Тень самому себе напоминаетчеловека, о котором весь мир вдруг забыл. «А потом шёл сквозь двери сквозьдвери, отдавая себе отчет в том, что в обратном направлении не пойдет уже ниразу в жизни; и внутри у него было пусто»220. Безопасный, обыденный, реальныймир в его понимании – это мир, в котором он жил до начала своего пути,пространство больше абстрактное, чем физическое.
Это мир до смерти Лоры ивстречи с Одином. Поскольку фантастический quest не может произойти вобычной жизни, герой должен быть извлечён из своей типичной обстановки,вырван из обыденного мира. Поиск начинается с призыва к приключению: вразмеренную жизнь героя вторгается некий вестник, глашатай, призывающий егосовершитьпутешествие.Вестник,зачастую,представляетсобойнечто,приходящее извне, в его роли может выступать как субъект, так и символ или220Гейман Н. Американские боги: роман - М.: АСТ: Астрель, 2009. – С. 19.113событие, подталкивающее героя прервать течение прежней жизни и выйти надорогу приключений.
Он создаёт внезапную драматическую обстановку,разрушающую ежедневное существование героя.Считается, что самый обычный путь приобретения шаманской силы, равнокак и погружения в сакральное пространство – это видеть сны, поэтомунеудивительно, что во время полёта домой Тень видит первый из своихшаманских снов, в котором ему является персонификация Земли – человек сголовой бизона – и намекает о грядущей буре.
Эта мистическая фигура выступаети в роли глашатая приключения, и предсказателя, и просителя от имени Земли: «Грядут перемены, − сказал, не двигая губами, бизон. – И придётся приниматьрешения»221. Зачастую, герой начинает свой путь в сопровождении персонажа,владеющего сведениями о другом мире, поэтому, после тревожного сна огрядущей буре, в жизни Тени появляется такой вестник − некий мистер Среда −седоволосый крепкий старик со стеклянным глазом – и предлагает герою работу вкачестве своего телохранителя. Среда в скандинавской традиции считалась днемВотана (Одина), о чём и говорит неожиданный попутчик Тени, не называя своегонастоящего имени, но весьма недвусмысленно указывая на него: «Если учесть,что день сегодня определённо мой – почему бы тебе не называть меня простоСреда»222.Зов в любом случае означает, что настоящая ситуация стала бесплодной инепродуктивной, и что герой созрел для перемен, что он готов оставить своюстарую жизнь позади и обратиться к чему-то новому, что он готов двигаться.Чрезвычайно важна также и стартовая позиция героя, то есть всё то, что должнобудет измениться в ходе развития сюжетной линии.