Калиткин, Карпенко, Михайлов, Тишкин, Черненков - Математические модели природы и общества - 2005 (947500), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Модель допускает три типа таких режимов: полный переход электората на позицию «Х» или «У» — одновна гная самоидентификация; переход к стабильному соотношению числа сторонников и противников гголяризоваиная аалгоидвнтификаг)ия; периодическое преобладание числа сторонников и противников цик,гическая са,иоидвнтификаиия. Периоды колебаний (39). (40) сстествсгггго трактовать как периоды самоидвн пификации электората. В дальнейшем основное вник«ание будет уделено третьему типу эволюции электората. ф 4.
Циклы политической самоидентификации дагестанского этноса — модельные прогнозы и сопоставление с реальностью 4.1. Описание ситуации, связь наблюдаемых величин с переменными модели. Общеизвестно, что северокавказские субъекты РФ еще в советское время относились к числу наиболее неблагополучных в экономическом, социалыгом и политическом отношениях. Трудоизбыточность и особое геополитическое положение, сосуществование разных конфессий и традиций, многоэтничность и драматическая история вот далеко не самый полный перечень причин, постоянно порождающих повышенную, по сравнению со среднероссийским уровнем, социально -- политическую напряженность в этом регионе.
После распада СССР, прскрагцепия идеологической монополии одной партии в России, начала экономических и политических реформ проблемы, таившиеся ранее «под спудом», обнаружились с особой остротой и силой. Э 4. Циклы политической соиоипектификияии дагестиччского 91 В заметной части северокавказских этносов явно или завуалированно обозначилась тенденция решать проблемы своего региона сепаратно от России. При этом выдвигаются различные обоснования. прежде всего этнического, а также религиозного и исторического характера, рассматриваются различные степени политической независимости от российской государственности, вплоть до создания новых самостоятельных государств, и применяются различные методы борьбы, вплоть до жесткого вооруженного противостояния. Тем самым, в ряде этих регионов имеют место этнополитические конфликты между сторонниками сепаратизма и противниками этой линии, считающими, что решение основных проблем этноса следует искать, оставаясь в составе единого государства.
Одним из весьма проблемных в этом отношении регионов является Дагестан. Причем, сепаратистские настроения (согласно социологическим данным затрагивающие значительную часть населения) зачастую проявляются скрытно, принимая форму тех или иных действий, дестабилизирующих социально — политическую ситуацию в регионе. Поэтому выраженная количественно интенсивяость этих действий служит (опосредовано) текущей наблюдаемой мерой сепаратистских проявлений (или шире — социально-политической напряженности (СПН)) в регионе. В терминах рассматриваемой в 9! модели речь идет о наблюдаемой величине Ег (см.
формулы (3) и (12)), где позиция «Хк— позиция в пользу сепаратизма. Применительно к Дагестану (и к большой части северокавказских этносов) электорат разбивается на четыре группы: — твердые сторонники (противники) позипии «Х» или чУь или нейтралы (по данным сопяалыюй психологии их число нс превышает нескольких процентов); — действующие в пользу позяция чХ> (чусч ч7ь) в соответствии с абсолютным послушанием (напримср, так называемые мюриды или берущие на себя обязательства подчинения за оплату.
как чрекрутироваяные ваххабиты» ); — находящиеся под действием пропаганды или обоснованных социальных чувств, например, родственники и друзья пострадавших от боевых действий (они составляют от 20% до 40% от численности этноса); — выбирающие свою позицию в результате подражания, чзаряженности» настроением, преобладающие в их социальной группе. Из указанных групп и формируются категории Х(1). У((), У((), модели для динамики численности которых построены и изучены в Я 3, 4.
Напомним, что люделя предусматривают синхронизацию действий категорий «Хк и чук (в данном случае такими «маркирующими датамиь могут служить день рождения имама Шамиля, выборы в органы власти и т.д.). Заметим также, что, согласно этнографическим представлениям и данным (см., например, [18) и питируемую там литературу), модели. рассмотренные в 9 3, хорошо соответствуют 92 Гл. П. Модели выбори и ис применение к пвилизу конфликтов поведению жителей крупных сел и небольших городов республики, в которых проживает основная часть населения (причем, в условиях жесткого противостояния). Дальнейшие обобщения этих моделей учитывают поведение горожан, межрегиональные отношения н другие значимые процессы.
После этих предварительных замечаний опишем некоторые результаты моделирования. 0 1600 1200 800 400 Π†4 †8 ь д ь м м м а с маса я я азс к гз * ь д с аааа зсю с 3 а ьс им и'е с С ь ь ь м,1 ь и ап е и баа сз 1998 з: 1999 г. 1 — «спец января — первая декада февраля — борьба местных элит за крес1ю мэра Махачкалы; 2 — 2! мак — захват братьями Хачппаекыми здания Гасссвета; 3 — 21 августа — убийство муфтия; 4 — конец сентября — поход па Махачкалу; 5 — 21 декабря — убийство директора Цептрапьпсгс рынка Махачкалы; б — начало Осевых действий Рис.
3. Временная динамика социально-политической напряженносги в Дагестане. По оси абсцисс отложено время в месяцах, по оси ординат — резника в числе сторонников н противников сепаратизма в тыс, человек события, приходящиеся на очередной период обострения). Первый же прогноз обострения (начало февраля) оказался весьма точным, что позволило не только убедиться в адекватности модели, но и оснастить 4.2. Прогнозы по динамической модели и сравнение с наблюдениями. Рассматривалась временная динамика СПН в Дагестане с начала 1998 г.
Использовалась модифицированная базовая модель (с учетом реальных кперетоковь между категориями Х, У, 2). Начальное соотношение сторонников и противников позиции кХь (сепаратизма) определялась из данных социологических опросов, в качестве маркирующего события были взяты фсвральскне выборы мэра Махачкалы, начальное значение скорости изменения разницы между числом сторонников и противников (наиболее трудно определяемая стартовая величина подбиралась полуэмпирически).
На рис. 3 показана полученная из вычислительных экспериментов временная динамика СПН (по оси абсцисс отложено время в месяцах, по оси ординат — разница между числом сторонников и противников сепаратизма, номерам нв кривой СПН отвечают хорошо известные Э 4. Циклы политический саиаидг птификииии дагестанского 99 ее дополнительными реальными данными. В дальнейшем прогнозы по модели также хорошо совпадали с реальными событиями.
Динамика СПН в течение почти полутора лет носит циклический характер, повторяющиеся циклы политической самоидентификации имеют стабильный лосновнойь период равный !20-130 дням. После проведения боевых действий в августе †сентяб 1999 г. динамика СПН заметно изменяется — сторонников сепаратизма становится значительно меньше числа его противников и исчезает ярко выраженная пиклическая динамика СПН (амплитуда колебаний уменьшается, периодическая структура становится гораздо менее ощутимой). Другими словами, наступает относительная стабилизация политической обстановки в регионе (сильное внешнее вмешательство перевело систему на другую траекторию).
Да~шый пример хорошо демонстрирует описываемые моделью режимы самоидентификации (см. 9 4), применительно к конкретному периоду эволюции дагестанского этноса. С целью дополнительной проверки и подтверждения гипотез модели динамики группового противоборства сторонников и противников определенного курса действий и получаемых из нее выводов и прогнозов изучалась хронологическая последовательность полученных из различных источников данных о сопиально-политических конфликтах в регионе. Предполагалось, что такой анализ динамики конфликтов позволил бы выявить временные закономерности поведения социума (в том числе пиклы самоидентификации), которые затем могли бы быть сопоставлены с модельными прогнозами. Следует отметить и самостоятельную ценность математической обработки временного событийного ряда для нахождения тенденции в поведении изучаемого объекта (и получения па этой основе хотя бы краткосрочного дополнительного прогноза).
Для решения указанной задачи необходимо выбрать некую единую меру оценки конфликтного поведения социума, т.е. решать задачу в рамках общей проблемы снижения размерности многомерного признака (см. [19] и цитируемую там литературу). Действительно, типичны ситуации, когда приходится сравнивать между собой и упорядочивать по некоторому не поддающемуся непосредственному измерению свойству ряд явлений (в том числе социальных). При этом общее представление о степени проявления анализируемого латентного (т.е.
не поддающегося непосредственному измерению) свойства складывается как результат определенного суммирования ряда частных (и поддающихся измерению) характеристик, от которых зависит в конечном счете это свойство. В качестве такой меры был принят уровень СПН, понимаемый как интегральный показатель опасности конфликтов, произошедших в регионе в течение дня. Более опасному конфликту присваивалось по методике, изложенной ниже, более высокое численное значение в баллах, а затем эти значения суммировались по всем конфликтам, произошедшим за день (шкалирование).