Диссертация (793508), страница 48
Текст из файла (страница 48)
«Принципы права в отличие от правовых предписаний модальногохарактера (конкретных юридических норм) больше зависят от состоянияправовых знаний»516.Но правовые знания как совокупность имеющихся на конкретныйисторический этап развития правовой науки представлений о правовой системе,отдельных отраслях и т.п. применяются конкретным субъектом – судьей,экспертом, ученым, преподавателем, и субъективизм правоприменителя можетв значительной степени снизить эффективность использования принципа правакак средства правового регулирования.
Так, например, в литературе выделяетсяпринцип стабильности частноправового регулирования517, однако автор, на нашвзгляд,преувеличиваетвозможностичастноправовогорегулирования,утверждая, что «во многом признание принципа стабильности правовогорегулирования в качестве общепризнанного международно-правового принципаспособно снять напряженность в международных отношениях, в том числе приизменении политического режима или руководства государства» 518 . Именнонестабильность правового режима существенным образом (прежде всего,негативным) влияет на стабильность правового регулирования. При этомпринципы права расширяют возможности применения нравственно-правовыхрегуляторов, но только в пределах, установленных публичным порядком.Рассматривая анализируемую проблематику, И.А.
Умнова достаточноубедительно доказывает, что практика применения общих принципов права516Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 243.Васильев В.В. Стабильность частноправового регулирования как общепризнанныйпринцип международного права и принцип гражданского права Российской Федерации //Вестник Пермского университета. Юридические науки.
2014. Выпуск 3. С. 92-97.518Васильев В.В. Указ. соч. С. 94.517235«демонстрирует развитие правосознания судей, все чаще основывающих своирешения не только на конкретных нормах права, но и на естественно-правовыхдоктринах и идеях, получающих формально-юридическое воплощение в общихпринципах права»519. При этом автор выделяет и ту опасность, которая в наукевсегда связывалась с возможностью расширения судейского усмотрения, соценочным,абстрактнымхарактеромобщихпринциповправа,что«предполагает необходимость разумной трактовки и отказа от правовойконъюнктуры и спекуляций с целью облегчения судебной нагрузки илинеобоснованного упрощения судебных процедур»520.Устоявшееся в современной отечественной юриспруденции определениепринципов как основных положений, руководящих идей, «которые лежат восновевозникновения,становления,внутреннегостроенияиразвитияразличных явления, социальных, политических и иных систем, институтов иучреждений 521, разделяемое большинством ученых, в настоящее время не вполной мере соответствует потребностям правоприменения.
Происходит поискнового содержания исследуемого понятия, адаптированного к процессуприменимости данного правового средства к решению практических проблем.В.В.Ершовпоэтомуповодуутверждает,что«принципывнутригосударственного и международного права - это не идеи, а объективнонеобходимые и теоретически обоснованные средства правового регулированияобщественных отношений», но при этом «принципы и нормы права должнывырабатываться правотворческими органами не произвольно, а в результатеконкретизацииобщихпринциповвнутригосударственногои(или)международного права»522. При этом возникает вопрос : в чем будет в данном519Умнова И.А.
О тенденции расширения судебной практики применения норм КонституцииРФ в единстве с общими принципами права // Конституционное и муниципальное право.2015. № 6. С. 6.520Умнова И.А. Там же.521Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридическихвузов. С.119.522Ершов В.В. Правовая природа, функции и классификация принципов национального имеждународного права // Российское правосудие. 2016.
№3. С.23.236случае состоять отличие принципов права от норм права, если источник ихпоявления связан с правотворческими органами? При таком пониманиипринципов права из их числа придется исключить достаточно значительноеколичество положений, не имеющих легального закрепления.Для публично-правового регулирования такое понимание принциповправа вполне естественно и органично. Что же касается отраслей, основанныхна диспозитивности, прежде всего, гражданского права, закрепление принциповправатольконауровнезаконаприведеткотсутствиюэффектапрограммирования будущего законодательства, установления эволюционныхпринципов развития законодательства, когда именно принципы, не имеющиенормативного закрепления, могут оказать существенное влияние на развитиезаконодательства.
По своей сути именно таким образом складывался процессперехода к новому типу гражданско-правового регулирования в постсоветскийпериод.Высокий интеллектуальный, образовательный и творческий уровеньпредставителей советской юридической школы обусловил тот факт, что имеламесто не рецепция норм, действующих в западных государствах, а ихпреломление через призму принципов дореволюционного гражданского права,хорошо знакомых большинству советских юристов. Осознание необходимостиизменения в новых социально-экономических условиях сложившегося за долгиедесятилетиясоветскойвластигражданско-правовогорегулирования,«принятия» правовых идей, которые были сформулированы в проектеГражданского уложения Российской империи, в совокупности с имеющимся вто время представлением о системе частноправового регулирования в западныхстранах и позволили успешно разработать в рекордно короткие сроки первуючасть Гражданского кодекса РФ, не уступавшую многим образцам кодификациигражданского законодательства в зарубежных странах.Как верно отмечалось в литературе, «миссия законодателя сводится ктому, чтобы осуществить непосредственный перевод экономических отношенийв юридические принципы, ничего не утрачивая от них и ничего им от себя не237добавляя.
Однако поставленная подобным образом цель правотворчества порядуобъективныхпричиннеможетбытьполностьюреализована.Одновременно законодатель должен реализовать и другую цель - разработать изакрепить действенный механизм обеспечения общеобязательности принятыхим норм частного права»523.Принципы права позволяют реализовать данный механизм на практике,выполняяодновременнонесколькофункций,связанныхсизменениемправоприменительной практики при возникновении потребности в этом,оказывая существенное влияние на развитие доктрины частного права иформируя (насколько это возможно) тенденции изменения законодательства,определяя основные векторы модификации правовых институтов, что былопродемонстрировано в последней реформе гражданского законодательства(2012-2015 г.г.).Дискуссия о принципах права, активизировавшаяся в последние годы,сводится отнюдь не к определению правовой природы данного явления.
Речь,прежде всего, идет о механизме применении права, причем «не толькоиспользовании его властными органами, но и его внедрении в жизнь»524. Какимобразом принципы права «помогают» внедрить в реальную жизнь действиедостаточно специфических регуляторов, направленных на «оздоровление»правовой жизни участников оборота, и составляет основной предмет споров.По этому поводу весьма выразительно отметил Г.А. Гаджиев : «глазаюриста застилает то, что я называю символическими правовыми структурамиили знаками - юридическими понятиями, лежащими в основе позитивногоправа» 525 . Представляется, что именно принципы права позволяют убратьданнуюзавесу,разрешиввозникшеепротиворечиеиливосполнимсуществующий пробел за счет механизма должного, направленного на523Сырых В.М.
Материалистическая философия частного права. М.: Юрлитинформ, 2014. С.153.524Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2012. С. 256.525Гаджиев Г.А. Онтология права: (критическое исследование юридического концептадействительности). М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 13.238оптимизацию правового регулирования. Цель данной оптимизации четкосформулирована Р. Алекси, утверждающего, что «нечто должно бытьпретворено в жизнь наиболее полным образом и зависимости от фактических иправовых возможностей.
Правовые возможности реализации определенногопринципа зависят не только от норм, но и в значительной степени от других,противоположныхпринципов.Принципымогутидолжныбытьсбалансированы. Достижение баланса между принципами является типичнойформой реализации принципов»526.При этом принципы права не являются некой «замещающей» формойразрешения спора при выявлении пробельности в праве. В литературесправедливо подчеркивается, что еще в советской правовой науке сложилосьподобное представление о принципах гражданского права, однако в настоящеевремя необходимо перейти к новому уровню методологической оценки ихдействия, когда важнейшим элементом изучения станет процесс реализации,непосредственного применения принципов права как элемента правовоговоздействия на общественные отношения527.Однако процесс применения принципов права связан не просто спроблемой расширения судейского усмотрения.
На сегодняшний день считаетсядоказанным, что восприятие принципов права как самостоятельной формыправа связано с интегративным правопониманием528, однако это обстоятельствоне исключает того факта, что непосредственный субъект правоприменениябудет поддерживать данный тип правопонимания, я не является, например,сторонником легистского типа правопонимания. Так, например, Д.Е. Богдановотмечает, что именно позитивистское понимание права приводит некоторыхавторов526котрицаниювозможностипризнаниянравственно-этическихАлекси Р.
Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму). М.:Инфотропик Медиа, 2011. С. 89.527Бондаренко Н.Л. Современный методологический подход к исследованию принциповгражданского права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 4. С.305 - 309.528См. об этом: Кулаков В.В. Основные принципы гражданского права как особая формаправа // Вестник Пермского университета.