Диссертация (793217), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Курирует их работу заместитель главы по агропромышленному комплексу и развитию '" Принцип организации такого муниципального образования, как городской округ, заключается в наличии крупного населенного пункта., вокруг которого присутствуют небольшие населенные пункты. Основной экономический потенциал городского округа сосредоточен в г.
Губкинс. Наличие крупных промышленных предприятий и большого количества рабочих мест на них обусловило и распределение трудовых ресурсов. Основная часть трудоспособного населения работает в городе. Незначительное количество селян трудится на сельскохозяйственных предприятиях или уезжают в соседние муниципалитеты для работы в крупных сельскохозяйственных холдингах. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев !Г> марта 2018 года подписал Постановление о создании ТОСЭР на территории Губкинского городского округа. Будущис резиденты ТОСЭР будут частично освобождены от налоговой нарузки на 10 лет. что позволит создать новзяс производства, нс связанные с горнодобывающим кластером.
В настоящее время завершается работа по регистрации первых резидентов ТОСЭР, которые готовы открыть новыс предприятия в Губкинском городском округе. 11З малых форм сельского хозяйства, а соответствующая комиссия ежемесячно проводит анализ эффективности деятельности территориальных администраций"-'. Резюмируя итоги по второй главе диссертационного исследования, акцентируем внимание на следующем. Во-первых, политические условия в постсоветской России были определяющим фактором проведения ряда муниципальных реформ, имевших разные причины и определивших их разную результативность. Отечественные исследователи (В. Гельман и Р.
Туровский) называли эти реформы «муниципальной революцией» (90-е годы), «большой муниципальной реформой» («нулевь1е»)> «малой муниципальной реформой» (2012-2018 гг.), Для этих реформ был характерен маятникообразный принцип в траектории «централизация — децентрализация» местного самоуправления. Во-вторых, важно подчеркнуть в исследовании местного самоуправления особое направление исследований в локалистике «городские политические режимы» — которое определяет вектор развития крупных и средних городов РФ.
Феномен городских политических режимов позволяет определять его тип: «территория роста», «территория стояния на месте», «территория падения». Данная типология и анализ содействуют поиску оптимальных условий для коррекции политики городских властей в сторону их улучшения работы на нужды интересов территории и общего (публичного) блага горожан. В-третьих, не менее значима и роль «сити-менеджера» в развитии муниципальных территорий. Сам институт сити-менеджера активно цв С !99Г> по 2013 годы был построен, реконструирован или капитально отремонтирован 1Г>1 социальный объект. Улучшены условия размещения 32 муниципальных, государственных и федеральных учреждений.
занятых работой с населением, а так>ко оборудовано заново или отремонтировано 1Г> помещений для пунктов охраны правопоряд>га. введено в эксплуатацию 92 объекта коммунально-бытового назначения. Наряду с перечисленными объектами заново построено или капитально отремонтировано !4 православных храмов Губкинской епархии. 1!4 используется в практике организации муниципального управления.
При этом четко оформляется цель — построение вертикально-интегрированных конструкций публичного управления в субъектах РФ, Данная модель имеет и свои преимущества, и свои риски и издержки. Глава 3. Перспективные направления повышения эффективности механизмов институциональной трансформации самоуправления в современной России местного Исследование влияния политических условий на процесс институционализации местного самоуправления, включая воздействие федеральных и региональных органов власти на данный процесс, и связанных с этим режимных трансформаций и институциональных эффектов, было бы неполным, несистемным и необьективным без изучения проблематики его эффективности и результативности. Именно с анализом этих двух категорий возможно полноценное видение эволюции институтов местного самоуправления и локальной демократии в пространственно- временном континууме современной России.
пв 3.1. Политико-экономические аспекты институциональной эффективности органов местного самоуправления в условиях взаимодействия с локальными сообществами Исследуя эффективность местного самоуправления в постсоветской России, логично, по нашему мнению, соотнести поле политики и экономики, «политического» и «экономического», поскольку второе существенным образом влияет на первое.
И, наоборот, политика, политические условия, воздействуют серьезным образом на экономическую эффективность государства, регионов, локалитетов. А в социальном пространстве, согласно подходу П. Бурдье, неизбежно присутствуют разные поля (поле экономики, поля идей, веры, общественного мнения, что составляет целый блок политического) и практики. Кроме того, имеет смысл акцентировать внимание на тезисе П. Бурдье о вкладе символических благ в экономику.
П. Бурдье также отмечал, что сами принципы экономического построения базируются «на представлении об агенте или действии, о предпочтениях и потребностях, ...спрос, рынок суть продукты социального конструирования» "4. Помимо этого, продолжает П. Бурдье, экономические стратегии глубоко укоренены в пошлом в форме диспозиций и привычек, через инкорпорированную историю ответственных за нее агентов, экономические стратегии чаще всего интегрированы в сложную систему стратегий воспроизводства. Таким образом, экономика представляет собой поле для конкретного оперирования эффективностью местного самоуправления.
Проблематика эффективности институтов политической системы, включая институт местного самоуправления, во многом базируется на представлении об эффективности как стандарта по В. Парето. Правда, это аспект статической эффективности, обьясняющей разумное управление ресурсами и заботу о том, чтобы онн не тратились понапрасну правительственными и иными государственными структурами. В. Парето в данном случае рассматривает эффективность и как обстоятельство, состоящее, к примеру, в «огромных товарных и финансовых запасах, к которым правительство могло прибегать, увеличивая налоги для покрытия расходов и не нанося большого ущерба производству»"'.
Вслед за В. Парето проблематику эффективности разрабатывали с точки зрения динамической эффективности: Й.А. Шумпетер («процесс созидательного разрушения»"" с моделью равновесия, при которой он считает предпринимательство исключительным фактором от рутинного кругооборота), Д. Норт(97 (идея «адаптивной эффективности» как готовность общества приобретать знания и умения, поощрять новое и идти на риск), М. Ротбард (выявил связь динамической эффективности со сферой этики). М.
"' Бурдье П. Поле экономики Л Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики/отв. ред. перевод, сост. Н.А. Шматко. — СПбз Алетейя. 2014. — С.129 — 178. "' Парето В. Трансформация демократии / Пер с итал. М. Юсина. — Мз Издательский дом «Территория будущегогь 2011. — 208 с. 'мШумпстср Й.А. Теория экономическою развития. Капитализм„социализм и демократия / пер с нем, В.С. Автономова, М.С. Любского.
А.Ю. Чепуренко, пер. с англ. В.С. Автномова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой. Е.И. Николаенко„И.М. Осадчей, И.С. Ссменснко, Э.Г. Соловьева. — Мз Эксмо, 2008. — 864 с. 'и Норт д. Институты. институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. А.Н, Нестеренко: прсдисл.
и науч. род. Б.З. Мильнсра. — Мз Фонд экономической книги «Началагэ 1997.— 18() с. 117 Ротбард особо подчеркивал, что если «этическая цель внутренне противоречива и концептуально нереализуема, она должна быть признана абсурдной и должна быть отброшена»19~. Весомый вклад в разработку теории динамической эффективности внес Х. Уэрта де Сото, который полагал, что «критерий динамической эффективности теснейшим образом связан с понятием предпринимательства»'", являющегося главной движущей силой, порождающей стихийное творчество и координацию на рынке.
При этом Х. Уэрта де Сото логически объяснял, что институт предпринимательства всегда состязателен и конкурентен, и что он влияет на социум, на важнейшие элементы политической системы, различные уровни власти и управления. Причем данная проекция характерна и д/1я развитых стран, и для развивающихся государств, и для государств с «переходной экономикой», к которым чаще всего относят и Россию.
Политолог и социолог Р. Патнэм, изучая опыт регионов Италии в рамках неоинститционального подхода, выявил важную взаимосвязь между экономикой и политикой, между экономическим развитием и гражданскими традициями. На основе изучения успешных в социально-экономическом развитии территорий он подчеркивал, что ключевую роль в успехе, а, следовательно, и в эффективности, «индустриальных округов играют нормы взаимности и система гражданской вовлеченности»'®. Эти нормы и правила, как и вовлеченность граждан в общественные объединения на локальных территориях, по оценке Р.
Патнэма, образуют институты, которые, в свою очередь, формируют политику. Следствием такой политики становятся институциональные изменения, влияющие «на самоидентификацию и стратегию задействованных в политике людей»2"'. '"Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика /пер. с англ.