Диссертация (1335917), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Я также сознавала, что в статусе преподавателя у меня также была бывозможность время от времени улучшать свое финансовое положение через подачу заявок награнты и участие в зарубежных стажировках. Но это не могло обеспечить стабильного среднегодохода, который бы дал уверенность в завтрашнем дне и позволил бы строить долгосрочныепланы. В конечном итоге я выбрала административную должность.
[…] Теперь я стала151понимать, почему молодые, амбициозные, способные люди все чаще делают выбор в пользуадминистративной карьеры. Конечно, ученый высокого уровня имеет гораздо бóльшиеперспективы и более высокий уровень престижа, чем рядовой административный сотрудник.Но для того, чтобы к этому прийти, необходимо не просто много трудиться. На это такжепотребуется значительное время. При этом достаточно долго тебе придется выживать на тузарплату, которую ты будешь получать в качестве молодого преподавателя. Особенно если утебя гуманитарное образование, с которым тебе сложнее найти источники дохода вне стенуниверситета.
И особенно если у тебя нет научного руководителя, который был бы готовпригласить тебя в свою рабочую группу, свой научный проект и помогать тебе в развитии твоейкарьеры. В таких случаях административная должность представляется вполне неплохойальтернативой».Респондент [3] также отмечает, что в современном университете административная иуправленческая работа становится все более востребованной и способна иногда обеспечитьболее высокий уровень дохода и, возможно, престижа в университете, чем, например,преподавательская деятельность: «Более высокой оплатой труда сейчас поддерживаетсядеятельность администратора. В этом учебном году, может быть, начиная с прошлого года,определены большие оплаты тем, кто занимается руководством, - руководителям кафедр,деканам, проректорам.
Зарплаты вспомогательному персоналу сократились, и в определеннойстепени сократилась оплата труда преподавателей, непосредственно работающих состудентами».Следует также подчеркнуть, что в российских университетах, как и в университетахГермании, происходит процесс формирования четкой грани между академическим иадминистративным персоналом. Административный персонал ректората не имеет праваодновременно занимать должность научно-педагогического работника. Очевидно, это связано спопытками избежать коррупции, непотизма, предвзятости.
Что касается административногоперсоналанафакультетах,какивслучаенемецкихуниверситетов,совмещениеадминистративных и академических должностных обязанностей возможно.Вопросу взаимодействия между академическим и административным персоналом такжеследует уделить внимание.
Рассматривая немецкий университет, мы уже отмечали, чтовзаимодействие между этими двумя группами персонала не всегда проходит гладко игармонично, т.к. часто они представляют различные точки зрения, и обеим сторонамприходится, тем не менее, выстраивать диалог друг с другом, приспосабливаться друг к другу сцелью обретения компромисса. То же самое можно сказать и о взаимодействии персонала вроссийских университетах. В словах некоторых респондентов порой звучали даже весьмарезкие нотки в отношении административных сотрудников.
Респондент [21]: «Чем больше152ответственных за все фронта работ - особенно тех, кто сидит в главном здании [речь идет осотрудниках ректората] -, тем больше головной боли нам». Респондент [1] комментируетвопрос существования внутреннего конфликта между академическим и административнымперсоналом следующим образом: «Получается, что возникает конфликт между традициямиуниверситетскими, академическими традициями, культурой СПбГУ и текущими реформами.Вот эти традиции оказываются теперь сосредоточены в профессорско-преподавательскомсоставе. Это - их идентичность, и они защищают эту традицию как свое место и своюлегитимную позицию против реформирования. А вот в административном аппарате –совершенно другая позиция в отношении реформ, потому что это - их работа, соответственноэто - их идентичность.
И, во-вторых, идеология информационного общества ими привлекаетсяточно так же, как идеология университетских академических традиций привлекаетсяпреподавательским составом. Т.е для того, чтобы обосновать, отстоять и упрочить своеположение в этой системе - к тому же нестабильно меняющейся - им нужны информационноеобщество, новые компетенции, Болонский процесс и все остальное. А преподавательскомусоставу нужна традиция, сила, культурный багаж МГУ, СПбГУ. Вот они в силу объективныхпричин социальных сталкиваются. Что называется, ничего личного».Обобщая данные, полученные в ходе исследования, проведенного в Германии и России, ивыслушав позиции немецких и российских респондентов, автору хотелось бы представить свойвзгляд на проблему конфликта академического и административного персонала, котораяявляется крайне актуальной для современного университета.
Новая группа персоналавыполняет вспомогательные функции и призвана содействовать выполнению ключевыхфункций и оптимизировать процесс преподавания и проведения научных исследований черезвзаимодействие с традиционным (академическим) персоналом. Таким образом, казалось бы,отношения между академическим и управленческим персоналом ясны: вторая группа стоит наслужбе первой и должна обеспечить максимально комфортные для нее условия с тем, чтобысделать процесс преподавания и исследования максимально рациональным и эффективным. Напрактике же оказывается, что между этими двумя группами персонала университета частоскладываются конфликтные отношения, что также подтверждают результаты эмпирическогоисследования.С точки зрения управленческого персонала, академический персонал часто работаетнеэффективно в плане достижения целей, стоящих перед университетом как организацией, т.е.в плане экономического успеха и хороших позиций в мировых рейтингах университетов, инуждается в руководстве профессиональных менеджеров.
С точки зрения академическогоперсонала, администраторы и управленцы – персонал, чуждый самой природе классическогоуниверситета с его идеалами академической свободы, ценности знания как такового и большой153долей самоорганизации в управлении; это - персонал, который подрывает позицииакадемического персонала в управлении университетом, вмешивается в процесс преподаванияи исследования, диктуя, что и как преподавать и исследовать, и требуя отчета за своюдеятельность, что усиливает кризис академической профессии. Академический персонал такжечасто с негодованием воспринимает тот факт, что условия занятости вспомогательногоперсонала, каковым представляется им управленческий персонал, порой лучше, чем условиязанятости академического персонала, например, бессрочные трудовые договоры, в то время кактрудовые договоры академического персонала являются срочными83. Мы не чувствуем за собойправа выносить решение по вопросу о том, кто прав в этом споре, но несколько ремарок,основывающихся на мыслях, высказанных в научной литературе, а также на собственныхоценках результатов эмпирического исследования, хотелось бы сделать.С одной стороны, многие функции, которые взял на себя управленческий персонал, вчастности научные менеджеры, являются либо совершенно новыми функциями в университете,которых раньше не существовало, либо функциями, которые ранее не имели такого большогозначения и не были закреплены в институциональной структуре университета, и теперь былипереданы в ведение особой группы внутри административного персонала.
Таким образом, несовсем оправдано говорить о том, что управленческий персонал вторгается на «территорию»академического персонала. Во многих отношениях управленческий персонал среднего звенаоказывает помощь и поддержку академическому персоналу, часто выступая в роли посредникамежду профессорско-преподавательским составом и высшим руководством университета, атакже принимая на себя функции рутинного администрирования на факультетах.С другой стороны, нельзя отрицать, что управленческий персонал часто структурируетпедагогическуюиисследовательскуюработу,определяетприоритетныенаправленияобразовательных программ и исследований (например, через механизм финансовой поддержкитех или иных научных направлений); участвует в оценке деятельности академическогоперсонала, запрашивает ту или иную информацию (отчеты о международной деятельности,информация о сотрудничестве с другими вузами, контактах с представителями сферыпромышленности и бизнеса и т.д.).
Подобная деятельность управленческого персонала нередковызывает у академического персонала негативную реакцию и воспринимается как давление,проверка, раздувание бюрократического аппарата, который не только не рационализируетдеятельность в университете, а мешает работе.Часто поднимается вопрос о том, насколько необходимым в университете являетсяуправленческий персонал, а также о том, насколько органично такой персонал вписывается вакадемическую систему. Многим управленческий персонал представляется чем-то чуждым и83За исключением трудовых договоров, заключаемых с профессорами в Германии.154враждебным академической профессии.
В то же время существует мнение, что представителейнаучного менеджмента, относимых к управленческому персоналу, можно также считатьучеными, т.к. их работа строится на научных знаниях и методах, и в основе их деятельностилежит наука под названием «менеджмент». Более того, как отмечают некоторые ученые,исследующие проблему конфликта между академическим и управленческим персоналомуниверситета, в настоящее время можно говорить о феномене сокращения дистанции междуакадемической и не академической деятельностью84.