Диссертация (1335917), страница 42
Текст из файла (страница 42)
И эти деньги, в томчисле, направляются на то, чтобы преподаватели имели возможность по грантам вести зарубежом научно-исследовательскую работу или создавать новые курсы, или участвовать вконференциях.Можно совершать поездки в экзотические страны с этой целью. Скажем,университет Вам оплатит поездку, участие в конференции, проживание и все остальное вГонконге или Буэнос-Айресе, если это способствует тому самому имиджу, который так важен вэкономикеглэм-капитализма,глэм-образования.И,соответственно,упреподавателяпоявляется еще одна компетенция, которой он должен овладеть, - умение составлять проектныезаявки,участвоватьвразногородаконкурсах.Опять-такиприэтомвладениеинформационными и коммуникационными технологиями жизненно необходимо.
Т.е. да,коммерциализация и бюрократизация образования - это пресс, который давит на преподавателя.Большинству преподавателей это не нравится. Но те, кто адаптируются, могут из этойбюрократизацииикоммерциализацииизвлекатьвыгоды,какматериальные,такисимволические. Могут повышать свой статус, расширять свои возможности - и финансовые, икультурные. […] Молодежь с этим успешнее справляется, чем люди старшего и даже среднегопоколения».148Процессыцентрализациизарегулированностивнутривластизачастуюуниверситета.
Какследуетсопровождаютсяизслов многихусилениемроссийскихреспондентов, выполнение повседневных действий в университете, таких как, например,оформление командировки, подготовка письма-согласия на осуществление совместногопроекта, письма-приглашения в адрес зарубежного партнера, подготовка отзыва на автореферати т.д., требует теперь многоступенчатого согласования, в котором ученый инициирует этодействие посредством обращения в адрес декана своего факультета или директора своегоинститута, а декан или директор, в свою очередь, направляют обращение по данному вопросу вадрес вышестоящего должностного лица (проректора по учебной работе, проректора понаучной работе, заместителя ректора по международной деятельности, начальника Главногоуправления по организации работы с персоналом и т.д.).
Резолюция вышестоящего лицанаправляется декану или директору, который спускает ее ученому, инициировавшему данныйвопрос. Совершенно естественно, что такое многоступенчатое согласование требуетзначительно больших временных затрат, а также больших усилий со стороны всехзадействованных лиц и, главным образом, со стороны профессорско-преподавательскогосостава. Вопросы, которые ранее оперативно решались в устной форме, полуформально, теперьтребуют письменных формальных обращений, подготовленных по форме (в форме служебныхзаписок, распоряжений и т.д.).
Безусловно, такие нововведения позволяют усилить контроль,но, в то же время, порой снижают эффективность и результативность работы, когда резолюцияпринимается вышестоящим лицом слишком поздно или запрос «теряется» среди сотен другихзапросов на длинном пути согласований и утверждений. Как следствие, нередкимиоказываются случаи, когда научно-педагогические работники, «наученные горьким опытом»предпочитают избегать формальной системы, нарушая ее правила (например, отправляясь вкомандировку, не информируя об этом руководство, или направляя письма на уженедействительных бланках факультета за своей подписью и т.д.).Управленческий персонал. К управленческому персоналу университета относится группасотрудников, отвечающих за управление университетом и осуществление административнойдеятельности.
К этой категории персонала относятся следующие должности: ректор, президент,проректора, ученый секретарь, деканы, заведующие кафедрой, лабораторией, директораинститутов и научно-исследовательских центров, сотрудники отделов, осуществляющихфункции управления и администрирования. Внутри управленческого персонала российскогоуниверситета, как и в немецком университете, можно выделить несколько уровней. К высшемууровнюуправленческогоперсоналаотноситсягруппавысшихдолжностныхлиц,ответственных за принятие ключевых стратегических решений, определяющих направлениеразвития всего университета: ректор, президент, проректора. К среднему уровню относится149группа должностных лиц, ответственных за работу конкретных подразделений. Руководителисреднего уровня управления отвечают за разработку стратегии развития своих подразделений иобеспечивают реализацию общеуниверситетских стратегий, разработанных на высшем уровнеуправления: деканы, директора институтов и научно-исследовательских центров, начальникиотделов.Нижнийуровеньуправленияформируетсяработниками,выполняющимиуправленческие и административные функции, но не имеющими в своем подчинении другихсотрудников: заведующие кафедрами, сотрудники отделов.
В целом, функции управленческогоперсонала российского университета схожи с функциями соответствующего управленческогоперсонала немецкого университета, поэтому не будем останавливаться подробно на этомвопросе.Как и в случае немецкого университета, в российском высшем образовании такженаблюдается тенденция к увеличению управленческих и административных функций, ростучисла персонала, занятого в этой сфере, а также к становлению этого персонала в качествеотдельной профессиональной группы, представители которой обладают особой квалификациейи особыми личностными качествами.Респондент [1]: «Формирование и расширение управленческого аппарата университета это отдельная тема. Этот аппарат растет количественно, у него меняются функции, меняетсяструктура.
Мне трудно это оценивать, я могу только наблюдать извне. У меня есть лишьнекоторые информанты, такие агенты, т.е. мои бывшие выпускники или мои хорошиезнакомые, кто работает в этом аппарате и кто в наших беседах свои личные, человеческиевпечатления до меня доносит. По моим впечатлениям, разрастание аппарата приводит к тому,что туда приходит много новых людей.
Эти новые люди лучше адаптируются, в том числе кпроектам или хотя бы лозунгам текущего реформирования университета. Я полагаю, чтоважным направлением развития в ректорате сейчас является повышенная социальнаямобильность. Быстро делаются карьеры, быстро меняется персонал: кто-то приходит, невыдерживает, уходит. […] Говоря «новые люди», я имею в виду, что это демографически новыелюди. Это - молодежь. Это даже касается позиций проректоров, начальников управления. Онимоложе выглядят.
Я помню университет 90-х годов, где сидели зубры, которые помнилиСталина, Хрущева застали молодым. И вот на их места приходят новые люди, даже моинедавние выпускники, которых я как студентов с трудом могу всерьез воспринимать в качествеуправленцев, т.к. я знаю их подноготную и знаю, что они могут, и какие компетенции у нихесть, и каких на самом деле нет в силу их троек и прогулов. Но они, тем не менее, осваиваютэту работу.
[…] Здесь их учили социологии, кого-то на других факультетах – еще чему-то. А всфере управления они осваивают навыки и компетенции по ходу работы. И поскольку у нихесть некоторый культурный капитал, есть личностные качества, которые позволяют им это150осваивать, то они с этим справляются. Выясняется, что знания сами по себе как набор сведенийиз какой-то академической дисциплины не так важны, как компетенции, которые носили,условно говоря, латентный характер.
А такие как умение сдавать экзамены, быстро скачать,скомпилировать работу при помощи Интернета – это те навыки, которые очень пригодятся,когда человеку необходимо подготовить документ, отчет, проект приказа в аппарате. Иоказалось, что эти компетенции востребованы, а они ими уже владеют, в отличие от людейдемографически прошлого. Поэтому у них есть явное преимущество. Что касаетсяуправленческих навыков, то у них их нет, но дело в том, что и хорошие навыки, устоявшиесясвязи, поведенческие паттерны старшего поколения – они не работают, т.к.
в новойреформированной среде они просто не востребованы. От них требуют другого, аадаптироваться к этому им гораздо труднее. Более того, новые управленческие кадрывыполняют те управленческие функции, которых ранее либо не было, либо они выгляделисовершенно иначе и требовали иных навыков и иных талантов».Респондент [17], являющийся сотрудником ректората СПбГУ: «С моей точки зрениясейчас происходит процесс формирования административного, управленческого персонала вкачестве отдельной профессиональной группы внутри университета. Я бы сказала, что сейчас вуниверситете формируется новый карьерный путь, представляющий альтернативу карьереученого.
[…] В самом начале моей профессиональной деятельности был момент, когда ядолжна была сделать выбор между двумя разными карьерными путями: мне предложили статьна полставки преподавателем на факультете с заработной платой в четыре тысячи рублей, иодновременно я также получила предложение от начальника отдела, в котором сейчас работаю,где мне предложили полную занятость и значительно более высокую заработную плату. Японимала, что, делая выбор между этими двумя позициями, я, по сути, делаю выбор междудвумя карьерными путями – академическим и административным. Помимо природныхсклонностей и размышлений о том, к чему, к какому виду деятельности у меня больше лежитдуша, меня также посещали чисто прагматичные мысли о том, что мне необходимо строитьсвое настоящее и будущее, иметь возможность приобрести свое жилье и обеспечить себедостойный уровень жизни. И, конечно, я понимала, что с заработной платой в размере четырехтысяч рублей, которая у меня будет в течение длительного времени, пока я не смогу защититькандидатскую диссертацию и перейти на другую, более высокую должность, я себе этогопозволить не смогу.